Косметический ремонт для "автогражданки"

23 июня, 2006 - 08:13
12 0

На этой неделе Госдума рассмотрит законопроект о внесении поправок в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). Планируется подправить его так, чтобы автовладелец при смене машины не терял накопленные за время страхования бонусы за безаварийную езду. Но даже после принятия этих изменений в закон система поправочных коэффициентов для "автогражданки" останется далекой от совершенства. Непонятно, например, как будет сохраняться система скидок, если у автовладельца не один, а два или несколько автомобилей. На какой из них будут начисляться "бонусы"?

Напомним, понижающие и повышающие коэффициенты за аварийность (их еще называют "бонус-малус") у нас начисляются только на конкретный автомобиль. Если водитель разбивает или меняет машину, его аварийная история обнуляется. Депутаты предлагают рассчитывать коэффициент "бонус-малус" в зависимости от поведения на дороге водителя. А сколько он при этом поменял машин - не важно.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, действующая сейчас норма закона лишает владельцев автомашин, осуществляющих их безаварийную эксплуатацию, права на льготный коэффициент при смене транспортного средства. В то же время повышающие коэффициенты в отношении автовладельцев при смене транспортного средства действуют. Таким образом, изменение закона должно не только уравнять в правах автовладельцев при применении к ним коэффициентов "бонус-малус" при заключении договора ОСАГО, но и стимулировать на замену устаревших машин на более новые и безопасные, считает автор законопроекта депутат Алексей Сигуткин.

Глава подкомитета Госдумы по страховому законодательству, президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль тоже полагает, что изменения в закон об ОСАГО необходимы. Как показывает практика, автовладелец меняет машину в среднем раз в три года. В результате пропадают все заработанные им бонусы, соответственно теряется сам смысл поощряющих коэффициентов. "Так, если человек проездил 10 лет без аварий и приобрел скидку на стоимость полиса ОСАГО в 50%, по закону при смене транспортного средства на новое и технически более совершенное он теряет все накопленные скидки за этот период. Таким образом, нарушается один из базовых принципов закона об ОСАГО - обеспечение экономической заинтересованности для автовладельцев в безаварийной езде", - заявил Александр Коваль.

Впрочем, даже принятие очередных поправок не сможет кардинально улучшить закон об "автогражданке". Практика последних трех лет показала, что вся система ОСАГО нуждается в основательном реформировании, а не в одноразовых косметических мерах. Например, по действующему закону, у нас страхуется не просто гражданская ответственность водителя за ущерб третьим лицам, а его ответственность в привязке к конкретному автомобилю. Понятно, что таким образом авторы нашей "автогражданки" пытались привязать тариф на ОСАГО к материальному статусу автовладельца. Но что получилось в итоге: владелец полиса "автогражданки" считается застрахованным только за рулем собственного автомобиля. За рулем любой другой машины он - нарушитель. И это лишь один из немногих примеров несовершенства закона. Мы уже не говорим о том, что Россия по-прежнему далека от введения "европейского протокола", системы прямого урегулирования убытков и от вступления в зону действия "зеленой карты".

КАСКО в России - у каждого третьего

Алексей Аронов

По данным майского исследования ROMIR Monitoring, посвященном автострахованию, только 3% граждан до сих пор разъезжают вообще без всяких полисов страхования. Полис ОСАГО имеют 97% российских автовладельцев, а треть из них потратились еще и на КАСКО. При этом опрос показал, что чем меньше зарабатывают автовладельцы, тем чаще они не имеют страховки от ущерба и угона. Что касается условий страхования, то половину опрошенных (52%) в принципе они устраивают, хотя полностью довольных своими страховщиками оказалось немногим более 10%. Выяснилось, что примерно столько же граждан "скорее не удовлетворены" условиями страхования, и только 3% оказались крайне недовольны и ОСАГО, и КАСКО. Любопытно, что почти четверть опрошенных затруднилась выразить свое отношение к страхованию автомобилей вообще. По данным ROMIR Monitoring, каждый пятый житель страны имеет автомобиль (17%), причем большинство из них проживает в Дальневосточном федеральном округе. Кроме того, среди владельцев автомобилей значительно больше мужчин (26%), чем женщин (9%). Возраст большинства опрошенных автовладельцев составляет от 35 до 44 лет, а уровень своих доходов они оценивают как хороший.

Михаил ХМЕЛЕВ

По информации www.rambler.ru

Облако тегов