Верховный Суд: устраивать объезды при прекращении движения автомобилей власти не обязаны

12 октября, 2011 - 00:09
7 0

Верховный Суд: устраивать объезды при прекращении движения автомобилей власти не обязаны

В случае принятия решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам уполномоченные органы не обязаны устраивать объезд. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ при рассмотрении заявления о признании частично недействующим пункта 8 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Во время действия временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам власти не обязаны устраивать объезд. Уполномоченные органы должны принимать меры по организации дорожного движения, но при этом приоритета устройства объездов перед другими мерами по организации дорожного движения (установка временных знаков, реверсивное движение, временная разметка, одностороннее движение и др.) законом об автомобильных дорогах не установлено.

К такому выводу пришел Верховный Суд РФ при рассмотрении заявления о признании частично недействующим пункта 8 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Этот пункт устанавливает, что уполномоченные органы в случае принятия решения о временных ограничениях или прекращении движения обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главой III и V Порядка.

Отказывая в удовлетворении заявления, Суд обосновал свое решение следующим образом:
Частью 3 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах предписано, что в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. Утверждение заявителя о том, что приведенная норма носит императивный характер и возлагает на указанные органы обязанность по устройству объездов во всех случаях принятия решений об ограничении движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, является ошибочным.

Из содержания нормы следует, что она обязывает перечисленные в ней органы принимать меры по организации дорожного движения, то есть осуществлять комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, к которым относится и устройство объездов. При этом приоритета устройства объездов перед другими мерами по организации дорожного движения (установка временных знаков, реверсивное движение, временная разметка, одностороннее движение и др.) не установлено. Таким образом, часть 3 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах не возлагает на соответствующие органы обязанность по устройству объездов во всех случаях принятия решений об ограничении движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.

Данный вывод подтверждается и частью 4 указанной статьи, из которой видно, что в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. Обязанность по информированию о возможности воспользоваться объездом означает, что допустимы случаи, когда объезд для пользователей автомобильных дорог невозможен.

С учетом изложенного пункт 8 Порядка, не возлагающий на уполномоченные органы обязанность по устройству объездов во всех случаях принятия решений о временных ограничениях движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах не противоречит.

Напомним, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ могут устанавливаться:

при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов РФ.

Отметим, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Облако тегов