Осторожно, пешеходы!

14 июля, 2008 - 05:04
79 0

берегись автомобиля

Московские власти озаботились безопасностью пешеходов. Эта самая незащищенная часть участников дорожного движения в Москве гибнет в три раза чаще, чем в других мировых столицах. Мэрия намерена действовать методом кнута и пряника – просвещать, информировать и «воспитывать рублем» водителей и самих пешеходов. Транспортники уверены, что пока власти не займутся дорогами, ситуация не изменится.

Во вторник городское правительство рассмотрело предложения департамента транспорта и связи по повышению безопасности пешеходов в столице. Как сообщил руководитель департамента Леонид Липсиц, в прошлом году в Москве под колесами автомобилей погибло 600 взрослых пешеходов и 12 детей — свыше половины всех жертв ДТП (1,1 тыс. человек).

В то же время в развитых странах, например, в Великобритании, Японии, Германии, число погибших в дорожно-транспортных происшествиях пешеходов не превышает 14%, сообщил чиновник. По его словам, в Москве количество ДТП с участием пешеходов составляет 45—50% от их общего количества. Всего же в 2007 году дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов было зарегистрировано более 6,7 тыс. «Причина этого — слабая дисциплина водителей на дорогах, а также низкий уровень административной ответственности за нарушение правил дорожного движения», — заявил Липсиц.

Впрочем, не снимают чиновники ответственности и с себя. Как признался Липсиц, подземными переходами Москва обеспечена от силы на 25—30%. Срываются графики строительства «внеуличных» (под и над проезжей частью) пешеходных переходов. Так, в 2007 вместо запланированных 36 переходов было введено в эксплуатацию только шесть.

Впрочем, как пообещали чиновники, вскоре все изменится.

Например, на Садовом кольце к 2012 году вообще не должно остаться ни одной «зебры». Первый из восьми запланированных подземных переходов появится у Сухаревской площади, затем в районе Орликова переулка, на пересечении Садового с Краснопролетарской улицей, Каретным Рядом, Оружейным и Большим Харитоньевским переулками, в районе Зубовской площади, и, наконец, последний переход выроют в районе Неопалимовского переулка.

Что до других частей города, то, как заявил Липсиц, наземные переходы будут существовать в столице «еще какое-то время», но со временем они будут выполнены так, чтобы исключить пересечение потоков — автомобильных и пассажирских». Как один из вариантов Липсиц предложил «гидравлические» переходы, поднимающие в момент перехода по ним людей всю пешеходную зону, и исключающие тем самым проезд автомобилей. «Мы посчитали, что только на юго-западе Москвы нужно оборудовать 100 переходов для обеспечения безопасности пешеходов, — заявил руководитель департамента. — Умножив эту цифру на десять, по количеству административных округов, получим то количество переходов, которые сегодня нужны городу».

Средства на эти цели у города есть, заверил Липсиц.

Не были обойдены вниманием и светофоры. Все они должны быть оснащены табло обратного отсчета времени (такие светофоры уже больше года стоят на Дмитровском шоссе). Кроме того, московские светофоры собираются доукомплектовать специальными сигналами, разрешающими движение, и дополнительными звуковыми устройствами для слабовидящих и слепых пешеходов.

Улучшить ситуацию на городских дорогах, считают в департамент транспорта и связи, поможет и использование специального разноцветного асфальта. Например, красного или оранжевого — возле остановок общественного транспорта (в красный цвет уже «выкрашены» остановки на Новом Арбате, Ленинском и Кутузовском проспектах). Такой же асфальт предлагается использовать в зонах пешеходных переходов, возле детских садов и школ. Как пояснил Липсиц, дело здесь не только в ярком цвете — в состав этого асфальта входят специальные компоненты, позволяющие обеспечивать «высокие сцепные свойства автомобиля с дорогой».

Предусмотрели столичные власти даже «собачий» фактор. Среди предлагаемых мер – отлов бродячих животных из мест с высокой концентрацией пешеходных потоков. Обещано не допускать в такие места и бомжей.

Но главное, считают в мэрии, все-таки воспитание водителей и пешеходов.

Концепцией предлагается проведение воспитательно-пропагандистских мероприятий, расширение практики создания кружков юных инспекторов, проведение акций, выставок и викторин на эту тему, поощрения образцовых пешеходов и водителей. Кроме того, видимо, не особенно надеясь на эти меры, по утрам и вечерам планируется привлекать сотрудников милиции к обеспечению безопасности пешеходов на «зебрах», а также создание службы волонтеров для работы по организации движения пешеходов в местах высокой транспортной загруженности. Правда, откуда возьмутся свободные от службы милиционеры и готовые переводить через дорогу бабушек волонтеры, пока не уточняется.

Не поддающихся воспитанию участников дорожного движения будут наказывать.

В частности, предлагается ужесточить наказание водителей за нарушения ПДД, касающиеся пешеходов. Заставить водителей уважать пешеходов, считают в мэрии, смогут только ощутимые штрафы. На сегодняшний день водитель, не предоставивший возможности пешеходу перейти дорогу по «зебре», в лучшем случае заплатит 100 рублей, а может и вовсе отделаться «предупреждением». Предлагается штрафовать и любителей перебегать магистрали в потоке машин. По статистике, примерно в четверти случаев ДТП в Москве случаются по вине пешеходов. А, как отметил начальник управления ГИБДД по Москве Сергей Казанцев, каждый седьмой ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии в присутствии родителей.

«Главная инновационная технология заключается в том, чтобы заложить в голову пешехода чип, заставляющий его правильно переходить дорогу, а в голову водителя – чип, заставляющий пропускать пешехода на «зебре», — заявил мэр Юрий Лужков. А до тех пор, пока таких чипов в распоряжении столичных властей и милиции нет, считает мэр, горожан надо «воспитывать рублем». Отслеживать нарушителей собираются с помощью систем видеонаблюдения.

Между тем, как считают эксперты, начинать надо с дорог.

По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, для обеспечения безопасности пассажиров надо прежде всего расширять пешеходные коммуникации. «На крупных пересадочных уздах в Москве не разделены потоки транспорта и пешеходов, — заявил Свешников. – Торговые павильоны расположены в 50 см от бордюрного камня. А при строительстве или реконструкции заборы устанавливаются по границе дороги, и пешеходам просто не остается ничего другого, как выходить на проезжую часть». Кроме того, как считает заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Валерий Скобинов, надо провести ревизию всех городских дорог. «На значительной части городских дорог вообще нет тротуаров, — заявил он, — и пешеходам приходится бегать от машин, выпрыгивая из-под колес».

Варвара Петренко
gazeta.ru

Облако тегов