Ещё один налог лишним не будет?

17 июля, 2012 - 13:03
35 0

 

Налоги и сборы зачастую вызывают у наших соотечественников некоторое подобие когнитивного диссонанса. С одной стороны – это обязанность каждого честного гражданина, формирование бюджета страны, а с другой… А с другой стороны, когда один сбор, цивилизованно отменённый, по сути заменяется другим, особенно, бессмысленным и беспощадным, налоги платить уже как-то не хочется.

Вступление России в ВТО  и связанное с ним снижение таможенных пошлин на ввозимые автомобили могли бы обрадовать автомобилистов, если бы вместо этого налога придётся платить другой – так называемый утилизационный сбор. Причём, ему подвергнуться и импортируемые авто, так и произведённые на территории России. Эксперты считают, что обозначенной цели – улучшение экологии – новым налогом правительство не добьётся, но зато компенсирует потери от снижения таможенных пошлин.

На данный момент за ввоз автомобиля не старше 3 лет приходится доплачивать 30% от их стоимости, а пятилетки добавляют к своей цене 35%. Со вступлением в ВТО пошлины должны снизиться с 30% до 25, а затем и до 15-10%, вследствие чего цены на автомобили должны снизиться. Стоимость машин действительно уменьшится, но не для конечного покупателя. Потому что теперь у нас есть борющийся за экологию страны утилизационный сбор.

Закон вступает в силу 1 сентября 2012 года – с этого дня новая мзда и будет взиматься. Налогом облагаются как автомобили ввезённые в Россию, новые и подержанные, так и производимые на её территории. По сути, при приобретении автомобиля мы заранее будем оплачивать его грядущую когда-то в обозримом будущем утилизацию. Хотя те автомобили, ПТС на которые были выданы до 1 сентября 2012 года, налогом облагаться не будут.

Депутаты Госдумы, принявшие законопроект в окончательном чтении, утверждают, что финансовая нагрузка полностью ляжет на производителей и импортеров, исключая ввоз единичного транспортного средства, за которое на границе будет доплачивать физическое лицо. Но утилизационный сбор производители включат в стоимость автомобиля, а значит, цены на автомобили сразу поднимутся.

Помимо экологии, власти оправдывают введение нового налога ещё и желанием защитить внутренний рынок, 

отечественного производителя и рабочие места на заводах. Логично, что как только снизятся пошлины – иномарки несколько «похудеют» в цене, что привлечёт к ним российского покупателя, отвлекая его от отечественных автомобилей. По факту же утилизационный сбор – надежный источник дохода для федерального бюджета. Просто потому что россияне, знакомые с качеством отечественных автомобилей, не будут, по крайней мере, резко, воротить нос от подорожавших иномарок. Геогрий Хачатурянов, обозреватель Business-FM, считает, что государство просто не потерять слишком много от снижения пошлин на ввоз автомобилей, и не верит в защиту об экологии.

В интервью для AutoNews.ru Хачатурянов заявил: «Утилизационный сбор уже включен в стоимость автомобилей, которые производятся в Европе. При этом в странах ЕС достаточно утилизационных мощностей, чтобы действительно снижать урон от перерабатываемых машин для экологии. Получается, что приобретая автомобиль, выпущенный в Европе, мы по умолчанию этот сбор платим, он уже включен в цену. Значит, несправедливо платить еще один при ввозе автомобиля в Россию. Тем более что в России нет достаточных мощностей для утилизации автомобилей. Я считаю, что введением утилизационного сбора государство просто хочет компенсировать снижение таможенных пошлин, не хочет терять эту статью дохода для казны. А ударит прежде всего по конечному потребителю, ведь машины подорожают».

Представитель российского офиса Aston Martin в свою очередь напоминает: «Пошлины на первое время снизят незначительно - всего на 5%, так что заметного удешевления наших машин не произойдет. Тем более что ходят слухи о введении налога на роскошь, так что эти противоположные колебаниях в ценах на люксовые автомобили будут друг друга компенсировать. Если введут утилизационный сбор, то, действительно, машины подорожают, но значит, вырастут цены и у конкурентов».

Законопроект закладывает основные принципы, а конкретные размеры сбора будет определять правительство России. По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20 000 – 45 000 рублей, за грузовую – от 150 000 до 400 000 рублей.

Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей массой менее трех тонн:

- объем двигателя до 1,3 литра – 0,5 (по предварительным подсчетам, 10 000 рублей)
- объем двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1 (20 000 – 45 000 рублей)
- объем двигателя свыше 3,5 литров – 3,5-3,6 (70 000 – 160 000 рублей)

Для подержанных машин коэффициент будет выше примерно в четыре раза. То есть минимальный сбор составит 40 000 рублей.

Возьмем для примера выпускаемый в России седан с двигателем 1,6 литра стоимостью около 550 000 рублей. После включения в стоимость утилизационного сбора цена на машину вырастет до 600 000 рублей. Пока представители автомобильных компаний в России эти подсчеты не подтвердили.

Второй пример – подержанная машина, импортируемая из Европы. Машина до трех лет с двигателем более 3 литров – к ее стоимости на границе нужно будет прибавить 140 000 – 300 000 рублей. Чем не пошлины?

Впрочем, часть автопроизводителей, которые имеют заводы на территории России, освободят от сбора, если они гарантируют последующую утилизацию своей продукции. Предприятий по утилизации в РФ действительно недостаточно. Не надо будет платить утилизационный сбор за раритеты старше 30 лет. Освобождаются от мзды автомобили, ввезенные с территории государств – членов Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан) и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.

 

Облако тегов