Мы еще помигаем! Чем закончился очередной этап борьбы с привилегиями на дорогах

27 октября, 2006 - 15:22
15 0

Мы еще помигаем!А борьба была — загляденье! Громкие заявления, публичный отказ от «мигалок», чистосердечные признания в мелких прегрешениях, глубокие рассуждения о безопасности… И телекамеры, и «острые» вопросы журналистов, и честные ответы, и вспышки, вспышки, вспышки фотокамер… А кто герой? Чиновник с депутатом, причем одновременно в нескольких ролях — обладателей благ и лишенцев оных, борцов за равенство и побежденных. Прекрасная игра! Но чем закончилась? А чем смогла…

Стоп! Тут следует себя одернуть и сказать о полной и безоговорочной победе властей ну, хотя бы, над спецномерами. Всего, по данным МВД, в России сейчас насчитывается свыше 1,6 тысячи автомобилей с особыми регистрационными номерами. Установку новых прекратили, как только глава ведомства Рашид Нургалиев получил соответствующее указание от президента. А 22 сентября и сам президент подписал указ №1042, в котором обязал правительство к 1 февраля 2007 года полностью избавиться от специальных номеров с российским «триколором» вместо номерного обозначения региона регистрации транспортного средства.

В обиходе их полностью изведут еще раньше. Глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-лейтенант Виктор Кирьянов пообещал, что уже к 1 ноября номера с «триколором» поснимают со всех чиновничьих машин. После этого срока серии «флаг» останутся только на машинах депутатов и сенаторов. «Чтобы лишить законодателей привилегий на дороге, необходимо внести соответствующие изменения в закон о статусе депутата и члена СФ», — пояснил глава дорожной инспекции России. Впрочем, законодатели и сами не дремлют. «Единая Россия», вдруг ставшая главным идеологом борьбы с автомобильными привилегиями, подготовила законопроект, запрещающий использование депутатами Госдумы и членами Совета Федерации спецномеров. Изменения внесут в ст.32 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы» — часть восьмая этой статьи признается утратившей силу.

Номера побелели

Помимо номеров с «триколором» милицейские чиновники, уже в порядке собственной инициативы, пообещали сократить и число «синих» номеров. По словам Рашида Нургалиева, в 2006 году они уже были сняты с 33 тысяч автомобилей МВД РФ. «МВД России первым из федеральных ведомств пошло на сокращение автомобилей, оборудованных спецсимволикой, — заявил министр. — Как показала практика, это никоим образом не сказалось на деятельности органов внутренних дел, работа которых продолжает идти без сбоев. Сокращение числа автомобилей со специальными номерами — это принципиальная и целенаправленная позиция МВД. Мы надеемся на поддержку данной инициативы и со стороны других министерств и ведомств, всего общества».

По мнению милицейских чиновников, с исчезновением спецномеров ситуация на дорогах России кардинально улучшится. Вы, читатель, в это верите? А я — хочу верить! Ведь это только «триколор» позволял беззастенчиво нарушать правила дорожного движения — ехать по встречной полосе, пересекать двойную сплошную, превышать скорость, не обращать внимания на сигналы светофора. А еще — проскакивать мимо постов ГИБДД. Никаких других «особых номеров» не было, и нет. А если и есть, то их изведут, и новые не придумают. Верите? Я — верю!

С другой стороны, спецномера — это ведь, в сущности, еще не гарантия вседозволенности на дорогах общего (увы!..) пользования. «Мигалка» — другое дело. Преимущества автомобилей, оборудованных проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами, прописаны в ПДД. Такому не уступить дорогу — себе дороже, тем более после недавних изменений в правилах. Но и с этим власти нашли в себе силы бороться.

Вообще, им, властям, не откажешь в наличии острого политического чутья. Еще весной стало ясно, что обстановка на дорогах накаляется до опасного предела. Автовладельцы, особенно в больших городах, устали стоять в пробках. Но еще больше они устали от вида воющих и мигающих кортежей или отдельных машин, проносящихся мимо по встречной. А их становилось все больше, вертикаль-то укрепляется. Депутаты Госдумы первыми отреагировали на изменение общественных настроений — они быстро реанимировали старые и наскоро подготовили парочку новых законопроектов, отменяющих всякие автомобильные привилегии. В порядке исключения, оставив право на «мигалку» восьми должностным лицам, упомянутым в законе «О государственной охране». И со спокойной совестью ушли в летние отпуска, надеясь вернуться к их рассмотрению осенью.

Но тут исполнительная власть встрепенулась, постаравшись сделать так, чтобы пар народного недовольства был выпущен в нужном направлении. Заявив по всем телеканалам о намерении бороться со спецсигналами, чиновники плавно переключились на спецсимволику. Забыв поведать, что под этим термином они понимают отнюдь не раздражающие всех «мигалки», а именно спецномера.

Дальше пошли только «единороссы», во всеуслышание объявив об отказе и от спецномеров, и от «мигалок» разом. Видимо, чтобы создать иллюзию — так будет и с остальными обладателями привилегий. Впрочем, глава партии власти, по совместительству спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов ничем не рисковал, отказываясь от машины с сиреной. Ему по статусу положена еще одна такая же, в сопровождение. «Впереди Грызлова едет машина ГИБДД, поэтому, если он снимет «мигалку» со своего автомобиля, от этого абсолютно ничего не изменится», — «накапал» на своего коллегу Владимир Жириновский. Впрочем, сам глава ЛДПР, пока позволяет закон, отказываться от спецсигналов не собирается, как не планируют делать этого и другие госчиновники.

Раздача привилегий

В общем, «мигалки», могу огорчить читателя, никуда не денутся. Подписанный президентом указ одарил автомобили «золотой тысячи» правом на эти самые спецсигналы. В том же документе есть еще много других важных, но не обязательных к исполнению указаний — «обеспечить», «принять неотложные меры», «обратить внимание». Но главное — правительству дано указание до 1 ноября подготовить список государственных органов, на автомобили которых будут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.

Напомним, сегодня правительственным постановлением наносить специальную раскраску на автомобили разрешено одиннадцати службам. «АИ» уже упоминали про то, что в числе этих служб — помимо тех, чья деятельность напрямую направлена на сохранение жизни и здоровья граждан — оказались служба судебных приставов и органы наркоконтроля, прокуратуры и спецсвязи. Куда им спешить — глупый вопрос. По словам Виктора Кирьянова вскоре право на спецраскраску вкупе со спецсигналами оставят лишь ключевым спасательным ведомствам — пожарным, милиции, медикам, спасателям и военной автомобильной инспекции. И в это я верю. Как и в то, что милиционеры или военные ни за что не позволят себе включать «мигалку», если направляются куда-либо не по срочной служебной надобности.

Впрочем, покушаться на право автомобилей со специальными «цветографическими схемами на наружных поверхностях» и в самом деле глупо, они должны иметь возможность в нужный момент воспользоваться своим преимуществом на дороге. Речь ведь, напомню, совсем о другом — об автомобилях чиновников, которые с установкой «мигалки» на крышу и «крякалки» под капот получают особый статус на дорогах. Правда, президент оговорился, что общее число таких «статусных» авто не должно превышать тысячи. Больше нельзя. Ведь если их станет слишком много, они начнут мешать друг другу на ограниченном пространстве городских улиц. Да что там, уже мешают — достаточно проехать в часы пик по Новому Арбату, и дальше, по Кутузовскому — иной раз просто удивляешься, как им удается разъезжаться на узкой «резервной» полосе посередине проспекта.

По словам Виктора Кирьянова, сегодня в России правом беспрепятственного проезда по «встречке» обладают 7,5 тысячи автомобилей. «Такое количество автомобилей со специальными световыми и звуковыми сигналами существенно осложняет дорожно-транспортную обстановку, особенно в городах-мегаполисах, что вызывает справедливые нарекания со стороны других участников дорожного движения», — пояснил глава ДОБДД МВД России. Неудивительно, ведь большая часть этих привилегированных автомобилей толкается внутри Садового кольца и на Рублевском направлении. Вот и решили сократить их количество.

«Золотая тысяча»

Обратите, кстати, внимание — в который раз в документах всплывает именно эта цифра. Полгода назад, к примеру, ею «остужали» горячие головы депутатов, предлагавших вообще, ну — «почти вообще» отказаться от «мигалок». Почему не 800, или 500? Все просто.

В предыдущем постановлении правительства № 482 от 17 сентября 2004 года приводится примерно то же число. Различным министерствам и ведомствам дается право самим определять, на какие машины устанавливать спецсигналы, в рамках «квот». Например, МВД таких автомобилей выделяется 230, ФСБ — 95, ФСО — 105. А вот МЧС и таможенникам всего по 5 на ведомство. Не обидели и главу «Росэнергоатома» — дали две машины с «мигалкой». Всего же таких автомобилей насчитывается 633. Отдельным списком идут чиновники, которым право на автомобиль с «мигалкой» дается персонально. Как раз и набегает эта самая тысяча.

Почему глава МВД насчитал 7,5 тысячи «мигалок», кто дал разрешение на их установку, и кто даст санкцию на их снятие — пока непонятно. Но так ли это важно? Очередной этап борьбы за порядок и безопасность на российских дорогах не то, чтобы завершился — он обозначен. Теперь нам следует обождать, пока все принятые решения будут выполнены. А потом, когда станет ясно, что ровным счетом ничего не изменилось, можно начинать новую кампанию…

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов