Не шелками едиными

2 апреля, 2013 - 17:40
142 0

Если на дорогах центральной части России – в средней полосе –  уже скоро собирается воцариться весна (хмурое и неприятное начало апреля сочтём за шутку), то в условиях северных регионов снегу лежать ещё минимум месяц. Сейчас передвижение по зимним дорогам отлажено, а у дальнобойщиков и других водителей, которые вынуждены ездить по этим трассам, а также любителей экстрима осталось немного времени до того, как некоторые маршруты прекратят свою сезонную работу.

Сперва поясним, что это вообще такое – «зимник». Традиционно так называют дороги, накатанные по льду и снегу. Их эксплуатация в принципе невозможна в летний сезон, они доступны только при минусе, причём немаленьком. Маршруты зимников отмечены пикетами, при въезде на особенно опасные участки стоят КПП. Несмотря на удалённость трасс от привычной цивилизации, за дорогами идёт постоянный мониторинг – их выравнивают грейдерами по необходимости, уплотняют снег. Большая часть этих дорог проходит по замёрзшим рекам, болотам и озёрам.

Крайний север, Якутия, Ямал, Чукотка – в каждом из этих районов зимник является основной трассой для доставки грузов и людей. Основную массу участников движения по зимникам составляют, конечно, грузовики, но помимо дальнобойщиков, нефтяников, лесовозов и других водителей, работающих зимой в условиях крайнего севера, зимники привлекают и экстремалов разного рода из многих регионов России.

Где легковушка не промчится

Зимнее путешествие, правда, можно устроить далеко не на каждом автомобиле. Некоторые – например, без полного привода, или без запаса топлива – рискуют застрять посреди пустой тундры, где на несколько километров нет никого, даже оленей, не то, что бензоколонки.

Безопасность на зимнике – это один из самых важных пунктов подготовки к путешествию, поэтому ею занимаются и сами водители, и обслуживающие зимние дороги рабочие. Старательно поддерживают безопасность и представители МЧС, ГИБДД и компаний, которые занимаются строительством и обслуживанием сезонных трасс. Халатность в работе может стоить человеческих жизней. Поэтому перед каждым выездом на зимнюю дорогу стоят контрольно-пропускные пункты, на которых проверяют готовность автомобилей пройти по снежной трассе.

В правилах пользования зимником чётко указано, что в любом автомобиле в обязательном порядке должны быть лопаты, буксировочный трос, цепи. Кроме того, обязательным является и запас топлива. Также проверяют техническое состояние машин – давление в шинах, например.

От погоды возможность проезда тоже зависит. Не только тёплая погода может угрожать движению, но и слишком холодная. По идее, за КПП не должны пропускать при морозе ниже 40 градусов, при плохой видимости, при высокой влажности. При высоких температурах тоже никто никого никуда не выпустит: если на улице 10 градусов мороза или выше, автомобилям тяжелее 3,5 тонн проезд по зимнику будет закрыт.

Бывают и провалы

Но, несмотря на все предупреждения и принимаемые меры, случаются и проколы, которые могут привести к трагическим происшествиям. Например, транспортные компании могут выпускать в рейс перегруженные автомобили, которым будет чрезвычайно сложно брать ледяные и снежные подъёмы, проходить повороты и оставаться в равновесии и в пределах колеи.

Последствия таких решений зачастую фатальны. Одним из ярчайших примеров стал инцидент, произошедший в феврале текущего года, накануне Дня Защитника Отечества. На Ямале на участке Аксарка – Яр-Сале длинномер «Урал», загруженный строительными материалами, через 6 километров после прохождения аксарковского КПП съехал с дороги и ушёл под лед. Находившиеся в автомобиле на этот момент водитель и его сменщик погибли. По словам начальника главного управления МЧС РФ по ЯНАО Аркадия Бессонова, автомобиль, серьезно превышающий разрешенную массу, выехал на официально закрытый ввиду погодных условий зимник. Такие случаи не единичны, они продолжают происходить. В тот же день поступило сообщение о терпящем бедствие автомобиле на зимнике Лабытнанги – Мужи – Теги в районе села Азовы. Как выяснили спасатели, автомобиль там был не один – машин было, по меньшей мере, три десятка.

За состояние зимних трасс на Ямале отвечает предприятие ГУП ЯНАО «Ямалавтодор». По результатам этих трагедий заместитель губернатора ЯНАО Евгений Мискевич предложил написать заявления об увольнении гендиректору ГУП «Ямалавтодор» Андрею Шоле. Ещё одна зимняя дорога Салехард – Надым, находящаяся на подряде у этой организации, получила больше всего нареканий от контролирующих органов.

Однако контролирующие организации ведут постоянную работу над повышением безопасности зимних трасс, как одного из основных наземных путей сообщения между городами крайнего севера. И в рамках таких мероприятий при въезде на КПП многих трасс планируется установить пункты весового контроля, а так же – камеры видеонаблюдения. Повышение контроля над безопасностью переправ начнётся с маршрута Салехард – Лабытнанги, где в ближайшее время начнёт функционировать пункт весового контроля и точки видеонаблюдения. Руководство окружной дорожной инспекции организует работу патрульного наряда дорожной полиции на переправе.

Несмотря ни на что

В ближайшие дни ввиду установления более тёплой погоды многие зимники прекратят свою работу. А затем и вовсе исчезнут – летом большинство из этих трасс превращается в водные пути сообщения – до следующей поздней осени.

А в целом путешествие по зимним трассам – занятие не для слабонервных. Будь то любитель экстрима, будь то рабочий водитель, например, лесовоза. Автозаправки – это не единственное из благ цивилизованной трассы, которые отсутствуют здесь. Места для ремонта, например. В случае поломки (а от морозов и аварий разной степени тяжести машины ломаются очень часто) приходится ремонтировать всё самим, голыми руками на морозе и с наличествующими инструментами. Спать – в машине, греться во время простоя там же, или у костров, если запас топлива не позволяет. Зато ни один водитель не проедет мимо машины, с которой что-то случилось. Взаимовыручка и постоянная связь по рации между фурами – залог того, что маршрут будет пройден.

Несмотря ни на что.

Галина Баженова

 

Облако тегов