Российский протокол: Какими будут европейские правила в отечественных условиях | Steer.ru

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

  • Главная
  • Российский протокол: Какими будут европейские правила в отечественных условиях
2263 0
29 Июнь, 2007 - 10:49

Российский протокол: Какими будут европейские правила в отечественных условиях

Ровно через год — то, что в России называют «автогражданкой», станет, наконец, похоже на цивилизованное страхование автогражданской ответственности. Министерство финансов РФ обещает к тому времени подготовить целый пакет поправок в «недоделанный» закон об ОСАГО, которые должны кардинально облегчить жизнь автомобилистов, попавших в ДТП. Участников мелких аварий избавят от необходимости общаться с сотрудниками ГИБДД, а возмещение по полису ОСАГО потерпевший сможет получить в собственной страховой компании.«АИ» не раз писали о предстоящем введении в России свода страховых правил, известных как «Европейский протокол» и предполагающих прямое урегулирование убытков. В общем-то, давно известно, что в июле 2008 года, через пять лет после введения в нашей стране института ОСАГО, страхование автогражданской ответственности должно стать не только обязательным, но и удобным для владельцев полисов средством возмещения ущерба. Почему мы вновь возвращаемся к этой теме? Потому что появились некоторые подробности грядущих нововведений.

Идеальная схема

Напомню еще раз: Европейский протокол позволяет водителям, попавшим в мелкую аварию, не вызывать на место ДТП сотрудников дорожной полиции (ГАИ-ГИБДД в нашем случае) для оформления протокола. Если водители определили самостоятельно — кто виноват, им достаточно лишь составить схему происшествия и заполнить стандартный бланк (выдается страховой компанией при заключении договора). Но для оформления ДТП по упрощенной схеме в России должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, размер убытков потерпевшей стороны не должен превышать 25 тысяч рублей. Во-вторых, в аварии не должно участвовать более двух транспортных средств. Наконец, участие милиционера в разборе происшествия не понадобится, если столкновение не повлекло за собой человеческих жертв, ранений и увечий — ущерб жизни и здоровью в рамках Европротокола не возмещается.

Система прямого урегулирования убытков подразумевает получение потерпевшим автовладельцем страхового возмещения по полису ОСАГО у своего страховщика, а не в страховой компании виновника ДТП, как это принято сейчас. Понятно, что водители, застраховавшие свой автомобиль по программе КАСКО (риск угона и ущерба), ничего нового в предлагаемой системе не обнаружат. Они и сейчас не особо бегают за виновником происшествия. Ведь в случае аварии владельцы полиса КАСКО ремонтируют свой автомобиль на деньги своей страховой компании или у нее же получают возмещение. Страховщик потерпевшего в этом случае самостоятельно предъявляет регрессный иск компании, застраховавшей автогражданскую ответственность виновника ДТП, и за ее счет компенсирует свои расходы.

Такая система мало того, что удобна клиентам, она еще является и отличным стимулом для страховщиков. Это с чужим клиентом можно препираться, долго спорить о сумме ущерба, занижать его и затягивать выплаты. Своими же клиентами страховщики дорожат в большей степени. Ведь человек, довольный тем, как было улажено его дело, практически наверняка принесет свои деньги страховщику и в следующий раз. Кроме того, добрая молва, так же как и злая, распространяется по рынку очень быстро. Законодатели хотят распространить эту практику и на институт ОСАГО, обязательный для всех, в то время как полисы КАСКО у нас в стране имеют лишь около 20% частных автовладельцев. Разработчики закона верят, что после введения системы прямого урегулирования в «автогражданке» качественное обслуживание, быстрое и полное возмещение убытков по полисам ОСАГО станут обычным делом.

Своя специфика

Действительно, Европейский протокол, совмещенный с системой прямого урегулирования убытков, обещает значительно ускорить оформление мелких аварий, а получение возмещения по полису ОСАГО за разбитый автомобиль сделать процессом удобным и необременительным для его владельца. Законодательные предложения по введению новой системы разрабатываются Министерством финансов — ведомством, ответственным за функционирование и трансформирование страховой системы. А введение европейских правил урегулирования аварий по ОСАГО намечено на 1 июля 2008 года.

Но никто до сих пор в глаза не видел предложений разработчиков. Все, что было сказано — это некая идеальная схема функционирования ОСАГО, принятая в большинстве развитых стран мира. Как будет выглядеть Европротокол в российских условиях, сейчас трудно сказать. Не будет ли упрощенная схема обусловлена рядом условий, которые сведут на нет все ее удобства? Судить об этом можно лишь на основании высказываний чиновников.

В мае из уст представителя Минфина мы узнали, что схема прямого урегулирования, которая будет введена в России летом следующего года, лишится одного из подводных камней, прежде вызывавших изрядный скепсис. Как рассказала на пресс-конференции заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, министерство решило отказаться от ограничения в 25 тысяч рублей при прямом урегулировании. Это означает, что с 1 июля следующего года все потерпевшие в ДТП могут обращаться за возмещением в свою страховую компанию. Без исключений. «В законопроекте есть жесткое требование, согласно которому все страховщики, заключающие договора ОСАГО, должны будут участвовать в системе прямого урегулирования и Европейском протоколе», — заявила представитель министерства. Все эти положения уже внесены в проект поправок к «Закону об ОСАГО», который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.

Безусловно, это позитивное нововведение. Потерпевшему в ДТП не надо будет думать о том, превысил ли ущерб его автомобилю заветную сумму или нет. Не надо будет проводить для этого за свой счет независимую техническую экспертизу, и в зависимости от ее решения определять, в какую компанию обращаться — в свою или виновника ДТП. Все автовладельцы, оказавшиеся в аварии на потерпевшей стороне, смогут смело обращаться за возмещением к своему страховщику.

В то же время, обойтись без участия сотрудников ГИБДД в оформлении аварии по-прежнему можно будет лишь в случае, если ущерб не превысил 25 тысяч рублей. Остаются в силе и два других условия — отсутствие пострадавших и участие в ДТП лишь двух участников.

Кроме этого, по словам Веры Балакиревой, законопроектом предусмотрено установление лимита ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших в размере 240 тысяч рублей на каждого потерпевшего. И это тоже позитивное нововведение. Сегодня напомним, 240 тысяч — это предельная сумма, которую могут получить пострадавшие в ДТП от виновника по его полису ОСАГО. Независимо от того, сколько людей в результате аварии пострадало.

Наконец, в случае согласия страховщика и потерпевшего относительно размера убытка можно будет не проводить независимую техническую экспертизу. И это тоже удобно и, в конце концов, скажется на скорости урегулирования убытков и на снижении издержек страховщиков.

Впрочем, несмотря на подробные разъяснения — до тех пор, пока мы не увидим в окончательном виде новый текст закона, судить о его преимуществах и недостатках рано. Возможно, негативные моменты всплывут в процессе рассмотрения и утверждения проекта депутатами. Так, пока не ясно, будут ли распространяться условия Европейского протокола и на владельцев полисов КАСКО. К примеру, виновник ДТП — владелец двух полисов — КАСКО и ОСАГО. Понятно, что потерпевший получит свое возмещение по полису ОСАГО виновника и без вызова сотрудника ГИБДД. А получится ли у самого виновника отремонтировать свой автомобиль по полису КАСКО, если авария была оформлена без участия ГИБДД? Остается надеяться, что разработчики в своих поправках предусмотрели такие тонкости, и Европейский протокол будет общим для всех — как для владельцев обязательной «автогражданки», так и для водителей, в дополнение к ОСАГО добровольно застраховавших свой автомобиль.

Наконец, не придется ли владельцам полисов ОСАГО расплачиваться повышением тарифа за упрощение системы оформления дорожных аварий? Страховщики опасаются, что из-за исключения ГИБДД из процесса оформления мелких ДТП резко возрастет доля обращений мошенников. К примеру, у обладателей пустяковых царапин появится соблазн договориться с соседом по гаражу — устроить липовое ДТП и за счет страховщика перекрасить крыло и подлатать бампер. Увеличение своих рисков страховые компании вполне могут переложить на клиентов.

С другой стороны, такого рода мошенничества достаточно распространены и сегодня. Каждый водитель знает, что сегодня в ГАИ-ГИБДД можно купить практически любую нужную справку. В общем, так или иначе, а с мошенничеством можно и нужно бороться, и эта проблема, если разобраться, не имеет прямого отношения ни в Европротоколу, ни к закону об ОСАГО.

Михаил Хмелев
По информации www.autoizvestia.ru

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Смотрите также:


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
434535
Введите код
Код
Введите код
CAPTCHA на основе изображений