Citroen XM - Занимательная гидравлика

7 сентября, 2006 - 14:00
7 0

Citroen XMО нем слышали многие, но мало кто имел с ним дело. Его боятся покупать, первым делом вспоминая о сложной гидравлике; владельцы же и слышать не хотят о продаже, утверждая, что ничего удобнее и надежнее еще не придумано. Социальный статус владельца расплывчат. Угадайте, на чем ездит президент Франции?

Почему Citroen XM? Концептуально все автомобили уважаемой французской марки, начиная с легендарного «фантомасовского» DS, очень похожи. Выпускаемый с 1989 года Citroen XM – весьма распространенный представитель сего племени, к тому же он широко известен в узких кругах российских поклонников «двойного шеврона». Необычная внешность с непривычки режет глаз – творения конструкторов Citroen в большинстве своем отличаются известной долей авангардизма (это касается не только «формы», но и «содержания»)...
Страх наших соотечественников перед представителями французской марки возник лет тридцать назад, когда в московских дворах начали появляться лежащие на брюхе аэрокосмические DS 19. Коль автомобиль отдыхает на асфальте – умерла гидравлика. Очарованные покупатели этих машин не брали в расчет отсутствие в СССР хоть какого-то намека на сервис. Любовь с первого взгляда заканчивалась вдовством. С экзотической конструкцией могли справиться лишь единицы – из числа особо посвященных. Сомнительного же качества ремонт иногда позволял реанимировать пациента, но очень ненадолго...

Не углубляясь в технические детали, напомним, что работу подвески Citroen XM обеспечивают гидронасос и наполненные сжатым азотом сферы, коих бывает от пяти до восьми (в самом сложном исполнении – по одной на колесо, плюс по дополнительной сфере на мост, плюс центральная – «аккумулятор», плюс еще одна, обеспечивающая работу тормозной системы). Через гибкую мембрану газ взаимодействует с жидкостью, циркуляцией которой по системе управляет компьютер. Водитель может выбрать обычный или спортивный режим работы подвески, жесткость которой увеличивается путем отключения двух дополнительных сфер.

Величина дорожного просвета регулируется с водительского места и имеет четыре значения. Владелец Citroen XM может не возить с собой домкрат, для смены колеса достаточно максимально увеличить клиренс и, подложив под нужный борт кирпич или полено, опустить автомобиль – он кокетливо подожмет ножку. Кстати, дотащить заглохший Citroen до места ремонта на буксире непросто, поскольку с гидравлической системой подвески связаны не только тормоза, но и усилитель рулевого управления. Особенность конструкции позволяет при неработающем двигателе затормозить (до 120 раз), но повернуть задубевший руль по силам только тяжелоатлету. Активизировать гидронасос системы можно, включив высшую передачу в механической КПП буксируемого автомобиля.

Вышеупомянутая гидравлика обеспечивает Citroen XM необычайную плавность движения. Даже «лежачие полицейские» и трамвайные пути преодолеваются незаметно. Рельеф проселочной дороги можно ощутить только косвенно – по прыжкам машины, идущей впереди. Крен в поворотах практически отсутствует, машина проходит их «блинчиком». Все это, разумеется, относится к исправной машине...

Со временем газ из сфер улетучивается, и приходит пора их менять. Случается это после примерно 130 тыс. км пробега. Замену малых сфер можно произвести и самому, с тремя центральными сложнее – качественный ремонт гидравлики произведут в автосервисе, и проблем будет меньше.

Периодическая диагностика рекомендуется для любой машины, для Citroen XM она еще более актуальна, ибо позволяет выявить заболевания гидравлической системы на ранней стадии. Важна и интуиция владельца, обратившего внимание на перемены в поведении машины.

Такого, чтоб все умерло «вдруг и сразу», на сервисной станции, которую мы посетили, припомнить не смогли, но рассказали о Citroen XM, привезенном из какой-то глуши, причиной полной замены гидравлической системы которого стало «Ноу-Хау Советского Слесаря» – залитая в нее тормозная жидкость. Поведали – в качестве противоположного примера – и о XM, работающем машиной сопровождения (он иногда посещает эту станцию). Этот, намотав на колеса 230 тыс. км в довольно напряженном режиме, пережил три Mercedes! И ничем серьезным пока не болел...

Биография попавшего в наши руки экземпляра лишена каких-либо трагедий, хотя хроника его европейской жизни достаточно туманна. Судьба машины типична для большинства ей подобных. Десять лет жизни, семь из них – в Бельгии. Пробег – около 150 тыс. км. Эксплуатация повседневная, невзирая на погоду и время года. Обслуживание – минимальное, только по необходимости. Хранение безгаражное; несмотря на это, состояние кузова очень хорошее (если не считать нескольких вмятин).

Кожаный салон неплохо сохранился. Стеклоподъемники, регулировки сидений и зеркал – электрические, все работает нормально. Односпицевый руль – решение необычное, но удобное при скоростной рулежке. Кнопочки на нем – пульт управления магнитолой. Впоследствии, с появлением подушки безопасности, необычные рули исчезли, а с ними и частица фирменного шарма.

Термодатчик кондиционера расположен на потолке. К услугам задних пассажиров – отдельные воздуховоды и регулировки. Дополнительное съемное заднее стекло, разделяющее салон и багажник, помогает сохранить тепло в салоне, если открыта пятая дверь.

Компьютер Citroen XM умеет ругаться на четырех языках (французском, немецком, остальные не идентифицируются, но похожи на скандинавские), был бы повод – открытая дверь, непристегнутые ремни безопасности или какие-либо неполадки. В помощь «говорилке» приданы два информационных дисплея.

Под капотом – один из лучших XM-овских двигателей, трехлитровый 12-клапанный V6, вместе с пятиступенчатой механической коробкой обеспечивающий машине отличные динамические характеристики. (Можно подыскать мотор и «помельче», например, бензиновую 2 л четверку, или поэкономичнее – турбодизель объемом 2,1 или 2,5 л. Специалисты советуют избегать 6-цилиндровых 24-клапанных двигателей из-за их невысокой надежности.)

После покупки автомобиля в профилактических целях была произведена замена четырех колесных сфер подвески, шаровых опор и наконечников рулевых тяг. Самые серьезные поломки за время эксплуатации – коммутатор и электрический бензонасос, заменить который удалось японским. Недавно порвался тросик стояночного тормоза. Разболтались тяги управления механической коробкой, затрещал один из ШРУСов (месяц проездили с соскочившим защитным чехлом). Периодически отключается правый дисплей компьютера (индикация расхода бензина, температуры, пробега, времени и т.п.).

Заболевает гидравлика – машина стала быстро проседать на стоянке, долго поднимается по утрам (есть подозрение, что нарушена герметичность одной из сфер). Чувствуется это и в движении: увеличились крены в поворотах, и в этом отношении XM стал похож на обычные автомобили – о «блинчиках» можно забыть. В остальном – проблем нет.

Среди угонщиков Citroen XM непопулярен. Говорят, что их останавливает отсутствие спроса, вызванное необычностью конструкции машины. Не подарок и противоугонный комплекс, управляемый с ИК-брелoка (световой луч – не радиосигнал, его сканером не изловишь)...

Плюсов в этой специфической машине, на наш взгляд, больше, чем минусов. Основное достоинство – уникальные возможности подвески. Некоторым нравится также странноватое рулевое управление с полным отсутствием обратной связи (особенность конструкции усилителя). Широкая унификация с Peugeot 605 (двигатели, трансмиссия, салоны и т.д.) существенно облегчает поиск запчастей при самостоятельном ремонте. А минусы... Главный – опять же подвеска. Но ведь работает, и неплохо – несмотря на свой возраст, да и достойный сервис в России сейчас уже имеется.

Citroen XM
Citroen XM
Citroen XM
Алексей Стрелков

По информации www.motor.ru

Облако тегов