Докатались. Христенко обещает дефицит бензина

1 июня, 2006 - 16:44
5 0

01060619.jpgВ России возможен дефицит бензина. Без крупных инвестиций нефтеперерабатывающая промышленность не справится с ростом спроса на топливо. Качественный бензин производят лишь два российских НПЗ. Но продавать его выгоднее за границей. Минпромэнерго рассчитывает исправить ситуацию за счет средств Инвестфонда.

О возможном дефиците бензина в России в четверг на заседании правительства заявил глава министерства Виктор Христенко. «Минпромэнерго допускает возможность возникновения дисбаланса между структурой предложения и спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке России в ближайшие годы», - предупредил Христенко коллег по кабинету.

По его словам, состояние российской нефтепереработки «в целом удовлетворяет параметрам текущего спроса». Но в долгосрочной перспективе потребление топлива существенно увеличится – адекватно росту числа автомобилей в стране. К тому же новые разработки автомобилестроительной промышленности рассчитаны на потребление качественного бензина. Но российские предприятия не в состоянии обеспечить приемлемый уровень качества топлива даже сейчас. «Долгосрочный спрос не может быть удовлетворен на существующей базе», - подвел итог министр промышленности.

Аналитики разделяют опасения Виктора Христенко. «В настоящее время дефицит бензина России не грозит, однако в будущем такое может случиться. На самом деле экспортировать сырую нефть так же выгодно, как и продавать бензин на внутреннем рынке, просто правительство должно создать условия, стимулирующие переработку», - говорит аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин.

Эксперт группы Петромаркет Александра Зубачева считает, что речь идет не об объемах моторного топлива, а именно о структурном дефиците. «Упоминается высокооктановый бензин, особенно АИ-95, а также бензин европейского качества - Евро-3 и Евро-4. Несмотря на видимый рост количества новых иномарок, как раз и потребляющих бензин стандартов Евро, в России пока не сложился определенный рынок этого продукта, не чувствуется резкого роста спроса именно на него, хотя в целом рост спроса на автобензин в России очевиден», - говорит аналитик.

Таким образом, российским производителям дано время на подготовку к изменению структуры спроса со стороны внутреннего рынка, делает вывод госпожа Зубачева.

Выход из сложившейся ситуации Виктор Христенко видит в стимулировании притока инвестиций в нефтеперерабатывающую промышленность. По словам министра, правительство уже приняло ряд мер для стимулирования капиталовложений в отрасль. В частности, принят технический регламент по экологическим требованиям к автомобильным двигателям, разрабатывается регламент по требованиям к топливу, а также принято решение об отмене таможенных пошлин на поставку оборудования для модернизации нефтепереработки, напомнил Виктор Христенко.

«Нужны большие инвестиции в нефтепереработку, - соглашается Андрей Громадин. - Следует стимулировать производство нефтепродуктов, особенно светлых. Если правительство действительно будет принимать заявленные меры, которые действительно были бы полезны, и не ограничится разговорами, то ситуация в отрасли может измениться к лучшему».

Часть денег на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей Виктор Христенко рассчитывает взять из Инвестиционного фонда. По словам министра, государству следует профинансировать «один из сверхсовременных проектов в сфере нефтепереработки». Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, заявку на средства из Инвестфонда подала Татнефть. Компания просит 500-700 млн. долларов на строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Также Минпромэнерго считает «перспективными» проекты компаний «Новатэк», «Саянскхимпласт», «Нижнекамскнефтехим», «Салаватнефтеоргсинтез», «Полиэф» и «Ставропольполимерпродукт».

Оборудование российских нефтеперерабатывающих заводов устарело, и бензин, выпускаемый в России, значительно уступает по качеству европейскому и американскому, признают эксперты. «В России недостаточно мощностей для производства качественного бензина, и очень правильно, что правительство этим озадачилось, - радуется ведущий аналитик ИК Баррель Андрей Зорин. - Из 29 НПЗ в стране соответствующий европейским стандартам бензин производится только на двух: Омском заводе, который принадлежит Газпромнефти, и Ярославском, который принадлежит Славнефти».

При этом эксперт отмечает интерес российских нефтяных компаний к топливному рынку. К примеру, ЛУКОЙЛ в последнее время ищет объекты для инвестиций в Восточной Европе. В ближайшее время российский концерн намерен купить, а затем реконструировать нефтехимический комплекс в словенском городе Лендава. Но аналитики считают, что российские нефтяные корпорации будут стремиться развивать производство бензина именно за рубежом, а не в России.

«Для российских компаний выгодно продавать бензин за границей. ЛУКОЙЛ стремится работать на рынке США - там бензин стоит дороже. Может сложиться ситуация, когда российские компании будут стремиться продавать бензин за границей. С этой целью, вероятно, польской компанией PKN Orlen была приобретена Mazeikiu Nafta. У поляков нет нефти, и за ними, по всей вероятности, стоит Роснефть», - говорит Зорин. Аналитики отмечают, что в России «не так уж много нефти», но отказаться от активного экспорта страна не может, так как экспорт – основная статья доходов бюджета.

Но Александра Зубачева считает, что оснований для паники нет. По ее словам, анализ планов компаний по модернизации российских НПЗ, проведенный экспертами Петромаркета, показал, что по крайней мере до 2010 года российская нефтепереработка справится с удовлетворением внутреннего спроса на моторное топливо.

По информации www.vz.ru

Облако тегов