Бензин «второй свежести»: Почему мы вынуждены мириться с никудышным товаром

15 ноября, 2006 - 10:14
12 0

Бензин бодяжат, стандарты — даже российские, устаревшие еще в прошлом веке — не соблюдают, никто никаких гарантий качества не дает — сущий цирк на топливном рынке! А с недавних пор «в программу» включен еще один забавный трюк — появление на некоторых АЗС «особенного», и, естественно, более дорогого топлива. Отвечающего стандартам Евро-2, Евро-3 и даже Евро-4. «Смазывающего, улучшающего, очищающего», если верить рекламе. То есть, все остальное, что продается повсеместно, «разрушающее, ухудшающее и загрязняющее»? Выходит, перед нами искренне раскладывают одновременно нечто вроде осетрины первой и второй свежести — на вкус и по кошельку. Хотя, как справедливо заметил писатель Михаил Булгаков, это вздор, «свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя». И отсутствие в огромной нефтедобывающей стране современных стандартов топлива и системы контроля над их соблюдением — это тоже вздор и позорище. Но почему нам не стыдно?

Что немцу плохо…

В дни, когда этот материал готовился к печати, по российским просторам мчались дизельные Mercedes (на наш рынок официально не поставляются), участники пробега Париж — Пекин. Хотя, нет — не мчались, а ехали — медленнее, чем хотели бы, потому что за ними должна была поспевать цистерна с соляркой. Заливать наш продукт в баки немцы не рискнули, и везли — через всю необъятную Россию! — свое, европейское топливо. Пусть выходит дороже, зато есть шанс добраться до Поднебесной. То ли их не убедило качество широко разрекламированного дизтоплива от компании ЛУКОЙЛ, то ли оно кончается сразу за МКАД…

Россия всерьез и надолго отстает от европейских требований к качеству автомобильного топлива. В то время как вся Европа давно ездит на экологически менее опасном и чистом стандарте Евро-4, далеко не везде в России можно купить бензин или солярку, которые бы отвечали нормам Евро-2. Более или менее проблему эту решили в столичном регионе и в некоторых крупных городах страны. То есть — там, где конкуренция между нефтяниками на топливном рынке перестает быть пустым звуком. В конце концов, здесь можно найти «проверенную» заправку, где бензин не разбавляют, не «догоняют» присадками. В российской глубинке, стоит чуть отъехать в сторону от крупных трасс, качественного бензина уже не найдешь. Возможно, там пока и спроса на него особого нет. Автолюбители, по большей части владельцы отечественных машин устаревшей конструкции, привыкли лить в бак то, что есть. Карбюраторный движок все переварит.

В крупных городах качество автомобильного парка иное, выше и требования к характеристикам топлива. Владельцы новеньких иномарок, весьма капризно реагирующих на состав топливной смеси, придирчиво выбирают «хорошую» заправку (и все равно — рискуют всякий раз, вставляя пистолет в горловину бака). Еще бы, начинка современных двигателей может не выдержать испытания той гремучей смесью, которую у нас называют бензином. Запорешь движок — никакая гарантия не спасет. В техцентрах в первую очередь берут пробу из бака — на соответствие топлива стандартам качества. Окажись там что-то, не отвечающее нормам Евро-2, можете не рассчитывать на гарантийный ремонт.

Несмотря на то, что качественный бензин давно стал востребованным товаром на российском рынке, предложение его крайне ограничено. Нефтеперерабатывающие заводы работают по ГОСТам 20-летней давности. Но даже то мизерное количество безопасного — и с технической, и с экологической точки зрения — топлива, что производится, редко доходит до потребителя. Его разбавляют в пути, или уже на самой АЗС. Ведь куда выгоднее добавить с цистерну, скажем, с 92-м канистру присадок и продать его уже как 95-й, то есть, за каждый литр получить дополнительный рубль, а то и два. Даже на самой «проверенной» заправке, под вывеской самого громкого нефтяного бренда вам в бензобак могут залить все, что угодно. Гарантий-то соблюдения качества по-прежнему никаких. В стране до сих пор практически начисто отсутствует государственная система контроля качества топлива на рынке.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что москвичи вполне и небезосновательно доверяют Agip, некоторым (не всем) АЗС ЛУКОЙЛ. Теперь вот на рынок вышел Shell, хотя должно пройти время, чтобы в сеть поверили. Но это — капля в море.

Стандарты рождаются в муках

В Министерстве промышленности и энергетики РФ уже больше года пытаются доработать технический регламент по качеству бензинов и дизельного топлива. Год назад, когда «АИ» обращались к этой теме, нам обещали, что к концу 2006 года стандарты примут, и одновременно разработают систему их соблюдения. А уж с 2007 года паленого бензина можно будет вовсе не опасаться. Как в Европе или США, где появление фальсифицированного топлива на заправке — абсолютный нонсенс. Собственно говоря, на европейские регламенты и опирались наши специалисты при разработке отечественных. Вот только с утверждением новых прогрессивных регламентов не спешат. Как заявили «АИ» в министерстве, «документ тщательно и не один год прорабатывался, в том числе с привлечением высокопрофессиональных экспертов — как потребителей, так и производителей». Сейчас этот законопроект находится в правительстве, и в Минпромэнерго очень надеются, что кабинет министров не будет затягивать его принятие.

Напомню, предполагалось утвердить в России новые стандарты качества топлива — с меньшим содержанием серы, бензола, фенола и прочих вредных веществ — по аналогии с европейскими Евро-2 и Евро-4. Качество топлива Евро-4 действительно будет на европейском уровне: содержание серы в бензине и солярке стандарта должно уменьшиться в 10 раз, по сравнению с Евро-2, доля бензола в бензинах — в 5 раз, свинца — в 2 раза. Впрочем, по задумке Виктора Христенко, от менее качественного топлива будут отказываться постепенно — по мере появления на заправках топлива стандарта Евро-4 никуда не должно исчезнуть и «низкокачественное» топливо Евро-2. До тех пор, пока в России существует его покупатель — многочисленные владельцы технически несовершенной автомобильной техники.

Планировалось экономическими методами стимулировать российские НПЗ к переходу на новые стандарты, обложив выпуск низкосортной продукции более высокими налогами. А затем уже, по прошествии переходного периода в 1-2 года добиться от производителей автомобильного полного соблюдения стандартов. «Мы продумываем несколько вариантов контроля, — рассказали мне в Минпромэнерго. — В том числе рассматриваем варианты с окрашиванием и добавкой биологических меток к разным маркам и видам бензинов, предполагаем сертификацию партий бензинов и дизельного топлива».

То есть, каждую партию моторного топлива на НПЗ будут маркировать биологическими метками, на нее будет выдаваться сертификат соответствия на срок от года до двух. Для того чтобы качество соответствовало все это время заявленному в сертификате уровню, будут проводить плановые и внеплановые проверки на всем пути следования — от НПЗ до заправки. Экспертизу топлива должны проводить независимые, частные лаборатории, получившие разрешение Ростехнадзора. В случае подтверждения плохого качества топлива с производства будет сниматься вся линейка бензинов, некачественная продукция — отзываться с рынка, а НПЗ — штрафоваться и лишаться сертификата до полного исправления всех недостатков.

Но топливо в большинстве случаев подделывают не на заводе. НПЗ худо-бедно выдерживают стандарты производства бензинов, пусть и 20-летней давности. Кроме того, и сегодня практически на каждом заводе действует лаборатория Ростехнадхора, которая периодически контролирует качество отпускаемой потребителю смеси. Топливо, как мы выяснили, разбавляют даже не на оптовых базах — их владельцы не рискуют заниматься подобной «мелочевкой». Потери от возможного закрытия базы в случае обнаружения махинаций будут гораздо больше, чем прибыль от манипулирования октановыми числами.
Чаще всего бензин разбавляют присадками все-таки на стадии его доставки на АЗС и на самих заправках. В России, в отличие от остального

цивилизованного мира, до сих пор разрешено применение ферроценовых присадок: максимально допустимая их доза — 18 мг на литр бензина. Правда, за соблюдением этих норм никто не следит. Наиболее активно используются самые дешевые и вредные. Недавно, кстати, ферроцены были запрещены в Китае, теперь вся китайская присадочная промышленность работает на Россию. Такой «обогащенный» бензин буквально сжигает и свечи, и каталитические нейтрализаторы. Неудивительно, что разработчики законопроекта придумали самые жесткие меры именно для владельцев АЗС, продающих фальсифицированное топливо — от штрафов до запрета заниматься дистрибуцией бензина.

«Новый» бензин

Но это все в планах. Причем, как выясняется, весьма далеких. Пока же каждый автолюбитель самостоятельно решает для себя проблему качества топлива. Для этого есть два верных способа — заправляться только на «проверенных» АЗС и брать с собой в дальнюю дорогу канистру чистого топлива. Каждому автовладельцу хорошо известно, что лучшая реклама для заправки — это народная молва. Вот и теперь молва не обошла стороной появление на рынке новых бензинов.

Весной этого года на заправках, принадлежащих НК ЛУКОЙЛ, появился АИ-95 с логотипом «ЭКТО» — экологическое топливо. Он как-то сразу заменил собой прежний 95-й, ну, и подорожал на рубль. Правда, наливают ЭКТО исключительно на «фирменных» АЗС компании. Заправки, работающие по договору франшизы (поди, отличи!), льют «старый» АИ-95. Как уверяет производитель, эта марка топлива соответствует европейскому стандарту Евро-3. Что ж, поверим на слово, анализ не проводили. Впрочем, отзывы автовладельцев, регулярно использующих новый бензин, положительны.

А в сентябре за конкурентом поспела и компания ТНК-ВР, выпустив на рынок новый неэтилированный бензин (а этилированный, между прочим, давно запрещен) BP Ultimate с октановым числом 95 и 98. В этой компании делают упор на значительное уменьшение объема вредных выбросов, увеличение мощности двигателя до 14,7% и «ускорения» автомобиля на 9,9%. Реклама обещает даже экономию топлива на 3% при регулярном использовании нового топлива. Ну, во все эти посулы верится с трудом, и свидетельствами «чудо-свойств» такого топлива мы пока не располагаем. А что до личных впечатлений, то мнения в редакции разделились. Мне показалось, что на «экологичном» бензине мой автомобиль и в самом деле бежит резвее, чем на обычном АИ-95. Мой коллега, занимающийся, кстати, тестированием новых машин, утверждает, что никакой разницы по сравнению с обычным АИ-95 не почувствовал, но заметил, что 98-й показался неплохим. Но все это лишь субъективные впечатления, специальных исследований мы не проводили.

Эксперты также считают, что маркетологи несколько перегнули с конкурентными преимуществами новых бензинов. Некоторые антифрикционные свойства топливу придает антикоррозионная присадка. Эффект достигается за счет нового фракционного состава, теплотворной и моющей способностей топлива. Но следует помнить, что антифрикционное действие таких присадок распространяется только на компоненты топливной системы, а не на цилиндропоршневую группу. А вот расценки на новый бензин действительно кусаются. На подмосковных заправках он стоит почти на 2 рубля дороже, чем «обычные» АИ-95 и АИ-98.

Однако о коммерческом успехе нового топлива говорить не приходится. Мало того, что оно дороже, так его еще не везде найдешь. Пока новый Ultimate, соответствующий стандарту Евро-4, продается лишь на заправках ВР в столичном регионе — их здесь около 50. «Лукойловский» улучшенный 95-й также не выбрался дальше московской области. В том же Санкт-Петербурге к заправкам ЛУКОЙЛа не выстраиваются очереди за ЭКТО — его там просто нет, а BP и вовсе еще не добрался до северной столицы. Так что прогноз продаж нового топлива на уровне 160 млн литров в 2006 году, сделанный менеджерами BP, выглядит явно завышенным.

«Мы считаем, что проекты ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР скорее имидживые, чем сулящие быструю коммерческую отдачу», — полагает Александра Зубачева, эксперт инвестиционной группы «Петромаркет». ЭКТО и Ultimate делают на двух заводах: ЛУКОЙЛ — в Нижнем Новгороде, ТНК-ВР — в Рязани. И работают эти НПЗ, соответственно, на столичный контингент автолюбителей. Если же новое топливо останется без спроса, его отправят на экспорт. Так, например, делает ЛУКОЙЛ со своей соляркой, удовлетворяющей нормативам Евро-4.

Понятно, что быть пионером в любом деле нелегко. Переломить устоявшиеся стереотипы и естественную прижимистость потребителей также непросто. Но и потребителя надо понять — опять же, где гарантии, что бензин, за который мы переплачиваем до 10% цены, не окажется таким же разбавленным и сдобренным небезопасными для автомобиля и экологии присадками, как тот, что разливают на соседней заправке?

На самом деле, не должно быть никакого «нового» и более качественного бензина на рынке. Как не бывает осетрины второй свежести, потому что после первой она сразу становится тухлой. Все топливо должно соответствовать утвержденным стандартам. Вот только повсеместного соблюдения этого правила без участия самого государства вряд ли удастся добиться. А власти проявить волю в этом вопросе, как выясняется, не спешат. Уж не потому ли, что львиная доля НК теперь принадлежит тому же государству?

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов