Сто долларов до Питера

12 апреля, 2007 - 09:20
15 0

Правительство России утвердило проект закона «О платных автомобильных дорогах», согласно которому платной может стать любая существующая магистраль, у которой есть дублер пусть даже в три раза длиннее и проходящий по деревням. Цены на проезд по дорогам будут высчитывать «по единой методике», которая, впрочем, еще не разработана. Но стоимость чиновники уже называли – до 4-х рублей за километр.

29 марта на заседании правительства России был утвержден для внесения в Госдуму проект закона «О платных автомобильных дорогах». Как и ожидалось после осеннего заседания Госсовета по вопросам строительства дорог в России, на котором Владимир Путин сказал, что надо привлекать частных инвесторов для строительства магистралей, проект закона направлен в первую очередь на закрепление гарантий инвесторов, а не на улучшение положений автомобилистов. Об этом на заседании правительства сказал министр транспорта Игорь Левитин.

По его словам, законопроект разграничивает полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных автомобильных дорог. И действительно повышает инвестиционную привлекательность.

Согласно проекту, платной может стать любая дорога общего пользования, которая подверглась предварительной реконструкции и у которой есть бесплатный альтернативный объезд. Тому, что в законе прописаны нормы этого объезда, в Минтрансе уделяют особое внимание, утверждая, что этим они защищают права граждан на свободное перемещение.

На деле же, в проекте прописано, что «протяженность альтернативного бесплатного проезда не должна более чем в три раза превышать протяженности проезда по платной автомобильной дороге, если иное не установлено Правительством Российской Федерации».

И дальше пояснение, что если платным сделают мост или тоннель, то бесплатная альтернатива вообще протяженностью не ограничена. Что же такое реконструкция, в законе не прописано вовсе. Так что инвестор сможет просто нанести разметку и поменять лампочки в фонарях, прежде, чем начать собирать плату.

Отбивать же свои вложения инвестор будет на основании закона «О концессионных соглашениях» не за счет сборов за проезд, а за счет аренды под заправки, склады и супермаркеты придорожных территорий. Но нужно отдать должное авторам проекта, в частные руки они ни одну дорогу отдать пока не решились: «платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности», – говорится в проекте.

Стоит сказать, что текст проекта был подготовлен и впервые попал в распоряжение «Газеты.Ru» еще год назад, и с тех пор никаких изменений не претерпел.

Независимые эксперты убеждены, что в таком виде законопроект принимать было нельзя. «В этом законопроекте не прописаны все самые спорные моменты создания платных дорог в России – четкое описание бесплатного объезда и то, что платная дорога может быть только вновь построенной, а не уже существующей», – заявил вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. По его словам нельзя заставлять налогоплательщика дважды оплачивать одну и ту же дорогу. Реконструкция затрагивает только верхний слой дорожного полотна, а это не больше 40% от всей дороги, которая строилась на собранные транспортные налоги.

При этом Лобанов убежден, что даже такие методы привлечения инвесторов не исправят ситуацию с дорогами в стране.

«Платные трассы имеет смысл строить только там, где существующие магистрали не справляются и где большая интенсивность движения автомобилей, – считает Лобанов. – Для Московской области это 50 -70 км от Москвы, дальше делать дороги платными уже не имеет смысла. Платная дорога Москва – Владивосток не будет привлекательной ни для одного инвестора, так же как и длинные платные дороги в малонаселенных районах Сибири. А, между тем, у нас 30 млн населения живет в населенных пунктах, не имеющих выезда на федеральные трассы».

Депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что пока не будет построена нормальная бесплатная сеть, говорить о платном проезде преступление. «А как же основной принцип платных дорог – наличие нормального объезда. Ведь, если сначала не построить бесплатные дороги, для платных во многих регионах просто может не оказаться альтернативы», – пояснил он. Похмелкин уверен, что автомобилисты и так платят большой транспортный налог, и на эти деньги вполне можно было бы не только поддерживать в порядке существующие дороги, но и строить новые. «Насколько мне известно, мешает это делать воровство, которое процветает на дорожном строительстве», – добавил он. Лобанов же считает, что все сегодняшние проблемы российских дорог вызваны упразднением шесть лет назад дорожного фонда. То есть сейчас транспортные налоги собираются не отдельно на строительство магистралей, а в местный бюджет, и уже потом руководство региона решает, сколько из них выделить на дороги. «Несмотря на победные доклады министра транспорта Левитина об увеличении протяженности дорожной сети, на самом деле она падает, – рассказал Лобанов. – На бумаге дорога значится, а на ее ремонт местный бюджет денег не выделяет, и она фактически становится непроезжей».

Сколько будет составлять сбор за проезд, пока не известно. В проекте говорится, что правительство разработает и утвердит некую методику определения стоимости. Но в Минтрансе уже называли цены за проезд по строящейся платной трассе Москва-Сант-Петербург – за 1 км в Московской области 1,5-4 рубля, в Ленинградской области - 1,2-3,09 рубля. Хотя сначала говорилось о цене 1 рубль/километр. При стоимости по 4 рубля за километр поездка из Москвы в Питер на машине обойдется в 2 тыс. 600 руб. - приблизительно $100, не считая бензина. Но это будет специально построенная восьмиполосная трасса высшей категории, с разрешенной скоростью 150 км/ч.

Мария Цыбульская, Артем Бетев
Газета.ru

Облако тегов