Вкус к секонд-хенду

19 октября, 2006 - 12:35
6 0

Вкус к секонд-хендуЧто мешает формированию цивилизованного рынка подержанных автомобилей Пройдет несколько лет, и в России мало кто будет покупать автомобиль с пробегом с рук или на авторынке. Равно как и продавать свою подержанную машину «по объявлению». Нормальной практикой станет совершение сделок через автосалоны, как в Европе или США. Конечно, небольшие площадки с секонд-хендом никуда не денутся, как и газеты с предложениями от частных лиц, но в целом практика купли-продажи изменится. Сегодня же, когда на рынке наблюдается бешеный спрос на новые автомобили, дилерам некогда возиться еще и с подержанными. Кроме того, мешает один юридический казус — российское налоговое законодательство никак не регламентирует сделки trade-in. Поэтому при оформлении по всем правилам купли-продажи автомобиля с пробегом салон вынужден дважды платить НДС.

Рынок продавца Пока спрос на новые автомобили превышает предложение, а покупатели вынуждены по несколько недель или месяцев ждать понравившуюся модель, подавляющее большинство дилеров сосредоточено исключительно на продажах и обслуживании новых машин. То есть, несколько последних лет и до сих пор мы имеем рынок продавца, а не покупателя. Поэтому услуга trade-in — продажа клиенту нового автомобиля в зачет старого с его последующей реализацией салоном — не является для дилеров особо интересным или важным направлением. Выкуп автомобилей с пробегом у клиентов для них — не более чем инструмент привлечения покупателя.

В среднем по рынку такие сделки занимают около 5% в общем обороте дилерских центров. Площадки под подержанные машины у большинства столичных дилеров не рассчитаны больше чем на 100-150 машин. Многие компании просто перепоручают заботы по реализации подержанных машин своим партнерам — мелким фирмам, специализирующимся на комиссионной продаже автомобилей. Очень немногие готовы продавать подержанные машины без прибыли, довольствуясь лишь тем, что удалось заманить в салон покупателя нового автомобиля. Безусловно, даже используя trade-in лишь как инструмент привлечения клиента, компании стремятся заработать. «Но для этого нужны отдельные площади, дополнительный персонал, а ведь дилеры сейчас и без того перегружены продажей и постпродажным обслуживанием новых автомобилей, — говорит Валерий Тараканов, независимый автомобильный эксперт. — Какой им смысл устраивать у себя на заднем дворе распродажу автомобильного секонд-хенда, и тем самым еще более усугублять нехватку площадей?» «В бизнесе самих дилеров trade-in сегодня играет незначительную роль, — соглашается аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. — Большинство дилерских компаний сегодня зарабатывает на новых машинах. Кроме того, эта схема традиционно рассчитана на определенный класс иномарок, ввезенных или собранных в России. В возрасте от трех до пяти лет, в средней или высшей ценовой категории. Подержанные отечественные машины, формирующие половину отечественного автомобильного рынка, по-прежнему продаются по объявлениям».

Так или иначе, дилеры предоставляют эту услугу. Ведь trade-in интересен покупателям. Прежде всего, тем, кто не хочет при покупке нового автомобиля самостоятельно заниматься продажей старого, боится связанных с этим рисков. Ради своего удобства, ради получения комплексной услуги по купле-продаже автомобиля они согласны даже поступиться ценой. Ведь не секрет, что в дилерских центрах им предлагают цены выкупа ниже, чем в среднем по рынку.

Впрочем, сами дилеры с последним утверждением не согласны. «Неверно думать, что дилеры однозначно занижают выкупные цены, — говорит Артем Самородов, менеджер по продаже автомобилей с пробегом «Ауди Центр Москва». — Ведь как обычно происходит продажа подержанного автомобиля? Владелец смотрит в Интернете, сколько другие просят за ту же модель приблизительно в той же комплектации. Разброс цен в зависимости от состояния машины составляет 10-15%. Но автовладелец на свою машину обычно примеряет наивысшую планку. Когда ему в салоне предлагают среднюю или нижнюю цену выкупа, он почему-то думает, что его обманывают. Хотя вполне возможно, исходя из состояния его машины, на рынке ему не дали бы и тех денег, что предлагаем мы». Комиссионные дилера обычно составляют 3-7% в зависимости от сложности сделки. Если машина популярна на рынке и после совершения сделки продается в течение недели, то есть, не занимает места на стоянке салона, то и комиссионные ниже. Если с продажей приходится повозиться, соответственно и заработок дилера выше.

Средство заработка

Впрочем, пройдет всего несколько лет, и из средства убеждения покупателя купить новый автомобиль именно в данном салоне, trade-in превратится в одно из важнейших средств заработка для дилерских компаний. А для покупателей покупка подержанной машины в автосалоне — с сервисной книжкой, без риска столкнуться с «нечистой родословной» авто — станет обычным делом. Иными словами, наступит момент, когда рынок автомобилей с пробегом станет цивилизованным. В Западной Европе или в США, кстати говоря, дилеры в основном получают прибыль именно от продажи автомобильного секонд-хенда. «Крупные дилерские группы, которые планируют свою работу не на год и не два, а на пять лет и более, уже сейчас задумываются о развитии этого направления бизнеса — создают подразделения или даже целые компании по продаже секонд-хенда, — говорит Валерий Тараканов. — Ведь тот бум, что мы сегодня наблюдаем на рынке новых иномарок, не может продолжаться вечно. Поэтому через три-четыре года в лидирующих позициях окажутся те компании, которые уже сейчас, несмотря на нынешнюю гонку, готовятся к развитию бизнеса на подержанных машинах».

Нынешняя ситуация на автомобильном рынке показывает, насколько перспективны для дилеров такие операции. Несмотря на огромный спрос в России на подержанные иномарки, полностью он не удовлетворяется. Машин, купленных в российских автосалонах, отходивших свой срок у первого владельца, на вторичном рынке не хватает. Парк относительно свежих иномарок еще невелик, приходится их импортировать. «Праворульные» автомобили не в счет, а свежих 3–5 летних автомобилей мало — везти их из-за границы накладно и хлопотно, для этого крупным дилерам нужно выстраивать сложную логистическую цепочку, создавать склады. Вот и занимаются этим или частные лица, или маленькие фирмы. Это небольшие контрагенты, которым средний класс, главный двигатель автомобильного рынка, не доверяет. Ведь могут подсунуть битую или с сомнительным прошлым машину, что выяснится лишь в процессе ее регистрации или эксплуатации. Настоящий, цивилизованный рынок автомобилей с пробегом сформируется, когда к этому подключатся серьезные компании, которые смогут перехватить этот рынок у мелких структур и предпринимателей. Они способны обеспечить должную предпродажную подготовку автомобилей, и продавать машины с гарантией — юридической чистоты и технического состояния. «В будущем, примерно через год-два, выкуп авто и продажа секонд-хенда, конечно, станет для дилеров немаловажной частью бизнеса, — считает Севастьян Козицын. — Когда тот поток новых иностранных автомобилей, что раскупили россияне за последние несколько лет, наконец, выльется на вторичный рынок». Действительно, к тому времени наберется критическая масса владельцев подержанных автомобилей, среди которых услуга trade-in очень востребована. Наконец, наберется критическое количество подержанных иностранных автомобилей российского происхождения с понятным и прозрачным прошлым, которые можно будет безопасно покупать и продавать. А когда сформируется цивилизованный рынок иномарок с пробегом, он потянет за собой рынок подержанных отечественных машин. «Доля продаж автомобилей с пробегом в бизнесе дилерских компаний через несколько лет достигнет 80%, всего 20% продаж будут составлять сделки с новыми машинами, — уверен Артем Самородов. — Ведь по мере стабилизации ситуации на рынке новых иномарок дилерам придется бороться не столько за нового клиента, сколько за то, чтобы удержать старого». Эквилибристика с НДС

Перспективы рынка подержанных машин в России огромны. Однако о наступлении идиллии говорить рано. Развитию trade-in мешает тот самый юридический казус, из-за которого дилерам приходится заниматься налоговой эквилибристикой, с риском попасть в поле зрения налоговых органов. «При оформлении сделки trade-in по всем правилам салон при покупке подержанной машины у клиента в обмен на новую платит НДС. Когда она продается другому покупателю, налог платится второй раз, — объясняет Ольга Букова, представитель Ассоциации европейского бизнеса в России (AEB). — Такой практики нет ни в одной стране, где услуга trade-in распространена». «В принципе двойное налогообложение в trade-in — это небольшая проблема, но серьезные компании просто не должны заниматься «кривыми» и относительно законными схемами, — соглашается Валерий Тараканов. — Они только усложняют процесс». На самом деле, сегодня ни один дилер не платит двойной налог при оформлении сделки купли-продажи подержанного автомобиля. У каждой компании есть свои способы ухода от налога. Так, в одном из дилерских центров «АИ» рассказали, что по факту автомобиль выкупается у автовладельца, и ему предоставляется новый с доплатой. Однако формально подписывается комиссионный договор, на основании которого салон принимает машину для последующей продажи. Все то время, пока автомобиль стоит в салоне у дилера, до совершения последующей сделки, он хозяина не меняет, соответственно, не платится и налог. А при сделках между физическими лицами НДС не взимается. Принимая автомобиль на комиссию, салон фактически лишь предоставляет торговую площадку и выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем, получая за свои услуги комиссионные. В ходе комиссионной сделки дополнительного налогообложения не возникает, поэтому 90% салонов работает именно по этой схеме. Другой способ — оформление договора мены. Покупая новый автомобиль, клиент платит живыми деньгами лишь разницу в стоимости между новой и старой машиной, которую он сдает дилеру. С этой суммы и начисляется НДС. На сумму, равную стоимости его подержанной машины, дилер оформляет договор мены. С нее налог платится при продаже автомобиля новому клиенту. Таким образом, ни в первом, ни во втором случае налог с подержанной машины автосалон не платит вовсе. «Мы хотим, чтобы ситуация в России в этой области была приведена к общепринятым нормам, — говорит Ольга Букова. — В налоговом законодательстве надо четко прописать порядок налогообложения сделок с подержанными машинами. Схема выкупа салоном и продажи подержанного автомобиля должна стать более легальной. При этом в выигрыше останутся все стороны, участвующие в сделке trade-in». Это и государство, которое выиграет за счет «обеления» сегмента подержанных автомобилей и увеличения налоговых поступлений. И покупатели, для которых эта услуга станет более доступной, и в результате они смогут приобретать автомобиль с пробегом не только у частных лиц, но и в салоне, где автомобиль проходит проверку, предпродажную подготовку, продается с гарантией. И, естественно, автосалоны, которые занимаются выкупом и продажей машин на вторичном рынке.

«Комитет автопроизводителей АЕБ давно выступает с этой инициативой. Если она будет юридически оформлена, то, безусловно, поможет развитию рынка, сделает его более прозрачным, удобным, повысит конкурентоспособность крупных дилеров по отношению к рынкам и «комиссионкам», — считает Валерий Тараканов. — Но двойное налогообложение это только часть проблемы в развитии trade-in. Основная проблема дилеров заключается в том, что у них не хватает мощностей и персонала, чтобы заниматься продажами и обслуживать поток клиентов по подержанным машинам». Действительно, для обычных покупателей услуга trade-in станет удобной, лишь когда она станет массовой и доступной. Еще совсем недавно дилеры выставляли низкие выкупные цены и брали огромные комиссионные за свои услуги. Рынок был не развит, и автосалоны просто боялись взваливать на себя заботы по продаже подержанных машин, перекладывая свои риски на клиента. Сегодня же сделки trade-in превратились в обычную практику. Все идет к тому, что и сделки trade-in для клиентов в скором времени станут более выгодными — увеличатся выкупные цены, снизятся комиссионные и время оформления. Но для этого, прежде всего, должны постараться дилеры — вложиться в дополнительные мощности и персонал. Вот только случится это лишь тогда, когда без инвестиций в сегмент подержанных автомобилей им нельзя будет развивать основной бизнес. Пока же дилерам не приходится бороться за клиента ни в столице, ни в регионах — нигде нет нехватки новых клиентов. При нынешнем бешеном спросе на новые автомобили, бесконечном потоке новых клиентов, все это может рассматриваться лишь как перспективная задача. Хотя и перспектива — все более реальная.

Михаил Белов

По информации  "Автоизвестия"

Облако тегов