Сбои камер, которые мы запомним надолго

Сбой в системе камер фотофиксации нарушений в Подмосковье можно было бы назвать беспрецедентным случаем: атака хакеров на автоматизированные комплексы отразилась не только на бюджете Московской области, но и на реноме создателей системы, потому как выяснилось, что вывести из строя камеры можно разом и надолго. Но прецеденты бывали. В подборке Autonews.ru – самые резонансные сбои в автоматизированных системах, имеющих отношение к водителям.

Май 2013. Сбой в системе оплаты штрафов

По масштабности с последней хакерской атакой на камеры может сравниться только сбой в системе оплаты штрафов, который произошел в самом начале сезона отпусков 2013 года. В мае стало известно, что десятки тысяч водителей, добровольно и в срок оплатившие штрафы, оказались в подвешенном состоянии: из-за системной ошибки их записали в число злостных неплательщиков. Таким образом, многие, сами того не зная, рисковали получить статус «невыездных».

Дело в том, что данные о перечисленных средствах не дошли до Федерального казначейства. В результате чего в ГИБДД посчитали, что водители попросту не оплатили штрафы. В сложившуюся ситуацию было вынуждено вмешаться правительство, распорядившееся в кратчайшие сроки решить проблему.

Быстрее всех на просчет системы отреагировало ГИБДД, представитель которой заявил, что в случае необходимости удалять штрафы будут вручную. Проблема затронула все регионы, случаи присутствия в базе должников тех, кто уже оплатил квитанции, регистрировались по всей стране.

Центральным звеном в передаче данных о штрафах назвали Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В июле проблему частично решил Департамент транспорта, опубликовавший список банков, которые не в полной мере предоставляют в ГИС ГМП информацию об оплате штрафов. В данных банках водителям не рекомендовали оплачивать штрафы ГИБДД.

Сентябрь 2013. Сбой в системе оплаты парковки

С неприятной ситуацией столкнулись москвичи утром 5 сентября. Из-за установки нового программного обеспечения для системы оплаты парковки в центре Москвы автомобилисты не могли воспользоваться паркоматами – устройства по приему платежей не работали в течение часа. По сообщениям блогеров, в это же время по центру продолжали ездить автомобили, оборудованные системой «паркон», и выписывали неоплатившим штрафы. Правда, спустя некоторое время в Департаменте транспорта сообщили, что штрафы за неоплаченную парковку водителям отправлены не будут.

«Обновленный сервис оплаты парковки обеспечит более высокое качество услуг Московского парковочного пространства. Мы намерены регулярно улучшать все составляющие системы, для того чтобы у пользователей не возникало проблем с парковкой в центре Москвы», - сообщил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.

Сентябрь 2013. Второй сбой в системе оплаты штрафов

В том же месяце произошел еще один сбой в системе оплаты штрафов. Около четверти банков, допущенных к работе с Государственной информационной системой (ГИС ГМП), на несколько дней оказались отключенными от нее. По словам участников рынка, Минкомсвязи, отвечающее за обеспечение электронного взаимодействия, изменило правила работы с системой, не уведомив банки. Они были отключены от системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через которую происходит доступ к ГИС ГМП. В результате порядка 50 кредитных организаций лишились доступа в систему.

«Отключение произошло в середине дня 24 сентября и возобновилось лишь в конце дня 26 сентября. При попытке выгрузить информацию обо всех начислениях клиента система выдавала сообщение об отсутствии прав доступа»,— рассказали «Коммерсанту» в одном из банков.

Октябрь 2013. Ошибочные штрафы

В конце прошлого года в блогосфере начали появляться сообщения от автомобилистов, которые жаловались на то, что их оштрафовали за нарушения, которых не было. Чаще всего речь шла о движении по выделенным полосам, которые за несколько дней до «письма счастья» упразднили. Одну из таких штрафных квитанций получил наш коллега: ему прислали «письмо счастья» за проезд по выделенной полосе на Волоколамском шоссе, которую к тому моменту уже отменили.

Наш сотрудник обратился в Центр организации дорожного движения правительства Москвы, где ему сообщили, что подобного рода претензии нужно направлять на сайт ГИБДД. Жалоба на неправомерный штраф была отослана в электронном виде. После этого уже из телефонной беседы выяснилось, что полосы для движения общественного транспорта на данном участке закрыли, как и обещано, но по какой-то причине отключить камеры забыли – и они исправно фиксировали «нарушения» еще около недели.

В октябре прошлого года появилась еще одна категория «штрафов по ошибке». Это произошло сразу же после того, как москвичам начали выдавать номерные знаки с новым кодом региона – «777». Камеры распознавали цифры как «177» и, соответственно, «письма счастья» посылались не тем, кому нужно.

Январь 2014. Хакерская атака на камеры

Массовое отключение камер в результате хакерской атаки началось в ночь с 9 на 10 января, однако известно об этом стало лишь через три дня. В общей сложности было выведено из строя 130 из 148 камер. Губернатор Московской области Андрей Воробьев уже заявил, что власти Подмосковья намерены усилить защиту камер от взлома в связи с прошедшей атакой хакеров. «Мы думам о том, как можно исключить кибератаки или хакерские атаки, потому что это было произведено в отношении подмосковных камер, это серьезный звонок, о котором нужно задуматься», — сказал Воробьев.

Кроме того, сенаторы обратились лично к главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой разобраться в ситуации с неработающими камерами. В частности, председатель комиссии Совфеда по развитию информационного общества Руслан Гаттаров направил министру письмо, в котором, помимо всего прочего, поинтересовался, ведется ли МВД системная работа по выработке единых требований к разворачиванию систем видеофиксации на территории всей страны.

«В контексте описанной ситуации представляется важным уделять особенное внимание кибербезопасности подобных систем. В этой связи планируется вынести проблему развития систем видеофиксации на территории страны на очередное заседание комиссии», - говорится в документе.

Уже известно, что для предотвращения подобных ситуаций в будущем Минтрансом Подмосковья будет создан специальный резерв программируемых блоков и в случае выхода камеры из строя из-за хакерской атаки, ее работоспособность можно будет восстановить путем установки нового блока с работоспособной программой.

Роман Фарботко

Облако тегов