Причины провала Европротокола в России

25 октября, 2012 - 14:08
1 0

Фиаско настолько абсолютное, что некоторые водители даже не знают о чем, вообще, идет речь. Поэтому начну с объяснения. Европротокол (введен в действие с марта 2009 года) – это система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия ГАИ с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.

Казалось бы, система очень удобна. В случае мелкой аварии (без жертв и серьезного ущерба) автомобилистам теперь не нужно ждать несколько часов прибытия ГАИшников. Можно быстро оформить все документы и ехать по своим делам. Однако Европротокол у нас уже давно есть, но почти никто им не пользуется (по нему оформляется всего 5-7% аварий, хотя более 90% происходит без пострадавших). В чем же дело?

Во-первых, нужно чтобы один из участников ДТП признал себя виноватым. А у нас, за редким исключением, все всегда абсолютно правы.

Во-вторых, автомобилисты боятся, что они неверно оформят необходимые бумаги, а страховая компания на этом основании откажет им в выплате.

Третья и главная причина заключается в том, что владельцы машин опасаются не уложиться в допустимый лимит стоимости повреждений (25 тысяч рублей). Ведь самое сложное – это определить, хватит ли этих денег для восстановления автомобиля или нет. Далеко не все автовладельцы знают расценки на запчасти и ремонт своей машины. А ведь могут быть еще и скрытые повреждения, если их сразу не учесть, то потом все... "поезд ушел". Но даже если вы точно знаете, что размер ущерба меньше 25 тыс., выплату денег никто не гарантирует. Страховые компании делают все возможное, чтобы отказать в выплате по Европротоколу. Их тоже можно понять, страховщики опасаются разного рода мошенничеств.

В результате, страдают именно честные автомобилисты. Очень показателен комментарий человека, который воспользовался европротоколом: если настаивать, то можно получить свои деньги... я получил, но платили 6 месяцев. Поэтому большинство водителей предпочитает подождать пару часов сотрудника ГИБДД, чем потом много месяцев добиваться своих денег (без гарантии результата).

Как следствие, даже пустяковая авария зачастую приводит к многочасовым и многокилометровым пробкам. Например, 22 октября в Москве произошло 1879 аварий, из них 1841 (98%) мелких (информация с официального сайта ГИБДД). Если бы европротокол работал, то сотрудникам ГАИ нужно было выезжать на место происшествия всего 38 раз. В остальных случаях, водители могли бы за 15-20 минут оформить все бумаги сами и разъехаться, не создавая пробку.

Изменить ситуацию можно и нужно. Для этого надо отменить лимит выплаты по европротоколу и обязать страховщиков ввести единую базу водителей (для предотвращения мошенничеств). Короче, страховые компании должны не только деньги с людей собирать, но и отрабатывать их. Для этого наша Госдума должна принять соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Но боюсь, что влияние страховых лоббистов гораздо сильнее потребности многих миллионов автомобилистов.

P.S. Пока писал пост появилась новость, что в московском регионе планируется провести эксперимент с отменой выплат по Европротоколу. Казалось бы, надо радоваться. Однако тут же выяснились, что страховые компании настаивают на наличии в автомобилях, попавших в аварию, видеорегистраторов и спутниковой системы. Если видеорегистраторы уже у многих есть, то спутниковые системы установлены всего на нескольких процентах автомобилей. А это значит, что введение такие новации не приведут к увеличению случаев оформления ДТП без сотрудников полиции.

Александр Шумский

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Облако тегов