Улыбнитесь, вас снимают!

27 октября, 2006 - 09:09
32 0

Что мешает контролировать соблюдение правил дорожного движения при помощи современных технических средств

Совсем скоро на лихачей (которые без «мигалок») найдется управа. Ждать осталось недолго. По всем российским автомагистралям развесят камеры с радарами, фиксирующими скорость и номер машины нарушителя. Фотографии с места нарушения вместе со штрафной квитанцией владельцу автомобиля станут присылать по почте. Не согласен — доказывай в суде. В общем, все как в цивилизованной Европе. Уже и деньги на такое благое дело нашлись. Раскошелятся страховщики, которые будут отчислять на закупку скоростемеров 2% средств от продажи полисов ОСАГО. Дело за малым — слегка подправить законы.

Кого жалеть?

Для кого-то планируемые нововведения не станут хорошей новостью. Ведь если скоростемеры на российских дорогах начнут ставить с размахом, пройдет всего несколько лет, и любое превышение скорости на дороге будет влетать нарушителю в копеечку. Что ж, «гонщиков» можно пожалеть. Но не грех одновременно вспомнить о печальной статистике: по данным ГИБДД именно превышение скорости в прошлом году стало причиной гибели на дорогах 11 тысяч человек, и ранений еще 73 тысяч наших сограждан.

Как показывает зарубежный опыт, видеокамеры, совмещенные с радаром и способные фиксировать превышение скорости и номер автомобиля нарушителя — лучшее решение проблемы высокой аварийности. Дело в том, что из-за превышения установленной скорости, если это явление носит массовый характер, происходит каждая третья авария. Но как только властям удается ограничить любовь автомобилистов к высоким скоростям, сразу же снижается число дорожно-транспортных происшествий. Меньше аварий — реже гибнут люди.

Мы же только в начале этого пути. Как свидетельствуют показания контрольных замеров, на российских дорогах соблюдают скоростной режим всего около 30% транспортных средств. Где-то больше, где-то меньше. Часто состояние дорожного покрытия или обилие машин не позволяют водителям нарушать. Но если трасса пуста, а постовых не видно, нога сама жмет на педаль газа. Так или иначе, поймать нарушителя служивым дорожной инспекции удается лишь в 3-5% случаев. А наказание несут и того меньше водителей — часто нарушение скоростного режима доказать не удается, уж не говоря о том, что подавляющее большинство водителей попросту откупается от инспекторов. И даже при таком «либеральном» отношении ГИБДД к нарушителям, их число на российских дорогах постоянно растет. По милицейским данным — за последние 10 лет их количество удвоилось.

В микроскопической по российским меркам Европе есть страны и города, где шагу нельзя ступить, чтобы не попасть в объектив видеокамеры. Они же отслеживают не только превышение водителями скорости, но и нарушение других правил дорожного движения — замечают неправильную парковку, лихие перестроения, проезд на красный сигнал светофора и даже не пристегнутый ремень безопасности у водителя или пассажира. Один мой знакомый поделился характерным опытом. После переезда в Бельгию ему, чтобы стать дисциплинированным водителем, хватило что-то около месяца. Прозрение наступило, когда он в почтовом ящике обнаружил с десяток штрафных квитанций за остановку и стоянку в неположенных местах, пересечение стоп-линии на светофоре и, конечно же, за превышение скорости. На уплату штрафов ушла половина месячного заработка, после чего приятель раз и навсегда отучился от российской манеры поведения на дороге.

Любопытно, что мои коллеги по «Автоизвестиям», регулярно участвующие в зарубежных тест-драйвах, утверждают: в той же Европе ездить намного приятнее и безопаснее, что не значит — медленнее. А к культуре поведения на тамошних дорогах привыкаешь очень быстро, и даже мысль о неадекватных действиях за рулем, или о не пристегнутом ремне в голову не приходит.
Понятно, что Россия — не Европа. Размеры не те. Это в Бельгии, стране размером с Курскую область, можно повесить по камере на каждом километре. У нас же, если властям удастся наладить контроль за скоростным режимом хотя бы на основных междугородных магистралях, уже, считай, будет огромный прогресс. Этим летом Министерство транспорта уже начало устанавливать первые автоматические радары на трассе Москва — Минск. По мнению главы ведомства Игоря Левитина, чтобы контролировать скоростной режим на самых проблемных участках этой автомагистрали нужно не менее 100 скоростемеров, а в масштабах страны (на таких участках) — всего около 700. А потребуется на это при наличии средств всего около года.

Говоря о «всей стране», министр, наверное, имел в виду лишь трассы федерального значения, за которые несет ответственность его ведомство. Впрочем, и в этом случае оценки г-на Левитина чересчур занижены. Разве хватит 700 радаров на 47 тысяч километров федеральных автомагистралей? Как показывает зарубежная практика, после встречи с радаром или инспектором, измеряющим скорость, водители инстинктивно убирают ногу с педали газа. Их благоразумия при этом хватает на ближайшие 5-10 км. Можно, конечно, для экономии, как в Великобритании, каждый второй радар делать бутафорским. Так или иначе, таким количеством скоростемеров удастся охватить лишь самые проблемные и смертоносные участки федеральных дорог. А чтобы полностью контролировать скоростной режим только на федеральных трассах, потребуется в 5-6 раз больше измерительных комплексов. Но где взять средства?

Пришлось раскошелиться

Ответ нашелся сам собой. На последнем общем собрании Российского союза страховщиков (РСА) прозвучало предложение выделить 2% от тарифа по ОСАГО на финансирование предупредительных мероприятий по улучшению безопасности дорожного движения. Конечно же, речь идет не о повышении тарифа на полисы. Деньги выделят из того резерва, который накопился у автостраховщиков из-за того, что изначально, когда в середине 2003 года в России вводили обязательное страхование, тариф был чрезмерно завышен. Да и условия, в которых страховщики работали все это время, иначе как чересчур мягкими не назовешь. В отличие от своих европейских коллег им практически не пришлось платить за ущерб жизни и здоровью пострадавшим в ДТП. Лишь 3% из всего объема выплаченных страховых премий по ОСАГО было направлено на эти цели. В основном это так называемые «гробовые» — те 10-12 тысяч рублей, что полагаются родственникам погибших на погребение. Напомню, по итогам трех лет работы «автогражданки» в нашей стране страховщики собрали с автовладельцев 158,4 млрд рублей, а выплатили 60,6 млрд. Остальные деньги пошли на покрытие расходов самих страховых компаний, а также рассосались по многочисленным резервным фондам. Вот из этих фондов и пойдут денежки на безопасность дорожного движения.

«Пока еще страховщики не достигли предельной убыточности по «автогражданке», возможность изыскать эти средства существует», — так осторожно формулирует исполнительный директор РСА Андрей Батуркин. «По результатам анализа реализации ОСАГО в России специалисты пришли к выводу, что в тарифе есть определенные резервы, за счет которых можно формировать специальные фонды для финансирования предупредительных мероприятий по безопасности дорожного движения, — заявил в этой связи заместитель председателя правительства России Александр Жуков. — Другой вопрос, какой может быть доля отчислений в рамках тарифа в эти фонды, на какие проекты будут направляться средства, кто должен контролировать целевое использование средств». В итоге зампред правительства пришел к заключению, что «контроль за расходованием должен осуществляться с участием правительства, а страховые компании получат право запросить информацию».

Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев оценил ежегодный взнос автостраховщиков в безопасность дорожного движения в 1 млрд рублей. Он полагает, что такая программа могла бы быть разработана на пятилетний период. Всего же, с учетом «задолженности» за прошлые годы, страховщики уже сейчас могли бы единовременно выделить на эти цели до 4,5 млрд рублей. По мнению Москвичева, помимо установки радаров эти средства могли бы пойти на поддержание дорожного полотна в нормальном состоянии, на устройство новых пешеходных переходов, установку ограждений и освещение дорог. По данным Минтранса, помимо превышения скорости, около 35% аварий происходит именно из-за плохого освещения.

Главный критик страхового сообщества депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что давно необходимо вменить страховым компаниям в обязанность заботиться о снижении смертности на дорогах, о соблюдении автовладельцами правил. Ведь они — главная заинтересованная сторона в том, чтобы число смертей уменьшалось, им придется меньше платить по полисам страхования. «Во всем мире страховые компании — главный инвестор в безопасность дорожного движения, они заинтересованы в том, чтобы аварий и смертей на дорогах было меньше, — говорит депутат. — У нас же этого практически нет, страховщики не считают нужным заниматься профилактикой, и отдают гроши на эти цели. Должны быть законодательно установленные стимулы для того, чтобы страховщики к этому пришли, но сегодня их нет».

Впрочем, в Минфине с осторожностью отнеслись к реализации идеи финансировать безопасность дорожного движения из страховых фондов. «Мы отдаем себе отчет, что в конечном итоге эти средства будут изыматься из выплаченной потребителем страховой премии. Это означает, что мы должны быть уверены в эффективности отобранных для снижения аварийности на дорогах проектов, результат должен быть гарантированным», — пояснила заместитель руководителя департамента Минфина Вера Балакирева. Сами же страховщики обеспокоены вовсе не размером отчисляемых средств и не эффективностью их использования. Комментируя эту идею, представители страховых компаний отмечали, что в настоящее время российское законодательство требует, чтобы страховщики отчисляли средства на такие цели из собственной прибыли. Новая постановка задач в рамках ОСАГО по созданию таких фондов, полагают они, потребует внесения изменений в порядок налогообложения для таких отчислений.

Так или иначе, источник финансирования для установки скоростемеров по всей стране нашелся. Идею поддержали депутаты и чиновники. Жаль, конечно, что страховых денег не хватит для того, чтобы установить радары повсюду — не только на скоростных магистралях, но и на городских улицах. Стоимость одного контрольного поста со скоростемером составляет 8 млн рублей. А на реализацию только «минтрансовской» программы по установке радаров на федеральных трассах понадобится 4–5 млрд рублей. Сколько нужно денег на установку камер по всей России, даже страшно подумать. Видимо, средства на это городским властям придется изыскивать самостоятельно, или взять деньги на установку камер с радарами из начисленных штрафов.

Закон что дышло

Вся эта европейская идиллия на наших дорогах станет возможной после того, как в стране изменится законодательная база. При нынешнем законодательстве автоматические радары остаются лишь дорогой, но бесполезной игрушкой. Напомним, Кодекс об административных правонарушениях четко диктует презумпцию невиновности автовладельца по принципу «не пойман — не вор». То есть, для того, чтобы оштрафовать нарушителя правил дорожного движения, его надо поймать на месте, желательно за рулем автомобиля, предъявить ему доказательства нарушения и составить протокол. Всякие попытки законодателей, которых со своей стороны подталкивает Госавтоинспекция, изменить ситуацию, пока ни к чему не привели.

В других странах, например, давно отказались от презумпции невиновности в области дорожного законодательства, возложив всю ответственность за нарушения правил на владельца автомобиля, вне зависимости от того, кто в конкретный момент находился за рулем. Если машина не была в угоне, платить придется владельцу. Передал автомобиль по доверенности — штрафы все равно плати. Что ж, надо выбирать, кому доверяешь. Но это у них. У нас в стране любое предложение переложить всю ответственность за автомобиль на дороге на его владельца встречает серьезное сопротивление со стороны правозащитников. Те обычно кивают на огромную армию водителей, управляющих своим автомобилем по доверенности — последствия института рукописных доверенностей, введенного в нашей стране в середине беспредельных 90-х. Сейчас, по словам председателя комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева, на рассмотрении в парламенте находится законопроект, принятие которого позволит не только упростить наложение штрафов, но и использовать в качестве доказательства вины нарушителя технические средства. Его рассмотрение планируется закончить до конца осенней сессии нижней палаты парламента.

Действительно, в полной мере станет возможно использовать радары с камерами, когда через Госдуму пройдут поправки в КоАП, предписывающие наказывать за нарушение не водителя, сидящего в этот момент за рулем автомобиля, а его настоящего владельца. Пропадает необходимость составления инспектором ГИБДД протокола, личного присутствия при этом водителя. А извещения о штрафах за превышение скорости, как я уже сказал, нарушители будут получать по почте. Кроме этого фотография с госномером машины станет доказательством вины ее владельца. Это нововведение, кстати, позволит бороться не только с любителями полихачить, но и с неправильно запаркованными автомобилями. Правда, в полной мере новая система предупреждения нарушений заработает, если законодателям удастся протащить через Думу предложение о повышении штрафов за такие нарушения. Мера, как вы понимаете, за год до выборов крайне непопулярная. Однако если ответственность за нарушение ПДД все-таки удастся повысить, тогда больше не возникнет вопрос, за чей счет устанавливать радары на дорогах и ловить нарушителей. Естественно, за их собственный счет. Если, конечно, не воровать…

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов