Коробки передач - преимущества и недостатки каждой из них

21 ноября, 2012 - 13:10
526 0

Прежде, чем поднять вопрос о преимуществах той или иной коробки передач в автомобиле, напомним о двух неудавшихся попытках угона, которые произошли в Европе и в США. Оба преступления не удались по причине «непривычной» для злоумышленников трансмиссии. Причём, если при попытке кражи автомобиля Smart  в Италии преступник возмутился роботизированной коробкой передач, то подростки из города Ноксвилл, США, не смогли уехать на угнанном автомобиле с механической коробкой.

Этим курьёзам есть вполне объяснимые причины. Разберёмся с происшествием в США.

В этой стране вообще можно услышать в свой адрес удивлённое «You can drive with a stick!», что означает «Ты умеешь ездить на механике!». Механическая трансмиссия в последние годы с сумасшедшей скоростью теряет популярность. Не все заокеанские автошколы учат своих студентов управляться с ней, а производители люксовых автомобильных брендов даже не выпускают в серийное производство автомобиль с такой коробкой. Да и в более популярных марках доля модификация с «автоматом» заметно увеличивается в последние годы. Вероятно, АКПП имеет огромные преимущества перед привычной «дёргалкой»?

Механическая коробка переключения передач

Давайте посмотрим на их принципиальные отличия. Собственно, коробка переключения передач – это механизм, который передаёт крутящий момент от двигателя к колёсам, в результате чего автомобиль и приводится в движение. МКПП – «механика» – это ступенчатый редуктор, у которого скорость вращения выходного вала изменяется ступенчато с помощью переключения передач. А выбор передачи осуществляется вручную, водителем.

АКПП – «автомат» – осуществляет автоматический выбор передаточного числа, оптимально подходящего для конкретных условий движения. По сути, автоматическая коробка с гидротрансформатором представляет собой герметичную ёмкость, заполненную маслом, в которой располагаются лопастные колеса. Одно колесо связано с двигателем, другое — с выходным валом. Гидротрансформатор играет примерно ту же роль, что и сцепление в механической трансмиссии. При увеличении оборотов двигателя ведущее лопастное колесо вращается и вызывает вращение масла в коробке, давление масла воздействует на лопасти ведомого колеса и вызывает его вращение.

Автоматическая коробка переключения передач

Преимущества и недостатки обоих механизмов также известны:

Достоинства «механики»:

  • низкая цена;
  • ремонтопригодность;
  • высокий КПД;
  • долговечность.

Недостатки:

Тут всё неоднозначно. Конечно, механическая коробка требует повышенного внимания от водителя, особенно в городских условиях, где приходится часто переключать передачи. Это для многих является недостатком, снижающим комфорт и удовольствие от управления автомобилем.

А что же с «автоматом»?

Его главное достоинство в простоте управления. Механизм умный, сам всё за водителя сделает.

Зато такие коробки передач имеют ряд серьёзных недостатков:

  • низкий КПД (за счёт проскальзывания турбин в масляной ванне);
  • увеличенный расход топлива;
  • сложность устройства, что тянет за собой надёжность, меньшую, чем у «механики» и проблемы с ремонтом и обслуживанием;
  • высокая стоимость;
  • динамические показатели ниже, чем у МКПП;
  • проблемы с буксировкой.

И, разумеется, при выборе из этих двух вариантов зачастую решающим аргументом является привычка человека к определённому механизму, работа с которым отработана до автоматизма.

А что же с роботизированной коробкой, с которой столкнулся итальянский угонщик?

Помимо понятных «механики» и «автомата» существуют ещё два типа коробки переключения передач.

Роботизированная трансмиссия – это компромисс между механической и автоматической. По техническому устройству они идентичны механике, а по удобству управления – автомату. Принцип работы практически такой же, как и у обычных МКПП, только сцепление выжимают и переключают передачи сервоприводы по команде умной электроники.

Такая трансмиссия встречается нечасто, в основном ею могут оснащать бюджетные модели массового производства (Peugeot 107) или же, другая крайность, эксклюзивные спортивные автомобили, на которых управляющая электроника может обойти даже очень опытных и подготовленных водителей (Bugatti EB 16.4 Veyron).

Роботизированная коробка переключения передач

Но и такая, казалось бы, совершенная техника имеет ряд своих достоинство и недостатков.

Достоинства:

  • простота управления, сходная с АКПП;
  • при этом, цена несколько ниже «автоматов».

Однако, и тут тоже есть подвох, и вот недостатки «робота»:

  • выбирая «робот», можете забыть о спортивном или сколько-то агрессивном стиле вождения – такая трансмиссия предназначена для спокойного перемещения;
  • отсутствие плавности, чёткости при переключении передач в отличие от классических «автоматов».

И последний тип коробки передач – это CVT (Continous Variable Transmission — бесступенчато варьируемая трансмиссия) или проще – вариатор.

Он вообще стоит особняком и представляет из себя наборный «ремень», состоящий из стальной ленты и нанизанных на нее стальных трапециидальных сегментов. Главная особенность такого механизма – отсутствие передач как таковых. Наверное, его можно назвать идеальным двигателем, потому что передаточное число здесь меняется бесступенчато, в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других параметров, и благодаря этому мотор всегда работает в оптимальном режиме.

Continous Variable Transmission

Такие трансмиссии широко распространились на альтернативные транспортные средства – мотороллеры и снегоходы, а на автомобилях стали появляться только ближе к концу ХХ века.

Но и «совершенный механизм» всё равно не лишён недостатков, при всех его достоинствах:

  • «ремень», который передаёт крутящий момент в такой коробке передач, обычно не может справиться с большими мощностями и начинает проскальзывать по шкивам;
  • кроме того, в вариаторе всё же остаётся потеря мощности, и экономичность и динамика разгона пока что уступает аналогичным автомобилям, оснащённым механической коробкой передач.

В крупных городах автомобилисты отдают предпочтение в основном автоматической коробке передач благодаря простоте управления, но многие до сих пор сохраняют верность «старой доброй механике». Хотя, постепенно автоматы вытесняют её с рынка. Также, в последнее время приобретают растущую популярность вариаторы и «роботы».

У каждого из этих механизмов есть свои достоинства и недостатки, поэтому однозначный «идеальный вариант» назвать практически невозможно. Однако, в зависимости от условий эксплуатации и предназначения автомобиля можно ориентировать свой выбор и на тип трансмиссии при других равных условиях.

 

 

 

 

Облако тегов