Почему банки перестанут дурить покупателей автомобилей?

Экспертами отмечается динамическое разитие российского автомобильного рынка за последние годы: в мае он увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за первые 5 месяцев рост превысил 15%. Основная причина такого резкого скачка кроется в доступных кредитах —  после кризиса 2008 года банки начали охотнее выдавать ссуды на покупку транспортных средств. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в России доля «кредитных» машин среди общего объема новых автомобилей стремительно приближается к 50%. И возможен дальнейший рост этого показателя.

Одной из главных причин динамичного развития автокредитования является высокая емкость автомобильного рыка в России. В долгосрочном прогнозе, который опубликовала аудиторская компания Price Waterhouse Coopers, отмечено, что насыщение российского автомобильного рынка произойдет только к 2025 году. Ожидается, что к указанному сроку количество легковых транспортных средств на 1000 человек составит 400 единиц (сейчас этот показатель равен 265 автомобилям на тысячу жителей).

Это значит, что россияне и дальше будут активно покупать новые автомобили, несмотря на начинающийся экономический кризис — высокий спрос на машины позволит минимизировать влияние негативных, на первый взгляд, факторов на объемы продаж. Соответственно, вместе с ростом автомобильного рынка будет повышаться и спрос на автокредиты.

Однако, согласно мнению маркетолога Михаила Самохина, доля кредитных машин увеличиваться не будет: «Рынок кредитов уже насыщен до предела: в этом бизнесе сейчас участвуют не только банки, но и сами производители. На данный момент охват потенциальных клиентов максимальный». Также он добавил, что кончились времена, когда народ не глядя хватал различные товары, включая автомобили, в кредит: «Банки смогли внушить нашим гражданам, что можно обладать тем, на что не зарабатываешь. Сейчас же покупатели стали более грамотными в выборе кредита».

Парадоксально звучит но тем не менее, мировой экономический кризис может принести банкам пользу: «В России во время финансовых потрясений граждане быстро расстаются со сбережениями, пока они не потеряли свою ценность. Если в Европе и Америке принято экономить и откладывать в трудные времена, то у нас деньги бросаются в товар. Причем зачастую товар, в данном случае автомобили, покупается с привлечением заемных средств. А кризис, на самом деле, уже наступил…» - утверждает Михаил Самохин.

Значительное влияние на дальнейшее развитие отрасли кредитов может оказать введение высоких утилизационных пошлин на подержанные автомобили иностранного производства. Теперь те, кто хотел пригнать себе из Европы или любой другой страны автомобиль старше трех лет, скорее всего, откажется от этой идеи и предпочтет купить новую машину в России. Однако той суммы, которая планировалась на покупку ненового автомобиля, может не хватить, поэтому покупателям приходится обращаться в банк.

Что же касается процентных ставок по кредитам, то за первую половину 2012 года они выросли примерно на 0,75%. Можно предположить, что повышение происходило вслед за увеличением количества проданных автомобилей – наблюдался высокий спрос на кредиты. А как известно, высокий спрос способствует росту цен. Однако специалисты прогнозируют постепенное замедление темпов роста российского авторынка, и, соответственно, стабилизацию процентных ставок.

Разные кредиты - разные ставки

На сегодняшний день практически каждый (а не только отечественный) производитель имеет специальные, "фирменные", программы кредитования – некоторые компании обзавелись собственными банками, а некоторые работают в сотрудничестве со сторонними финансовыми организациями. Для конечного покупателя, в принципе, все равно, кто предоставляет кредит – главное, чтобы условия были выгодными, и чтобы было честно. Процентные ставки у банков, принадлежащих автомобильным компаниям, могут быть меньше за счет того, что производитель компенсирует свои потери за счет больших объемов проданных автомобилей.

Подбор кредитной программы индивидуален для каждого, так как существует множество факторов, оказывающие на неё влияние: размер первоначального взноса, ежемесячный платеж, требования, предъявляемые банком к заемщику. Чем большую сумму клиент может внести сразу, тем меньше будет процентная ставка. Например, Peugeot 308 можно взять под 0% годовых, если первоначальный взнос составит не менее 50%, а срок кредитования — до 2 лет; Toyota RAV4 доступна всего под 10% годовых при первоначальном взносе 20% и сроке кредитования 36 месяцев.

Но не стоит забывать о скрытых комиссиях, на которых финансовые учреждения пытаются не акцентировать внимание. Самая распространенная комиссия – плата за выдачу кредита. При покупке автомобиля Toyota по фирменной программе придется единовременно выплатить 6 тысяч рублей, а при приобретении BMW и вовсе 2-3% от стоимости машины. При этом комиссии в 0% за выдачу сейчас предлагают ряд компаний: Skoda, Volkswagen, Audi, Mazda, Renault и другие.