Обязан, но не куплю.

16 ноября, 2005 - 09:40
5 0

Россияне не торопятся приобретать «автогражданку» – по сведениям ВЦИОМ, в этом году полис ОСАГО приобрели всего 16% населения России. При этом 23% опрошенных заявили, что машина у них есть, и из числа опрошенных автомобилистов только 59% озаботились приобретением обязательного полиса. В общей сложности 38% автомобилистов заявили, что полис ОСАГО приобретать вовсе не собираются.

По словам специалистов, в отдельных частях России население абсолютно не торопится в объятия государственного страхования, и на это есть несколько объективных причин.

Торговля полисами

Для многих жителей России ОСАГО – это дополнительные траты, которые при этом могут себя вовсе не оправдать. До сих пор многие рассуждают так: «Если, не дай бог, и случится авария, то на месте всегда можно будет договориться – это будет и дешевле, да и не случится ничего».

На страховые выплаты эти граждане не надеются – и не просто так, а исходя из горького опыта соседей. Не секрет, что некоторые страховые компании создаются по принципу фирмы-однодневки, главная цель которой – собрать в свой карман максимальное количество денег за короткий срок, а вовсе не своевременная выплата страховых вознаграждений.

Например, около отделений ГАИ иногда можно встретить «ГАЗели» с рекламой какой-нибудь страховой компании – внутри сидит агент, который рассказывает о новой компании с большим количеством отделений, которая делает потенциальным потребителям потрясающее предложение. И в самом деле, условия выглядят весьма выгодно.

Клиент подписывает бумаги, радуясь, что так удачно заключил сделку. Однако когда на дороге происходит ДТП, страховая компания зачастую просто не может найти полис – агент «забыл» передать полис компании-страховщику, а деньги оставил себе.

По утверждению генерального директора страховой компании «Стандарт-резерв» Виктора Юна, сейчас рынок страховых полисов мало контролируется, и торговля полисами приобрела полукриминальный характер. В настоящее время, по его оценкам, на рынке существует от 300 тысяч до 1 миллиона неконтролируемых полисов. Каждый полис стоит приблизительно 800-1000 рублей – вычислить объем нелегальных денег, которые могут быть выручены агентом, нетрудно.

«Мы, например, нашли объявление о страховании в нашей компании в Интернете – условия, которые предлагал неизвестный агент, были намного выгодней наших официальных, – рассказал Виктор Юн. – При этом у нас эти полисы никак не зарегистрированы, а людям, купившим такой полис, мы вынуждены отказывать – мы ведь даже не знаем, где они его взяли».

Незаконное предпринимательство

По данным ВЦИОМ, чаще всего полисы ОСАГО приобретают в офисе страховой компании – так поступает 43% покупателей, услугами страховых агентов вне офиса пользуются 34%, а в ГИБДД их приобретают не больше 12%. При этом все остальные возможные каналы продаж, в том числе распространение через Интернет или страховых брокеров, настолько незначительны, что по итогам опроса получили долю меньше возможной статистической погрешности.

Главный вопрос – как изменить отношение населения к ОСАГО? – остается нерешенным до сих пор. Предложения существуют разные – например, ввести повышенную ответственность страховых компаний за невыплаты по страховым случаям.

Однако зачастую виноваты не компании, а недобросовестные агенты – компанию накажут, агента уволят, а он перейдет в другую компанию, где будет заниматься тем же самым, поэтому если уж и повышать ответственность, то в первую очередь у самих агентов.

Представители страховых групп «Автострахование», АМСКОМ и «Стандарт-Резерв» полагают, что необходима единая система, в которой будут учитываться действия агента и в отдельной базе точное количество страховых полисов.

Сами страховые агенты обязаны быть профессионалами, поэтому в будущем желательно ввести некий аналог «сертификата соответствия» для каждого, кто занимается страховой деятельностью. То же касается и вступления страховых компаний в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Ряд компаний, которые в этом году не смогли обеспечить выплаты своим клиентам, зарегистрировались в РСА только потому, что у них была лицензия двухгодичной давности (необходимый срок для поступления в РСА). За время своего существования они перечислили в РСА около 8,3 млн. рублей, а выплаты из амортизационного фонда РСА обманутым клиентам изрядно превысили эту сумму.

Также, по мнению представителей страховых компаний, если будет введена система сертификации, то за работу без сертификата можно будет привлекать к ответственности как за незаконное предпринимательство. Расходы в этой сфере РСА готова взять на себя, поскольку сохраненных денег в этом случае будет намного больше, чем расходов.

По материалам www.vz.ru

Облако тегов