Дороги станут платными и частными

29 сентября, 2006 - 12:39
19 0

В скором времени в России появятся новые скоростные автотрассы. Правда, проезд по ним будет платный. Более того, платные дороги будут частными. Строительство первой частной дороги Москва-Переславль-Залесский уже началось.

Число автомобилей на российских дорогах увеличивается на 7-10% в год, а пропускная способность автомобильных дорог растет лишь на 1-1,5%. Сегодня почти треть дорог работает в режиме перегрузки. Если не принимать мер, то уже к 2015 году больше 50% автомобильных дорог будет работать в режиме перегрузки, и дорожные пробки будут возникать повсеместно.

Однако денег на строительство и содержание дорог выделяется недостаточно. В 2005 году, например, на содержание дорог было выделено 22% от необходимых потребностей Финансирование дорожного хозяйства из федерального бюджета в этом году сократится на 7% по сравнению с фактическим объемом финансирования отрасли в 2005 году.

В настоящее время России нужно иметь как минимум полтора миллиона километров автомобильных дорог, а есть не более 900 тысяч километров дорог. Причем из них только 600 тысяч - с твердым покрытием, а 300 тысяч километров - это практически бездорожье, из-за чего невозможно подъехать более чем к 5000 населенных пунктов.

Чтобы решить проблему финансирования дорожного строительства, государство намерено развивать систему платных дорог, прежде всего частных. По словам замминистра транспорта РФ Сергея Аристова, данный законопроект устанавливает разграничения предметов ведения Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного управления при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных дорог.

Кроме того, существует программа привлечения инвесторов к строительству дорог. Пока определены лишь приоритетные объекты, в строительстве которых поучаствуют частые деньги. Это новая трасса Москва-Санкт-Петербург, обход Одинцова по Минскому шоссе, подъезд к аэропортам Шереметьево и Домодедово, отдельный кусок на трассе "Дон" в обход Даньшина и по Ярославскому шоссе.

Первый частный проект по строительству платной трассы Москва-Переславль-Залесский, дублирующей перегруженное Ярославское шоссе, уже запущен. Закончить строительство предполагается через пять лет. С легковой машины будет взиматься 1 руб. за километр, для грузовых машин тариф составит 3 руб. Согласно расчетам, по новой трассе в сутки в среднем могут проезжать 98,5 тыс. автомашин (это в 2,5 раза меньше сегодняшней загрузки Ярославского шоссе на отрезке от первого до шестого километра). А с учетом того, что с 15% машин плата за проезд взиматься не будет (имеются в виду машины скорой помощи и аварийных служб), суточные сборы составят $154 тыс., срок окупаемости проекта - 7,2 года, не включая доходы от освоения придорожных территорий.

Планируется, что платные трассы будут дублировать уже существующие дороги, где, как правило, водители сталкиваются со сложностями из-за большого потока машин. От строительства платных дорог одни только плюсы. Специалисты предполагают, что аварий на таких трассах будет как минимум в 5 раз меньше, чем на обычных трассах. Пробок на этих дорогах тоже поубавиться. Для этого в местах сбора платы предусматривается существенное расширение дороги, а скорость составит от 100 до 150 км/ч.

Стоимость проезда по платной трассе, по предварительным расчетам, будет от 50 копеек до 2 рублей за километр в зависимости от протяженности, технических характеристик и месторасположения магистрали.

Кстати, по закону платная дорога должна быть переведена на бесплатный режим эксплуатации после того, как вложения окупятся.

Реальные деньги

Платные дороги приносят реальные деньги. Например, в Псковской области, где имеется 11 автомобильных пунктов пропуска, объем поступлений с платных дорог составил в 2005 году 111,8 млн. рублей (или 16,3% от общей суммы доходов бюджетного территориального дорожного фонда). Плата установлена за движение по участку дорог в объезд города Печоры протяженностью 4 км, а также за проезд по трассам: Печоры - Старый Изборск - Палкино - Остров (19,32 км), Нестрино - Остров до границы с Латвийской республикой (62,11 км), Опочка - Полоцк (82,1 км) и Ольша - Велиж - Усвяты - Невель (58,7 км).

Стоимость проезда для легковых автомобилей составляет от 130 до 260 рублей, для грузовых машин до 3,5 т - от 195 до 455 рублей, для автобусов с числом мест более 30 - от 455 до 910 рублей, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 т и трейлеров свыше 8,8 т - от 650 до 910 рублей.

История богатая, дорог - мало

Как это не парадоксально, но Россия имеет опыт эксплуатации платных дорог. В 1834 году был введен дорожный сбор на шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом. Правда, до конца прошлого века это был единственный эксперимент с взиманием денег за проезд.

В 1992 году президент РФ Борис Ельцин подписал указ "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе".

В 1994 году в порядке эксперимента начали взимать плату за пересечение трехкилометрового моста через Дон у села Семилуки в Воронежской области. Позднее плату стали также взимать за проезд по десятикилометровому отрезку магистрали Воронеж-Тамбов, мосту через Обь в Барнауле, на дороге в объезд села Хлевное в Липецкой области и на путепроводе в Саратове. Несмотря на то что стоимость проезда на этих участках была чисто символической (1-10 руб.), вскоре плату отменили из-за несовершенства законодательной базы.

27 июня 1998 года Борис Ельцин подписал указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", уточнявший условия введения в стране платного проезда по автодорогам.

В конце 1999 года правительство утвердило временные правила организации эксплуатации федеральных дорог на платной основе.

Дальнейшее развитие идеи платных автодорог было отражено в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", принятой правительством 2 августа 2001 года.

С марта 2002 года плата за проезд взимается на ряде дорог в Псковской области.

Платными стали участок дороги в обход города Печоры, участок автодороги Печоры-Старый Изборск-Палкино-Остров, участок дороги Нестрино-Остров до границы с Латвией и часть трассы Опочка-Полоцк. С 1 апреля 2002 года платным стал участок дороги, соединяющей Псковскую область с эстонским пограничным пунктом Лихула. Цена за проезд колеблется от 110 до 770 руб.

25 ноября 2004 года правительство РФ приняло постановление о реконструкции федеральной дороги М-4 "Дон", ведущей к аэропорту Домодедово, и введении платы за ее использование.

29 декабря 2004 года премьер Фрадков подписал распоряжение о строительстве платных магистралей Москва - Санкт-Петербург (скорость движения - 150 км/ч). Строительство этого участка должно начаться в 2006 г. и завершиться не позднее 2008 г. Протяженность десятиполосной трассы, которая пройдет по новому маршруту в обход населенных пунктов, составит 645 км. Таким образом, если учесть, что разрешенная максимальная скорость на новом автобане будет 150 км/ч, доехать из одной столицы в другую можно будет за четыре-пять часов. Точная стоимость проезда по магистрали еще не определена. Пока называют следующие цифры: 1-1,5 руб. за километр для легковых автомобилей (таким образом, вся дорога обойдется в 645-967 руб.); проезд для автобуса будет стоить 3 руб. за километр (1935 руб. за всю дорогу), а для грузовика - 2,7 руб. за километр (1741 руб. за весь путь).

Вскоре начнется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области. Протяженность ЦКАД составит 438 км, расчетная скорость движения - 120 км/ч, начало строительства - 2007 год, окончание - предположительно 2011-2012 года.

Проводится также комплекс мероприятий для реализации инвестиционного проекта создания платной соединительной автомобильной магистрали от МКАД до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск в обход г. Одинцово.

Подготовлен план мероприятий по реализации проекта поэтапного завершения строительства и ввода в эксплуатацию на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участках км 21 - км 117 и км 330 - км 464.

Марина Цветова

По информации www.rambler.ru

Облако тегов