ГСМ как двигатель экономики: В ближайшее время цена на автомобильное топливо сильно вырастет. К чему это может привести?

26 февраля, 2009 - 09:51
30 0

ГСМ как двигатель экономики: В ближайшее время цена на автомобильное топливо сильно вырастет. К чему это может привести?

Несмотря на явный обвал всех экономических показателей России в целом и регионов в частности, получается, что сейчас ещё совсем не дно кризиса. Дно ожидаю к лету или, в крайнем случае, к августу-сентябрю этого года. И именно рост цены на ГСМ станет катализатором окончательного сползания страны в глубокую яму.

Есть ли возможность избежать возврата к началу 90-х годов?

Да, есть, но только если "главврач" В. В. Путин отправит доктора к нефтяникам и банкирам. Честно говоря, мне в это верится с трудом, это же далеко не частные компании.

Как менялась структура доходов от продажи, например, 92-го бензина? Летом 2008 года при розничной цене 25,5 рубля за 1 литр основным бенифициаром (выгодоприобретателем) был бюджет, ему доставалось 75-80 процентов стоимости. Остальное поровну делилось между владельцами АЗС и нефтяниками. Перевозчиков не считаю, у них в цене заложено примерно 2-4 процента, в зависимости от удалённости НПЗ.

В ноябре - декабре средняя цена составляла 18 рублей за литр. 55-60 процентов забирало государство, 5-10 процентов - нефтяники, 35-40 - владельцы АЗС. Средняя цена в январе - феврале 2009 года составляла 17,5 рубля. 50-55 процентов - это доход государства, 15-20 - нефтяников, 25-30 - АЗС.

Констатирую факт: АЗС в России на 75 процентов принадлежат нефтяным компаниям. А нефтяные компании на 50 процентов (с учётом последних займов из Стабфонда - может, и больше) принадлежат государству.

Слова председателя правительства РФ о том, что власти за счёт "среднего класса - автовладельцев" будут помогать бедным слоям населения, ещё свежи в памяти. "Что происходит сегодня? - спрашивал В. В. Путин. - Сегодня мы немного понизили налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор и нефтяной сектор, но всё-таки она остаётся достаточно высокой. Нефтяные компании, конечно, терпят убытки, и в связи с тем, что мировые цены упали и налоги остались ещё достаточно высокими, конечно, стараются сохранить хоть какие-то доходы за счёт внутреннего потребителя. Правда, это тоже в известной степени политика государства, об этом можно поговорить с депутатами, можно пообсуждать".

Что, по сути, происходит? За счёт людей с большими или даже средними доходами, за счёт тех, кто всё-таки может позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы подпитываем бюджет и перераспределяем средства среди тех, кто остро нуждается: тех же безработных, инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. Но, конечно, всё имеет какие-то пределы, и нужно всегда искать "золотую середину".

Владимир Владимирович не понимает, что средний класс у нас тает, как ледники при попадании в тёплое течение Гольфстрима. И наличие большого количества дорогих авто на улицах Москвы, мешающих его кортежу беспрепятственно передвигаться по дорогам, на самом деле - агония...

За последний месяц с десяток хорошо знакомых мне предпринимателей Сибири закрыли, продали свой бизнес или "заморозили" деятельность. А это сотни рабочих мест. Кроме того, свыше тысячи человек, вращавшихся в сфере автомобильного бизнеса (продавцы, перегонщики, страховые агенты, работники СТО и т. д.) в разы потеряли в доходах.

Да и в госдоходах ситуация не намного радужнее. В Красноярском крае доходы бюджета за январь составили 6,8 млрд рублей. Собирались получить 7,5 млрд. В других регионах пропорции схожие, есть даже хуже. Тенденция массовых сокращений расходов показывает, что виток кризиса пошёл на новую спираль. Денежные средства, выплеснутые Минфином из золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда якобы на рынок, тут же наполовину были конвертированы в валюту и выведены за рубеж, якобы для отдачи долгов российских транснациональных корпораций. Оставшаяся часть используется ВИП-банками как собственные подушки безопасности и не выдаётся реальному сектору экономики. Дикая стоимость кредитных ресурсов, на порядок превышающая среднемировые, не позволяет малому и среднему бизнесу сохранить производство товаров и услуг по прежней цене.

Как так получается, что правительство талдычит о высокой инфляции, падении производства, но тут же даёт указания повысить тарифы на ЖКХ, электроэнергию, перевозки? Зачем Минфин и ЦБ подняли ставку рефинансирования, в то время как весь остальной мир снизил её чуть ли не до нуля процентов? Мы самые умные и/или самые богатые?

Но возвращаюсь к автомобильному топливу. Поднятие цены на него автоматически потянет усиление кризисных моментов в России. Сейчас у многих людей нет той подушки безопасности, которая была в виде высокой зарплаты весной и летом. Рост расходов на транспортные перевозки спровоцирует соответствующий рост цен (не прямо пропорционально, конечно, но всё же) на все продукты, зависящие от длинного маршрутного плеча. А мы не должны забывать о том, что протяжённость дорог в России кардинально отличается от большинства развитых стран, как отличается (в худшую сторону) и их качество.

Спровоцирует рост цен на ГСМ и уменьшение товарных позиций, скоро снова на полках будет минимальный набор среднего и премиум-сегментов товаров/продуктов. Увеличение расходов людей ещё более увеличит риск платежей по кредитам, что ляжет дополнительной нагрузкой на финансовую систему. Кольцо "закольцуется" окончательно к лету, когда начнутся проблемы у бюджетников после поздневесеннего (началолетнего) снижения мировой цены на газ и соответствующего снижения доходов Газпрома (читай - государства).

Обычно мировые цены на газ изменялись вслед за изменением цен на нефть с неким временным лагом, который мог быть равен от 7 до 12 месяцев. Радикальное падение цен на нефть началось осенью 2008 года, соответственно реально ожидать падения среднемировых цен на газ к началу лета, когда значительно сокращается его потребление после окончания топливного сезона. Не забываем и про то, что в результате новогодних пертурбаций с открытием/закрытием газовых вентилей на границе с Украиной Газпром потерял несколько миллиардов евро, и не факт, что он их "отобьёт" за первый квартал 2009 года, пока будет действовать вновь оговорённая цена.

Время относительно лёгких изменений налоговой системы, на что всё лето мы пытались спровоцировать власти, ушло. В июле - августе 2008 года у меня лично был период психологического кризиса, когда уже точно знал: скоро всё будет плохо. Тогда и предпринимал попытки что-то изменить за счёт "бензиновых протестных акций". Понимал, что шансов почти нет, но пытался что-то делать.

Власти не поняли, что в рамках кризиса не требовалось вбрасывать столько миллиардов долларов в банковскую систему, необходимо было за счёт снижения налогов на внутрироссийскую часть продуктов и услуг простимулировать рост производительности и оборачиваемости капитала. Это бы простимулировало и создание производств международных транснациональных корпораций на территории России. Доходы государства в 2005-2008 годах от того же налога на добавленную стоимость от товаров и услуг, произведённых для внутреннего российского рынка, составляли малую долю от общих доходов. Снижение НДС до 10 процентов принесло бы значительный рост производства именно российской отечественной промышленности, и большинство товаров и услуг стали бы вновь конкурентноспособными по отношению к импортным. Не пришлось бы государству рисковать социальным спокойствием от введения тех же таможенных пошлин, по сути, задним числом.

Сейчас ещё есть такая возможность ситуацию исправить, но времени осталось не более месяца-двух. Итак, что, на мой взгляд, надо сделать очень срочно?

Снизить НДС до 10 процентов с 1.01.2009. Да, именно задним числом, законодательство позволяет это сделать. Ставку налога сделать единой для всех видов товаров без льгот для всех предприятий (льготы убрать с 1.01.2010 года), кроме индивидуальных предпринимателей.

Изменить систему взимания транспортного налога - внести его в стоимость ГСМ (25-50 копеек с литра топлива). Кроме значительного упрощения и экономии бюджетных средств на сбор налога, увеличатся сборы за счёт транзитного транспорта и тех, кто уклоняется от уплаты налога, не ставя на учёт свои машины. По моим подсчётам, только Красноярский край получит дополнительно свыше 100 миллионов рублей в год.

Для продукции, производимой из отечественных материалов для внутреннего же рынка, установить льготы налога на прибыль в 50 процентов по выплатам в федеральную часть бюджета (вот это будет реальная помощь отечественной промышленности!).

Изменить принципы налоговых изъятий в нефтяной отрасли для ГСМ, реализуемых на внутреннем рынке.

Убрать таможенные пошлины для ввоза промышленных узлов, не имеющих аналогов в России, завозимых для модернизации старых и строительства новых промпредприятий. Но не снижать таможенные пошлины для сборочных комплектов готовой продукции.

Резко снизить бюджетные расходы на приобретение "понтовых" вещей. Наши краевые депутатские "Тойоты Камри" и "Тойоты ХайАйсы", купленные в конце января за 7 миллионов рублей, - из этой же оперы.

Плавно уменьшить на 25 процентов число чиновников и служащих федеральных министерств и ведомств, включая силовые структуры, в ближайшие 2-3 года за счёт выбывших "естественным" путём (пенсионеров и уволенных по собственному желанию).

Упростить налоговую и бухгалтерскую отчётность.

Когда начинают сравнивать "дно" начала 90-х и возможное нынешнее, говоря о том, что "если тогда выжили, то сейчас и подавно", - большинство почему-то упускает из виду, что тогда 50 процентов населения спаслось за счёт челночества. Собственно, челноками можно считать и тех, кто их обслуживал внутри России. Сейчас такой возможности не будет. Сегодняшний Таможенный кодекс исключает легальное челночество как класс.

Для большинства населения остаётся, наверное, только такая возможность: вновь в максимально возможных количествах сажать картошку, морковку и другие "средства выживания" на забытых многими дачах.

Иван СМОЛИН.
Источник - http://www.krasrab.com/archive/2009/02/26/11/view_article

Облако тегов