Грязное топливо (список "грязных" заправок в Москве)

1 июня, 2006 - 14:09
41 0

01060609.jpgНекачественные бензин и солярка способны свести на нет любые усилия по защите окружающей среды

В начале мая, «между праздниками», мэр Москвы Юрий Лужков планировал вручить «Экологический знак» одной или нескольким столичным АЗС. Знак этот, напомним, свидетельствует о том, что на данном комплексе можно заправиться, не опасаясь за двигатель и оснащенную катализатором выхлопную систему автомобиля. Однако в назначенный день награждение не состоялось. И пока в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды затрудняются сказать, когда именно это мероприятие случится. Похоже, что в Москве просто некого награждать…

Между прочим, с 22 апреля Россия перешла на новые технические регламенты, требующие производить на территории страны или ввозить в страну только те автомобили, которые отвечают экологическим стандартам Евро 2. Понятно, что от Европы, где уже действуют нормы Евро 4, мы отстали надолго, и теперь вынуждены «догонять». Хотя эти «догонялки» нам нужны больше, чем благополучным немцам или французам, иначе рискуем задохнуться, и никакие меры по повышению рождаемости потерь не восполнят. Поэтому нормативы Евро 3 должны быть введены с 1 января 2008 года, Евро 4 — с 1 января 2010, Евро 5 — с 2014 года. Очень хочется надеяться, что заявленные сроки переноситься не будут. Однако все эти новые требования имеют смысл лишь в том случае, если и топливо будет отвечать соответствующим экологическим стандартам. А с этим делом в стране плохо, о чем «АИ» уже не раз говорили.

Московский стандарт

Но если где-нибудь в тайге или в горах еще можно глотнуть свежего воздуха, то Москва, особенно по будним дням, представляет собой гигантскую газовую камеру. Согласно дурацким, иначе не скажешь, законам и правилам, остановить чадящую машину и запретить впредь ее использовать не может никто. Если, конечно, у водителя имеется талончик техосмотра, который обходится владельцу авто при существующей практике весьма недорого. Но начинать очередной поход за чистый воздух с чего-то надо. Вот в Москве и ввели стандарт Евро 3 для производителей бензина, который с 21 апреля стал общегородской нормой. Такое решение было принято столичным правительством именно с целью улучшения экологической ситуации в мегаполисе, а заодно и «спасения» современных автомобилей. Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин подчеркнул, что продавцов некачественного бензина в перспективе ждут штрафы до 1 млн рублей и даже уголовная ответственность.

Как считают в Департаменте, право, предоставленное Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» субъектам РФ — вводить ограничения использования нефтепродуктов, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, — полностью отвечает специфике РФ, учитывая огромную территорию и различные природные условия субъектов Федерации. Но в настоящее время Москва является единственным таким субъектом, где установлены экологические требования к моторному топливу и осуществляется контроль соответствия реализуемых нефтепродуктов.

В 2005 году было проверено 227 городских АЗС. На 49 из них (это 21,6% от проверенных) выявлены 82 пробы моторного топлива, не соответствующие требованиям, из которых в 32 пробах обнаружено превышение концентрации свинца, в 32 пробах — серы, а в 27 пробах — несоответствие по октановому числу. Причем на большинстве из этих 49 АЗС моторное топливо не соответствовало не то, что московским, но и давно устаревшим федеральным требованиям (ГОСТ, ТУ).

По фактам реализации «грязного» топлива было вынесено 49 постановлений о привлечении к административной ответственности. По 43 постановлениям штраф либо уже оплачен (пока казна получила 4 млн 600 тысяч рублей), либо они направлены судебным приставам для взыскания штрафа в порядке исполнительного производства.

С января 2006 года проверено 73 АЗС, отобрано 240 проб. На 9 из проверенных заправок выявлено 11 проб моторного топлива, которые не соответствуют никаким стандартам. Вынесено 7 постановлений о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В стадии рассмотрения находится 2 дела об административном правонарушении. По одному постановлению штраф на сумму в 200 тысяч рублей оплачен в добровольном порядке.

Штрафовать! Беспощадно!

Как сообщил Леонид Бочин, в прошлом году 90 тысяч автомобилей в Москве вышли из строя из-за некачественного моторного топлива. Выходят из строя свечи зажигания, засоряются топливная и выхлопная системы, что нередко приводит к дорогостоящим ремонтам. Главная беда — сера, смолы и добавки, при помощи которых торговцы повышают октановое число. Кроме того, «побочные элементы», сгорая и — в прямом смысле этого слова — вылетая в трубу, выбрасывают в атмосферу до 90% всех вредных веществ.

В Москве сегодня насчитывается 3,5 млн автомобилей, и парк пополняется ежегодно на 150–200 тысяч машин. Картина получается нерадостная: через несколько лет Москва сможет догнать крупные американские города, где на долю автомобильных выхлопов приходится более 95% загрязнения атмосферы.

Постановление правительства Москвы «О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками» датируется 28 декабря 2004 года. Согласно этому документу столичные АЗС должны были до 1 января 2006 года перейти со стандарта Евро 2 на Евро 3. «Согласно этим нормам содержание свинца в бензине, по сравнению с Евро 2, уменьшено с десяти до пяти мг/литр, а содержание серы — с 500 до 150 мг/литр для бензина и до 350 мг/литр — для дизельного топлива», — пояснил руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. В течение трех месяцев специалисты департамента изучали, могут ли российские производители выпускать бензин и дизельное топливо нужного качества. Как выяснилось, три нефтеперерабатывающих завода не только умеют, но даже поставляют за границу топливо, соответствующее и нормам Евро 3, и нормам Евро 4. Так что требования столичных властей вполне выполнимы.

Параллельно Москва ужесточает ответственность за торговлю некачественным моторным топливом. Как сообщил «АИ» пресс-секретарь Департамента природопользования и охраны окружающей среды Александр Герасимов, с 28 марта этого года штраф за реализацию некачественного бензина увеличен на 1000 МРОТ и составляет теперь 300 тысяч рублей. А Леонид Бочин предупредил, что сейчас готовятся поправки в Кодекс «Об административных правонарушениях», согласно которым эти штрафы составят уже 1 млн рублей. Правда, по словам Бочина, «законопроект встретит мощное лоббистское сопротивление», так что судьба его пока туманна. Кроме того, в Государственной думе будут рассмотрены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за это нарушение в виде лишения свободы на срок от 4 до 6 лет.

Ясно, что такие «драконовские» меры будут восприняты общественностью неоднозначно. И московскому правительству достанется за то, что оно «бежит впереди паровоза». Однако в ситуации, когда в государстве по существу никому нет дела до экологии, а в «вертикали власти» места для соответствующего министерства не нашлось, мегаполисы просто вынуждены решать эти проблемы самостоятельно.

В заключение приведу два списка. В «черном» названы те АЗС, на которых сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды было обнаружено топливо, не соответствующее стандартам (данные на конец апреля). В «белом» — заправки, на которых нарушений не выявлено. Правда, каналы поставок топлива на АЗС могут меняться, а качество бензина и солярки во многих случаях зависит именно от поставщиков. Тем не менее, при всей условности этих списков, они, думаю, могут быть полезны нашим читателям из столичного региона.

Дмитрий Семенов

01060608.gif

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов