Эх, зацеплю!

29 сентября, 2006 - 12:37
65 0

25090602.jpgНа дворе осень, и для немалого числа автомобилистов-дачников наступает время перевозок крупногабаритных грузов и урожая в город. Перемещение холодильника или гидроцикла требует прицепа, а значит, и установки на авто тягово-сцепного устройства.

Сразу стоит заметить, что автовладельцы, устанавливающие на свою машину тягово-сцепное устройство (ТСУ), делятся на две категории. Первая — желающие потаскать грузы «на хвосте». Вторая — комплектует «корму» своего транспортного средства стальным крюком для защиты от ударов других участников движения и некстати подвернувшихся при парковке сугробов, заборчиков и тому подобных твердых предметов.Надо сказать, что по-настоящему это оправданно только на авто с несущей рамой в конструкции, что характерно для внедорожников и некоторых микроавтобусов. У них ТСУ, в просторечии «фаркоп», крепится к раме, энергия удара бампера «атакующего» достается крепкой железяке под днищем, а не деталям кузова. На авто с несущим кузовом при такого рода ДТП фаркоп в состоянии защитить пластиковый бампер. При этом удар через крепления передается непосредственно на кузов. Тут уже может и его геометрия пострадать, что гораздо неприятнее и дороже в ремонте, чем замена бампера или внешних панелей.

Само собой, требования к фаркопам и условия их применения на территории России регламентированы ГОСТами. Те, что мы рассматриваем, официально именуются «тягово-сцепные устройства, предназначенные для буксировки караванов и легковых прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, содержащие сцепной шар диаметром 50 мм, устанавливаемый на тяговом автомобиле».

Далеко не всякое сварганенное в соседнем гараже устройство может похвастать надежностью сертифицированного заводского образца. Так, важным моментом для всей конструкции фаркопа является крепление его к элементам кузова или рамы тягача. Этот узел обязан выдерживать необходимое число циклов нагружений и предельные статические нагрузки. Несущая способность ТСУ определяется правильным выбором его конструкции и свойств стали. Достаточно сказать, что проверка любого фаркопа на усталостную прочность включает не менее 2 млн. циклов знакопеременной нагрузки эксплуатационного уровня. Чтобы сконструировать и изготовить качественный и надежный фаркоп, нужно иметь хорошую инженерную, конструкторскую и производственную базу. В общем, не стоит экономить, приобретая дешевую поделку, или заказывать ТСУ знакомому сварщику. Копеечная выгода может обернуться немалыми расходами, когда, например, на трассе ваш прицеп неожиданно «отправится в свободный полет».

У автомобилей отечественного производства места под установку фаркопа, предусмотренные производителем, имеются только у вазовских «переднеприводников». Оборудование всех прочих отечественных легковушек крюком для прицепа сопряжено с предварительным сверлением кузова. В конструкции всех продающихся в Европе авто младше 1998 года выпуска предусмотрены штатные места для установки ТСУ.

Раз уж мы договорились, что стоит использовать только сертифицированные фаркопы заводского производства, то только о них и будет далее идти речь. ТСУ для массовых отечественных моделей легковых авто — ВАЗ, ГАЗ, «Ока», «Москвич» — производятся в России. Стоимость таких установочных комплектов в магазине колеблется в пределах 500—1000 рублей. Имея под рукой домкрат, дрель и помощника с уровнем квалификации «подержать ключ», вполне можно справиться с монтажом такого устройства за пару часов максимум. Нет желания самому ползать под машиной и подключать контакты электророзетки фаркопа к бортовой сети — милости просим в объятия сервисменов. Их услуги, в зависимости от расценок конкретной организации, обойдутся автовладельцу в сумму от 500 до 1500 рублей.

Владелец иномарки, пожелавший оснастить свое авто ТСУ, потратит заметно больше коллеги с отечественной машиной. Но это правило имеет исключения. Российские заводы наладили выпуск сертифицированных по отечественным требованиям фаркопов для некоторых моделей авто иностранных марок. Среди счастливчиков — владельцы Audi 80, Daewoo (Matiz, Espero, Nexia), VW (Passat, Golf-2 и 3), Kia Sportage, Honda CR-V, Hyundai Accent, Ford Focus и Chevrolet Blazer. Цены на установочные комплекты тягово-сцепных устройств отечественного производства для этих машин колеблются в пределах 1000—1500. Правда, их установка в сервис-центре обойдется заметно дороже, чем для отечественных машин, — без 1500 руб. лучше к мастеру не подходить. Не потому, что там все очень уж сложно, — это плата за иномарочную престижность.

За фаркопами для остальных «иномашин» придется обращаться к ассортименту иностранных, в основном европейских, производителей. Убежденным приверженцам «оригинальных» запчастей будет интересно узнать, что ни BMW, ни Jeep, ни Peugeot с Toyota не занимаются производством фаркопов. Эти устройства на конвейер поставляют несколько трансъевропейских фирм, «повязанных» к тому же всяческими акционерными отношениями с заокеанскими коллегами.

На любое из продаваемых или продававшихся ранее в Европе или США авто у этих специализированных компаний разработано и сертифицировано несколько вариантов ТСУ. Самые дешевые — с устанавливаемыми «навсегда» крюками. Как правило, цены на них колеблются в пределах 5000—7000 рублей. Заметно дороже съемные фаркопы. Например, отбуксировал автомобилист свой катер на трейлере к морю. Нужно возвращаться, а торчащий крюк портит эстетическую картину внешнего вида авто. Или крюк слегка загораживает задний номерной знак, что не допускается европейскими законами. Специально для таких случаев придуманы съемные фаркопы, торчащий крюк которых демонтируется легким поворотом специального ключика. Вот на такие устройства цены уже совсем «взрослые». Для примера: если на VW Passat младше 1996 года установочный комплект «обычного» типа стоит 5500—6500 рублей, то устройство «с ключиком» — 13 000. Вообще прицепные устройства есть для любых иномарок. Фаркопом можно оснастить хоть купе Mercedes CLK (13 000 рублей). Одно из самых дорогих ТСУ — для Audi Allroad — около 20 000 рублей.

Купить «крючок» — полдела. Нужно еще его установить. Стоимость установки может колебаться в довольно широких пределах: от 2000 до 5000 рублей. Помимо престижности марки авто и аппетитов сервисменов тут играет роль и сложность работ. Так, например, прикрутить четырьмя болтами крюк к раме Jeep несложно. А вот установочный комплект для какого-нибудь Saab может представлять собой внушительного размера мешок с железяками, для каждой из которых предусмотрен свой крепеж и посадочное место. На «свежих» моделях автомобилей, конструкторы которых обожают обвешивать свои детища как можно большим количеством пластмассы, для установки фаркопа частенько приходится прибегать к хирургическим мероприятиям над бампером. Что добавляет лишние рубли в счет за работу.

Кстати

Рекомендации при установке фаркопа на автомобиль любой марки достаточно просты. Следует обработать все отверстия в кузове под его крепеж антикоррозийным составом. Подключая розетку фаркопа к проводке автомобиля, если производителем не предусмотрена специальная электрическая «фишка», нужно пропаять и тщательно заизолировать все соединения. Вместо этого можно воспользоваться специальными разъемами для быстрого соединения контактов «навечно», исключив там самым ненадежную скрутку и трудоемкую пайку проводов.

Наша справка

Цены на отечественные установочные комплекты фаркопов для иномарок (руб.)

Модель Цена

Audi 80 (до 1991 г. вып.) 1000
Daewoo Matiz 1000
VW Passat (1988—1996 г. вып.) 1000
VW Golf-2 (1983—1992 г. вып.), Jetta 1200
VW Golf-3 (после 1992 г. вып.) 1200
Daewoo Espero, Nexia 1200
Kia Sportage 1200
Honda CR-V (до 2002 г. вып.) 1200
Hyundai Accent (после 2000 г. вып.) 1300
Chevrolet Blazer (Елабуга) 1300
Ford Focus (после 1998 г. вып.) 1200

Алексей БАТУШЕНКО


Если вы хотите установить фаркоп на Гранту, то с этим у вас не будет проблем, если вы обратитесь в компанию Фабрика Фаркопов

Облако тегов