Автоправо: В Европу со своим ОСАГО

25 сентября, 2006 - 12:40
5 0

Российские автостраховщики готовятся вступить во всеевропейскую систему ОСАГО – «Зеленая карта». Это позволит им собирать деньги, прежде утекавшие к иностранным конкурентам, а российским автовладельцам – приобретать полисы международного образца у своего страховщика.

На проходящей в Москве конференции страховщиков ОСАГО обсуждался вопрос вступления Российского союза автостраховщиков в европейскую систему по обязательному страхованию гражданской ответственности «Зеленая карта».

«ЗК» была учреждена в 1951 году с единственной целью – упростить процедуру страховых выплат пострадавшим в ДТП с участием иностранного автомобилиста. Если, например, француз приезжает в Германию и разбивает там машину. В настоящее время в нее входят практически все европейские страны, а также Израиль, Марокко, Тунис, Иран, с недавнего времени и Украина. Во избежание путаницы ДТП оформляется в соответствии с законодательством страны, на территории которой произошла авария.

Сейчас выезжающим за рубеж на собственных автомобилях россиянам приходится приобретать полисы «Зеленой карты» у зарубежных страховщиков.

Даже если приобретаются они у российских страховых фирм, те в этом случае выступают в качестве посредников и берут за услуги комиссионные. Страховка на 15 дней, действующая во всех странах «Зеленой карты», обходится в среднем в 30 евро, на год – до 300.

Ситуация может измениться с 1 января 2008 года. Тринадцать российских страховых компаний сумели собрать 11 млн евро – таков размер гарантийного фонда, наличие которого в Eвропейском банке означает для России пропуск в систему «Зеленая карта». После утверждения российской заявки летом следующего года (а в РСА убеждены, что препятствий этому нет) с начала 2008-го отечественные страховщики начнут продавать собственные полисы всеевропейского образца.

Насколько изменятся тарифы на «грин-карту» после вступления России в систему, пока неизвестно.

По словам директора по международным и государственным программам развития и технического содействия РСА Ирины Осокиной, в настоящее время прорабатывается и вопрос о том, должны ли учитываться при определении суммы страхового контракта действующие в России коэффициенты, а также страховая история автовладельца. Один из представителей РСА тем не менее в личной беседе назвал цифры ?30–50 за шесть-девять месяцев.

Каждого выезжающего за границу на личном автомобиле снабдят письмом-памяткой, где по пунктам перечислен порядок действий при попадании в ДТП за пределами отечества. Он практически ничем не отличается от российского – водитель должен оказать помощь пострадавшим, если таковые имеются, нарисовать схему происшествия. Кроме знака, предупреждающего других участников движения, у каждого перемещающегося по европейским дорогам должен быть и светоотражающий жилет, за его отсутствие в багажнике в некоторых странах ЕС налагают весьма внушительный штраф.

Если языковой барьер может вызвать какие-то затруднения при поиске и общении со свидетелями, то беседа со страховщиками должна протекать гладко: позвонив по телефонам, указанным в памятке, можно будет получить рекомендацию по-русски. Это обещают в DEKRA – крупнейшей европейской организации, обеспечивающей техническую экспертизу при авариях. Именно с ней взаимодействуют российские страховые компании, планирующие войти в «Зеленую карту».

Всего пакет документов, заполняемых в соответствии с требованиями «Зеленой карты», состоит из нескольких частей:

протокола ДТП, приложения – «ДТП с участием иностранного водителя», согласно которому, если виновником аварии стал иностранец, компенсацию можно получить у своего российского страховщика. В пакете документов также есть анкета для предъявления требований. Наиболее интересно выглядит приложение к протоколу: образец, составленный от именно некоего И. Иванова, начинается со слов «Уважаемые дамы и господа» и представляет собой короткий рассказ о том, как господин Иванов попал в ДТП, виновником которого был некий гражданин Франции с выпущенным в Париже номером.

Документ, содержащий минимум информации (имя и адрес виновника, адрес зарегистрировавшего ДТП участка, имя и адрес свидетеля), заканчивается словами «Прошу вас поручить урегулирование убытков немецкому страховщику» и заверениями в уважении и готовности оказать дальнейшую помощь. Изъяснившись подобным слогом, всякий россиянин, очевидно, должен полностью расслабиться и спокойно ждать денег от родного «Ингосстраха» или «Росно».

Кирилл Тищенко

По информации www.rambler.ru

Облако тегов