Изобретаем велосипед

27 июля, 2006 - 10:20
112 0

АвтомобильРекордсмен пережил сутки движения в коконе

"Увы, большинство людей не понимает, что труднее всего завершить поездку со средним числом выданной мощности в 110 ватт после ВСЕХ этих 24 часов!". Как далеко человек может проехать за сутки, используя исключительно силу своих ног? Готовы удивиться? Дело не только в дистанции. 24 часа изматывающей гонки – лишь яркий финал двухлетней работы над машиной. И над человеком.

Первое предложение – это слова отчаянного канадца, который однажды бросил свой небольшой бизнес и с головой погрузился в экзотическую задачу: установление мирового рекорда дальности велосипедной поездки за одни сутки.

Сразу скажем, он это сделал. Грег Колодейчик (Greg Kolodziejzyk), искатель приключений, энтузиаст, изобретатель и спортсмен, вышедший "в отставку" бизнесмен из Калгари, установил мировой рекорд в дистанции, пройденной на велосипеде за 24 часа — 1047,7 километра (чуть более 650 миль).

Автомобиль

Ряд тестов и, наконец, рекордный заезд в Эврике увенчали два года, прошедшие от замысла до воплощения идеи (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Заезд состоялся 20 июля в калифорнийском городе Эврика (Eureka) на треке Redwood Acres Motor Speedway.

Рекорд этот ещё должна официально обнародовать международная ассоциация транспортных средств на мускульной тяге (International Human Powered Vehicle Association — IHPVA), представители которой присутствовали во время заезда, и также участвовали в развитии этого необычного проекта, занявшего два года напряжённой работы.

Автомобиль
Настоящий спортивный снаряд всегда выглядит эффектно (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Чтобы расправиться с рекордами, добавим, что предыдущий показатель – 1021,36 километра за сутки — был установлен в 1995 году Акселем Филау (Axel Fehlau) в Кёльне на велосипеде M5 Carbone, на закрытом 200-метровом велотреке. Кроме дистанции, пройденной за сутки, Грег побил ещё один рекорд того же Филау: 1 тысячу километров Колодейчик преодолел через 23 часа и 24 минуты после старта, состоявшегося в 9:30 утра в среду.

Через сутки почти непрерывного движения (не считая ряда коротких остановок для душа, пополнения запасов еды и воды) Грег, стиснув зубы, всё ещё крутил педали.

На последних километрах вся команда, а также семья гонщика, высыпала на трек с бутылками шампанского наперевес, а чиновники IHPVA вслух выкрикивали данные по дистанции и текущей скорости на последних кругах. Затем все хором прокричали: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1", и измученный Грег "пошёл на посадку", выпустив шасси.

Автомобиль
Система выпуска "шасси" – третьего колёсика для парковки (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Откуда шасси? Очень просто. Велосипед под названием "Критическая мощность" (Critical Power) — это, как видите, закрытая со всех сторон "капля" из углеродного композита на каркасе, сделанном опять-таки из углепластика с алюминиевыми элементами крепления.

Но это, тем не менее, двухколёсный велосипед, а не веломобиль. Потому на малой скорости, то есть — при старте и перед остановкой — Грег, через систему тросиков, открывает лючок в днище своего аппарата и выпускает рычажок с маленьким колёсиком.

Автомобиль
Это не разрез для публики. Основа этого велосипеда, хорошо видный тут чёрный углепластиковый сандвич, стоящий вертикально и точно по продольной оси аппарата. В сандвиче сделаны вырезы под колёса и кабину пилота, на нём же, справа и слева, крепится вся механика. Сверху голову велосипедиста накрывают прозрачным колпаком, а справа и слева от каркаса ставят две части кузова – выклеенные в виде цельных деталей, словно половинки ракушки (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Спроектирован и построен Critical Power самим Грегом и командой его единомышленников.

Они применяли даже компьютерное моделирование, чтобы создать велосипед с великолепной аэродинамикой, низким весом и низким сопротивлением качению колёс, которые, к слову, также сделаны из углеродного композита.

Автомобиль
Здесь хорошо видна линия, по которой разделяются правая и левая половинки обтекателя (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Внутри этого аппарата гонщик находился почти в лежащем состоянии. Он приводит в движение переднее колесо через систему из ряда звёздочек и двух цепей. На втулке колеса – кассета из нескольких звёздочек для переключения передач.

Интересно, что "приборная панель" этого велосипеда весьма нагружена – здесь и связь, причём двойная – радиостанция и обычный сотовый телефон, здесь также есть система для принятия воды и питательного раствора, а ещё – плеер iPod. А что? Наверное, 24 часа за рулём на замкнутом треке — это страшно скучно.

Автомобиль
Привод переднего колеса. Оно же – управляемое, поворачивается на небольшой угол. Справа: комплект "пилотажных" приборов (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Но главный прибор, укреплённый перед Грегом -это "Измеритель мощности", развиваемой гонщиком (датчик встроен в велосипедный привод).

По этому прибору Колодейчик старался равномерно распределять свои силы по дистанции и, главное, проверял – получится ли у него преодолеть рекордную планку. Плюс на этом же экране пилоту показывались скорость, пройденное расстояние и его пульс.

Автомобиль
Заготовка для будущего кузова велосипеда (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Дело в том, что компьютерное моделирование показало: рекорд 1995 года падёт, только если по истечении суток средняя мощность, затраченная Грегом, составит 100-110 ватт.

С учётом коротких остановок (а никто не знал точно, сколько на них в сумме уйдёт времени) и моментов на трассе, когда он расслаблял бы мышцы и просто скользил вперёд по инерции, получалось, что в моменты нагрузки Грег должен был выдавать 140 ватт или даже чуть больше.

С чем это сравнить? Тренированный человек может развивать 160-200 ватт в течение некоего приличного времени, но целые сутки держать даже уровень 140 ватт – крайне тяжело. Неудивительно, что пока стремительный велосипед обретал свои очертания, Грег постоянно и усиленно тренировался. Так что к рекордному заезду готовили не только технику.

Авторы проекта пишут, что средний человек может, при езде на обычном велосипеде, поддерживать 24 часа среднюю мощность в 50 ватт.

Понятно, почему обычный велосипед для такого рекорда не годился.

Ещё Грег сотоварищи говорят, что на обычном велосипеде было бы проблематичным поддерживать продолжительную скорость хотя бы в 20 километров в час. На суточной-то дистанции.

Автомобиль
На прошлогодней попытке установления рекорда, в Алабаме, Critical Power был ещё углепластиково-чёрным, потом его покрасили (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Кстати, создатели Critical Power (говорящее название, всё-таки) пишут, что при мощности, выдаваемой велосипедистом, в 200 ватт (это ещё, конечно, не предел для человека, но всё же — приличное напряжение) на обычном горном велосипеде можно развить, ориентировочно, 29 километров в час, на более-менее шоссейном агрегате – 37, а на Critical Power – 67 километров в час.

Вообще же, велосипед Грега, по идее, позволяет ему кратковременно развивать 100 километров в час (пожалуй, это самый быстрый велосипед на планете, пусть и неофициально), а крейсерская скорость для данного рекордного заезда поддерживалась в районе 50 километров в час.

Автомобиль
К счастью, дождь, прошедший во время тестовых заездов, не стал мешать Грегу во время установления рекорда (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Добавим, что 25 ноября 2005-го Грег уже пытался поставить рекорд, на трассе в Алабаме, но из-за механических проблем, ухудшившейся погоды и проблем с самочувствием сошёл после 20 часов и 23 минут гонки.

На этот же раз ни техника, ни здоровье, ни небесная канцелярия не подвели. Пусть во время коротких остановок он вынужден был разминаться, чтобы разогнать кровь в ногах, которые начинали просто неметь и болеть.

После того, как Грега извлекли из углепластикового кокона, он заявил, что не знает пока, какими рекордами займётся в будущем: "Может быть, это будут какие-то более короткие дистанции. 24 часа несколько длинноваты".

По информации www.membrana.ru

Облако тегов