Перл-Харбор в классе «люкс»

27 сентября, 2006 - 09:57
28 0

25090603.jpgТретьего сентября 1989 г. Японская Империя внезапно атаковала эскадру мировых автотитанов на недавно безмятежном рейде «люкс».

Тогда осенним днем 89-го был продан первый Lexus, а уже по итогам первого года юный брэнд рапортовал о 67 тысячах продаж в США. Lexus моментально стал первополосной темой для авто-СМИ, выдавших новичку дюжины призов. В начале 1992 года Lexus обошел по продажам в Штатах BMW и Mercedes, но наивысшую оценку чужой марке дало, конечно, Министерство торговли США: в 1995 году Вашингтон попытался ввести 100% пошлины на ввоз японских машин класса «люкс», и, прежде всего, на весь модельный ряд Lexus.

Нельзя сказать, чтобы этот рынок не знал перемен до Lexus. Но и у шведов и у немцев, то и дело вторгавшихся на него было свое лицо: нордическое своеобразие Volvo и Saab, замешанное на мании безопасности, спортивный минимализм Audi, пробившегося в свет незадолго до Lexus.

Злые языки находили в первых Lexus, как минимум, два лица: от BMW и от Mercedes, с какого ракурса смотреть.

Лицом также выступала скандально низкая цена. Проверенные же японские надежность, качество и способность отвечать, что заявленные потенции 4-литрового первенца LS 400 и 2,5 литрового ES 250 соответствуют реальности, скорее относились к содержанию, чем к имиджу. До сих пор для успеха в изящном сегменте этого было мало.

На самом деле Lexus – пример атаки на глобальный рынок, выполненной в лучших традициях империализма. Ещё со времен насильственной демонополизации старых концернов, японские менеджеры приучились к конспирации, так что решение о старте проекта также принималось на тайной сходке в августе 1983 года. В тот день совет под председательством Эйдзи Тойода решил атаковать сегмент американского рынка «автолюкс»: Mercedes, BMW, Jaguar, Lincoln, Volvo. Даже в будущий бренд вплели созвучие с «люкс» и модное в 80-х окончание «S» - доллар.

Японцы отлично понимали, что половина цены известных представительских седанов - переплата за шарм и некую амортизацию корпоративной биографии: десятилетия оттачивания стиля, опытно-конструкторских разработок, ошибок.

Если не брать мзду с клиента за его тщеславие, и по готовому «лекалу» создать собственный авто с акцентом на превосходство продукта, можно выйти на оптимум цена-качество. На Toyota создали специальную команду из 1200 специалистов во главе с Сёдзи Дзимбо и Ичиро Сузуки. В 1985 году они начали массированные опросы в США, давшие картинку клиентских хотений. По ходу открылась масса незакрытых ниш: комфорт, внимание к клиенту, надежность. Так, к концу 80-х дорогущий Jaguar, к примеру, лидировал в рейтинге тридцати самых ломающихся авто в мире.

Разработчики Lexus ставили целью своего детища: авто должно было приносить максимум удовольствия от вождения и минимум проблем.

В калифорнийском дизайн-гнезде Toyota разработали дизайн и примерно 400 прототипов LS400 было брошено на тест-трассы США и Канады. Одновременно вся мощь Toyota, уже вышедший на уровень глобального концерна, готовилась продвинуть Lexus. Вдохновения создателям было не занимать. В те годы Япония находилась на пике амбиций: казалось, нет того рынка, который не покорится Империи. Японское чудо уже проходили в Гарварде, их банки «выбивали» десять из десяти позиций в рейтинге самых крупнейших банков планеты и в Америке шутили, что японцы вот-вот купят Перл-Харбор. Японцы словно брали реванш и проект Lexus недвусмысленно именовался внутри фирмы Ф1 от «флагман». Брэнд был презентован в 1988 г., а в 1989 года были представлены LS400 и ES250 в оригинале. Не то чтобы японцы не делали «люкс» до Lexus: были Toyota Century для императорской семьи и Nissan-President для премьера, который даже дарили Брежневу, были вполне продвинутые спорт-кары Mazda и Datsun. Видео, плэйеры, станки. Но в массовом стиль-сознании автояпонкам все равно отводилась роль надежного ширпотреба.

С Lexus японцы впервые вывели собственную формулу роскоши, соединившую технологию, идеологию и психологию. Сделав ставку на стилизацию под европейцев, они оказались впереди американцев, самих вынужденных приспосабливаться под Европу.

А, главное, изменилось настроение. Японцы угадали, что в 90-х многие устанут от погони за финансовыми кушами в стиле «яппи» с их обязательной демонстрацией немецких машин и деловой лихорадкой. После серии биржевых крахов в цене оказались не амбиции, а спокойная старость. И, главное, среди менеджеров при смене поколений оказалось много тех, кто начинал карьеру, ездя на непонтовой, но надежной «японке».

Правда, судя по Пёрл-Харбор выигранная битва – это ещё не выигранная война. Уже лет десять японскую экономику с чудом вместе мотает как авианосец без руля и ветрил. И Lexus плотно осев в своем сегменте, психологически так и не стал равным «ягуарам» и «мерседесам». Но на стенде Lexus на Московском автосалоне-2006 на сравнение с европейскими конкурентами служащие по-прежнему отвечают скромной уверенностью: «он Вам дольше прослужит».

Александр Андриевский

По информации www.rambler.ru

Облако тегов