2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

  • Главная
  • Таможня начеку (Таблица соответствия нормам Евро-2)
2637 1
22 Июнь, 2006 - 13:34

Таможня начеку (Таблица соответствия нормам Евро-2)

Евро-2Экологический стандарт Евро-2 неожиданно превратился в непреодолимую преграду для импортеров подержанных иномарок

Рожденный в муках российский экологический стандарт (техрегламент), соответствующий нормам Евро-2, с трудом отвоевывает себе место на наших просторах. Не прошло и месяца после его введения, а депутаты Госдумы вместе с калининградским губернатором уже просят главу правительства отложить его исполнение еще на несколько месяцев. И дело тут, конечно, не в экологии. Просто за те годы, что Россия готовилась к принятию европейских экологических стандартов, многочисленные государственные структуры так и не смогли договориться, как будут следить за его выполнением.
«Автоизвестия» неоднократно выступали за скорейшее введение в России более жестких, европейских требований к автомобильным выхлопам. Но усилиями лоббистов от отечественной автомобильной промышленности с принятием этого стандарта протянули целых четыре года. Наконец, в конце 2005-го решение по Евро-2 было принято. Сам технический регламент, обеспечивающий его выполнение, вступил в силу 22 апреля 2006 года. Казалось бы, все российские автопроизводители, а также импортеры автомобилей должны были к нему подготовиться. Да и нормативные документы можно было привести в идеальное состояние, чтобы со вступлением нормативов Евро-2 в силу регламент заработал, как часы. На деле все оказалось не так просто.Забыли про подробности

За счет автомобилей отечественного производства российский автопарк пополняется сегодня лишь наполовину. На добрую треть его обеспечивают новые автомобили иностранного производства. Остальное приходится на долю подержанных иномарок. С новыми импортными машинами экологических проблем, понятное дело, не возникает. Пока мы боремся за введение Евро-2, в странах Европы со следующего года готовятся перейти уже на нормы Евро-5. Япония и Корея, по традиции, также идут в русле европейской экологической традиции, так что и за автомобили из этих стран беспокоиться не следует. А в США, в некоторых Штатах, требования к автомобильным выхлопам даже жестче европейских. Проблемы неожиданно возникли с подержанными иномарками, и буквально на пустом месте.

Новый техрегламент, введенный постановлением правительства № 609 от 12 октября 2005 года, предусматривает обязательную сертификацию всех ввозимых автомобилей на соответствие требованиям Евро-2. Но за все время подготовки к вступлению евростандартов многочисленные заинтересованные государственные органы так и не смогли договориться, каким образом будет осуществляться сертификация подержанных иномарок. По словам руководителя Федерального агентства по государственному техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Григория Элькина, юридическим лицам необходимо будет при ввозе иномарки на таможне предъявить документы о соответствии ввозимого автомобиля экологическим стандартам (для физических лиц такая норма вводиться не будет). Выдачей этих сертификатов должны заниматься центральные или региональные органы того самого Ростехрегулирования, но и они оказались к этому не готовы. Да и сама процедура выдачи экологических сертификатов в регламенте, правительственном постановлении, да и ни в каком другом документе подробно не прописана.

В итоге, сегодня агентство смогло наладить сотрудничество лишь с крупными импортерами новых автомобилей, централизованно выдавая им сертификаты соответствия на целые партии новых иномарок. На большее в службе нет ни штатов, ни средств. А в проигрыше оказались многочисленные частные предприниматели, везущие подержанные иномарки из-за рубежа для перепродажи или для собственных нужд. Оказалось, они должны получать такой сертификат на каждый ввезенный автомобиль, а без него машину просто не пропустят через границу. Эти правила вступили в действие после майских праздников. И сразу же иномарки, не пропускаемые таможенниками, стали заполнять таможенные и портовые склады, парализуя работу не только портов и таможни, но даже некоторых судоходных компаний.

Пограничный паралич

Вместо Ростехрегулирования охраной экологии пришлось заниматься таможенникам. На западе, в Калининградской области, решили попросту прекратить таможенное оформление подержанных иномарок до особых распоряжений. Водителей вместе с автомобилями отпускают на все четыре стороны. Но без паспорта транспортного средства (ПТС). «Нам дано указание об условном выпуске автомобильной техники, — заявила руководитель пресс-службы Калининградского таможенного управления Надежда Работина. — Это означает, что можно завершить оформление в порядке и в сроки, установленные законодательством. Но без выдачи владельцу ПТС до предоставления документа из органов Ростехрегулирования. При этом какая-либо необходимость задерживать товары в зонах таможенного контроля не возникает». С начала мая таким образом «растаможили» около 300 машин. Но на подходе еще около 8 тысяч. По ним еще в апреле в Калининграде был проведен последний квотный аукцион на право ввоза иномарок на территорию анклава по льготным таможенным ставкам. 1 июля 2006 года разрешение вместе с режимом свободной экономической зоны перестает действовать, так что люди торопились, а уж на Евро-2 и вовсе никто внимания не обратил. А зря. «Около 5600 автомобилей уже прибыли на пограничные переходы Польши и Литвы, — говорится в заявлении городской администрации. — Возможно, часть из них не будет соответствовать требованиям Евро-2».

На Дальнем Востоке, где автомобилисты практически на 100% зависят от поставок подержанных иномарок из Японии, проблему пришлось решать более радикально. 16 мая таможенники получили письмо от управления Ростехрегулирования с разъяснением требований регламента и прекратили пускать на территорию края подержанные иномарки без сертификатов. Но в том то и беда, что разъяснения Федерального агентства, касающиеся положений техрегламента, отличались исключительной противоречивостью. С одной стороны, такие легковые автомобили в обязательном порядке должны быть сертифицированы на соответствие требованиям Евро-2. С другой, процедура сертификации не установлена, и поэтому подтвердить соответствие евростандартам невозможно.

После того как таможня Дальнего Востока отказалась оформлять ввозимые иномарки без сертификатов, они стали скапливаться на портовых складах. Через три дня автомобильный бизнес на Дальнем Востоке встал, а столица края окрасилась транспарантами протестующих. Пришлось таможенным властям идти на попятную. «Мы лишь исполняем принятое правительством постановление, — заявила начальник пресс-службы Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Полина Стецуренко. — К сожалению, за время, прошедшее с момента его принятия, так и не были созданы условия для его реализации». В итоге, исполняющий обязанности начальника Дальневосточной таможни Игорь Жуков дал указание временно проводить таможенное оформление подержанных иномарок, приостановленное из-за отсутствия у автодилеров сертификатов Евро-2, по прежней схеме, без всяких сертификатов соответствия.

Отменять — не отменять…

Понятно, что долго такой бардак продолжаться не мог. Никто не возражает против того, что подержанные автомобили из-за рубежа действительно необходимо сертифицировать на соответствие евростандартам по автомобильным выхлопам. Возмущает то, что переход на новую систему сертификации оказался абсолютно непродуманным. Никому не известно, где расположились органы, выдающие сертификаты, непонятны расценки на их услуги, не прописана сама процедура сертификации. «Обстановка осложняется тем, что организации, проводящие сертификацию товаров, не имеют аккредитации в области сертификации бывших в употреблении автомобилей», — заявил калининградский губернатор Георгий Боос. Он отправил обращение главе правительства Михаилу Фрадкову с просьбой упростить порядок ввоза подержанных иномарок. Калининградский губернатор попросил правительство России перенести срок ввода в действие постановления правительства РФ на три месяца, до 22 июля 2006 года, «с целью снятия социальной напряженности в области, а также, учитывая, что Калининградская область отделена от основной части Российской Федерации границами иностранных государств». Ранее аналогичное обращение к российскому правительству принимала Калининградская областная дума.

А недавно назначенный руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов высказался еще более прямо. По его словам, новые правила ввоза иномарок в Россию были проработаны не до конца, и регионы оказались не готовы к ним.

Пусть с запозданием, но на проблему обратили внимание и депутаты Госдумы. Законодатели также обратились к Михаилу Фрадкову с просьбой отсрочить запрет на ввоз в Россию подержанных иномарок, не имеющих сертификата «Евро-2». Хотя бы до 1 июля 2006 года. Но к тому времени, когда все эти многочисленные запросы поступили в правительство, во властных коридорах уже созрело простое решение проблемы.

Решили по старинке

Поставленную Ростехрегулированием экологическую проблему в результате пришлось решать таможенникам. 26 мая ФТС выступила с разъяснениями насчет того, как будут делить иномарки на «экологичные» и не соответствующие стандартам. «В связи с недостаточной обеспеченностью Ростехрегулирования органами, уполномоченными выдавать эти документы, таможенные органы до 1 сентября 2006 года руководствуются таблицей года выпуска транспортных средств», — говорится в сообщении. Иными словами, обойдя сложную процедуру сертификации, решили попросту делить иномарки по году выпуска. Все автомобили, произведенные до принятия тем или иным государством экологического стандарта Евро-2, из этой страны пропускать не будут. Остальные — пожалуйста.

Согласно этой таблице, под критерии Ростехрегулирования не подходят автомобили, выпущенные в Европейском Союзе до 1996 года включительно, в США — до 1995 года, в Японии — до 1997 года. Не удовлетворяют требованиям регламента автомобили, выпущенные в Канаде и Корее до 2000 года, в Малайзии — до 2002 года, в Китае — до 2003 года, в Индии — до 2004 года включительно. Автотранспортные средства, произведенные на Украине, не проходят по требованиям техрегламента, если они выпущены до 2005 года включительно (категория M), и до 2006 года (категория N). Кстати, таблица была разработана самим Ростехрегулированием и доведена до таможенных органов письмом Минпромэнерго от 24 мая, подчеркивают в ФТС.

Определенная логика в таком решении, безусловно, есть. Хотя и выглядит она слишком формально. Если уж принято решение бороться за уменьшение вредных выхлопов, то автомобили следует и в самом деле именно проверять на соответствие нормам Евро-2, а не полагаться лишь на дату производства. Такое решение заодно позволило отсечь конкурентов отечественному автопрому в виде подержанных «кореянок» старше 6 лет, китайских трехлеток, а также начисто отрубило возможность реэкспорта подержанных иномарок из Украины. А ведь три года назад в Китае производили не только чадящих монстров, к тому времени там вовсю работали иностранные концерны, выпускающие вполне современную продукцию. Другое дело, что случаев импорта подержанных машин китайского производства в России еще не было, все они расходятся внутри страны. Но это, как мы понимаем, просто подстраховка.

В «АСМ-Холдинге», который анализирует деятельность машиностроительных предприятий России и СНГ, полагают, что фактический запрет ФТС на импорт старых иномарок никак не повлияет на структуру автомобильного импорта. «Около 55-60 процентов подержанных иномарок ввозятся в Россию из Японии, 35 процентов — из Германии», — заявил заместитель гендиректора «АСМ-Холдинга» Александр Ковригин. При этом по его данным, возраст иномарок обычно не превышает десяти лет. Таким образом, от неожиданно введенного таможенниками возрастного ценза пострадают те 10% неудачников, которые везут в страну десятилетки из Европы, да еще не очень старые 6-летние машины из Кореи.

Мера эта временная, подчеркивают таможенники, будет действовать лишь до 1 сентября 2006 года. До того времени, смотришь, и нечистые на руку импортеры не успеют придумать, как обойти новые требования. А ведь соблазн подправить в документах на автомобиль его возраст велик. Не везти же, в конце концов, пригнанный автомобиль назад, на родину, если он вдруг по новым требованиям не подошел по возрасту.

Так или иначе, через три месяца все равно вступит в силу прописанный в техрегламенте способ сертификации подержанных автомобилей из-за рубежа. Всем импортерам придется пройти через пункты Ростехрегулирования. А чтобы не запутались, кому и куда обращаться, в письме ФТС приводится длинный список органов по сертификации, тех, что будут подтверждать соответствие автомобиля требованиям экологического регламента и выдавать сертификат. К слову список — прелюбопытный. Большая часть представительств Ростехрегулирования и почти 40 организаций, аккредитованных для проведения сертификации, расположены в центральном регионе, в частности, в Москве. А вот там, где они действительно могут быть полезны автомобилистам, в портовых городах — на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге, в Калининграде — их не хватает. На весь Питер, через который проходит огромный поток автомобильного импорта, приходится всего три пункта сертификации, в том числе одно их отделений по сертификации транспортных средств ФГУП «НАМИ». На всю огромную территорию Дальнего Востока, включая Хабаровский край и Камчатку, где и 100 километров — не расстояние, приходится всего пять пунктов сертификации транспорта. И это для региона, куда новые автомобили из Европы просто не доезжают, автопарк которого на 97% пополняется за счет подержанных иномарок из соседних азиатских стран. В Калининградской области, половина населения которой кормится за счет бизнеса на колесах, положение не лучше — там всего один пункт сертификации.

А теперь представьте, насколько готовы эти региональные отделения к наплыву жаждущих сертификатов импортеров. Ведь накануне введения стандарта Евро-2 вряд ли кто-то озаботился, чтобы снабдить их дополнительными помещениями, оборудованием, людьми, да просто бланками. А какие образуются очереди к этому пункту, когда все импортеры кинутся оформлять бумаги на ввоз своих автомобилей, как поднимутся неофициальные расценки на услуги чиновников? И думать не хочется.

Нас убеждают, что за время действия переходного периода все образуется, подготовиться успеют. В ФТС надеются, что до того времени процедуру выдачи сертификатов все-таки отработают, доставят на границу достаточное количество бланков, решат прочие организационные проблемы. Хотя, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Ведь если принятая таможенниками градация иномарок по возрасту покажет свою эффективность, существующий порядок могут и продлить. Тем более, таблицу эту составляли с заделом на будущее, предусмотрели и введение стандартов Евро-3 и Евро-4. Да и импортеры, надо полагать, останутся довольны. Все лучше, чем каждый раз оформлять на иномарку персональный экологический сертификат. А то, что под знаком борьбы за экологическую чистоту власти, наконец, ввели давно желанный запрет на ввоз автохлама, никому уже не интересно. В конце концов, кому он сейчас в России интересен, кроме застрявшей на таможне кучки мелких импортеров?

Михаил Белов

19060602.gif

По информации www.autoizvestia.ru

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Смотрите также:


Комментарии

Offline
12.03.2008 22:18

а какие параметры по выхлопам вредных веществ?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
434535
Введите код
Код
Введите код
CAPTCHA на основе изображений