Последнее кольцо

17 апреля, 2007 - 01:05
9 0

Как обещают строители, сооружение ЧТК будет завершено к 2013 году

Итак, свершилось! То, о чем «АИ» писали еще в январе 2003 года (см. материал «Жизнь по кругу», № 1-2), все-таки начинает обретать зримые очертания. Четвертое — или, как его называли раньше — Большое транспортное кольцо начали-таки строить. Первая его очередь появится на востоке столицы через пару лет. А в 2013 году строительство 74-километровой скоростной восьмиполосной магистрали — без единого светофора! — должно быть завершено.
И это будет последнее из московских колец — ни пятого, ни шестого на карте города не появится.

Так уж сложилось…

Позволю себе обратиться к истории. Москва с древнейших времен развивалась по радиусно-окружной схеме (кстати, типичной для большинства городов того времени). Окружности определяли городские укрепления — кремлевская и китайгородская стены, Белый город, Земляной вал… Радиусы — торные торговые пути — на запад, на север и на юг. Позднее появились и восточные направления. Проходили века, вражеские нашествия уходили в прошлое. Белый город был снесен по приказу Екатерины Второй: на его месте появилось кольцо, которое мы знаем как Бульварное. Затем канул в Лету и Земляной вал, став частью нынешнего Садового кольца.

Схема, конечно, архаичная. Многие столицы Старого света от нее отказались в середине XIX — начале XX веков. Под архитектурный перекрой попали, например, Париж и Берлин. Нечто похожее должно было случиться и с Москвой. Согласно Генеральному плану 1935 года (его еще называют сталинским), старую Москву практически целиком ждал нож бульдозера. Город от его центра — им должен был стать Дворец Советов, построенный на месте взорванного в том же году Храма Христа Спасителя — пронизывали широкие прямые проспекты, соединенные кольцами, коих насчитывалось шесть. Реализовать эти планы помешала война.

Что касается Генплана-71 (брежневского), то этому проекту, видимо, помешал застой. Во всяком случае, строительство еще одной кольцевой магистрали было заморожено на четверть века. Все, что от нее осталось — Рижская эстакада, построенная незадолго до Олимпийских игр 1980 года. Интересная это была дорога — широкая и скоростная, она упиралась в тупик Басманной улицы.

Историю строительства кольца пересказывать не буду: писалось о нем достаточно за последние годы. Напомню лишь, что первоначально схема была несколько иной. На ТТК предусматривалась одна северная дуга и две южные. Об этом до сих пор напоминает уходящий «в никуда» отрезок 4-полосной дороги, нависающий над Магистральными улицами у выезда из Кутузовского тоннеля. Однако расчеты показали, что две южные дуги слишком уж перегрузят северную… И от большой южной дуги отказались, сделав ее частью будущего Большого кольца.

Власти пообещали начать строительство ЧТК сразу же после завершения работ на ТТК, даже один отрезочек — длиной всего в 2,5 километра, между Варшавским и Каширским шоссе — успели построить. Однако планы пришлось перекраивать на ходу. Сначала выяснилось, что уже построенное Третье кольцо необходимо модернизировать, затем проходческий щит «Херренкнехт» «застрял» в Серебряном бору…

Одним словом, начали строить только что.

С востока, против часовой

Если посмотреть на карту Москвы, часть Четвертого кольца уже сегодня вырисовывается достаточно ясно. На западе это большая дуга, образованная Минской улицей, Ломоносовским и Нахимовским проспектами и Коломенским проездом. На севере эта дуга упирается в Филевский лесопарк, на юге — в музей-заповедник «Коломенское». Поэтому, чтобы вывести кольцевую трассу на оперативный простор, необходимо рыть два тоннеля: один под Коломенским (он должен выйти к берегу Москвы-реки), второй — под Филевским лесопарком и Москвой-рекой — он «вынырнет» на улице Народного ополчения.

Казалось бы — строй, раз почти все готово.

Однако, как рассказали автору этих строк в НИиПИ Генплана Москвы, реконструировать и перестраивать уже построенное труднее и дороже, нежели начинать с нуля. Например, проектировщики до сих пор не пришли к единому мнению — как развязывать с будущим кольцом радиальные магистрали? Пока на этой дуге есть только четыре развязки — с Кутузовским проспектом, Мосфильмовской улицей, Варшавским и Каширским шоссе. Остаются Мичуринский проспект (над ним, скорее всего, построят эстакаду), проспект Вернадского (трасса кольца под ним уйдет в тоннель, который, возможно, протянется до самого Ленинского проспекта). Над улицами Вавилова и Профсоюзная трасса пройдет по эстакаде (другое решение найти трудно, здесь линия метро неглубокого залегания), а под Севастопольским — по тоннелю: ландшафт подсказывает такое решение. Если начинать здесь столь масштабное строительство — встанет весь запад города.

Именно поэтому начать решили там, где перестраивать нечего: на востоке и северо-востоке Москвы. До недавнего времени тут были сплошные промзоны, без достаточного количества дорог. Поэтому работы стартовали на участке от шоссе Энтузиастов в сторону Щербаковской улицы и Щелковского шоссе. Обратим внимание на такую деталь: отсчет километров на МКАД тоже начинается от шоссе Энтузиастов. Эта радиальная магистраль играет роль индикатора. Правда, «началось» — это громко сказано: строительной техники в исходной точке пока не видно. Но в начале улицы Уткина, идущей вдоль Малого кольца железной дороги на север, уже обосновался штаб строительства. А тяжелые машины придут сюда только осенью: выполнять работы будет «Трансмонолит», который пока что занят на реконструкции Боровского шоссе. Его сдадут ко Дню города, и сразу — на восток.

Хотя здесь пока и других работ хватает.

Вдоль железной дороги

На северо-восток, север и далее — на северо-запад — Четвертое кольцо пройдет вдоль Московской окружной железной дороги. Из-за отсутствия поперечных связей Восточный округ страдает в первую очередь. Измайловский парк фактически делит округ на две части, и проехать здесь почти невозможно. Данные по машинопотокам и мониторингу дорог, в конце концов, помогли обосновать первостепенную необходимость сооружения трассы именно здесь.

Зона строительства — сплошная полоса отчуждения да гаражи — около 70 ГСК на 2000 машиномест. Автовладельцев уже предупредили о том, что гаражные «шанхаи» пойдут под снос. Кто-то согласился на денежную компенсацию, но большинство решили ждать завершения строительства на временных площадках — они уже выделены.

Гаражникам есть, чего ждать: префект ВАО Николай Евтихиев пообещал, что о них не забудут.

— Четвертое кольцо мы спрячем в наземный закрытый тоннель, и над ним построим пятиэтажные гаражи «на курьих ножках» — это изобретение «Мосинжпроекта», — рассказал префект. — Такие паркинги вместят до 5 тысяч мест, а их суммарная длина над дорогой — метров 500. Мы сразу убьем трех зайцев: получим дополнительные машиноместа, сэкономим землю и уменьшим шум от движения на новом кольце, потому что оно будет скрыто.

Как видим, требование ограничить воздействие ЧТК на городскую среду ставится изначально.

Еще одна задача, возложенная на первый участок Четвертого кольца — облегчение междугородного автобусного сообщения. Как уже сообщали «АИ», старый автовокзал на Щелковском шоссе у одноименной станции метро будет закрыт и снесен, а на его месте построят гостиницы. Что же касается нового вокзала, то он появится недалеко от Открытого шоссе, рядом со станцией метро «Улица Подбельского», и сразу станет частью ЧТК. Офисная часть вокзала, возможно, разместится прямо над проезжей частью, а транспортные терминалы для автобусов — рядом.

Вдоль железнодорожного полотна кольцо пройдет до пересечения с Ленинградским и Волоколамским шоссе — строителям придется модернизировать две транспортные развязки на этих вылетных магистралях.

А вот как быть дальше — пока не решили. Необходимо будет вывести кольцо от улицы Панфилова к улице Народного ополчения. Будет ли это эстакада или тоннель –сказать трудно. Да и с самой улицей тоже что-то нужно делать: в районе станции метро «Октябрьское поле» она — уже некуда. И через несколько километров ее же придется «развязывать» с двумя проспектами сразу — Маршала Жукова и Звенигородским. Но это уже вопрос чисто технический.

А что будет, когда тоннель выйдет к Москве-реке за Коломенским? Тут вариантов как минимум два — или продлевать тоннель так, чтобы он вышел на поверхность уже на другом берегу, или строить новый мост. Последний вариант и дешевле, и проще, и предпочтительнее. Ведь к мосту легче подвести местные магистрали, которые наверняка когда-то будут строиться на территории ЮВАО и ВАО.

А дальше — снова вдоль железной дороги — сначала Павелецкого, а потом Таганского направления, параллельно Шоссейной и Люблинской улицам — до Кузьминок, где кольцо необходимо будет «развязать» с Волгоградским проспектом. И затем — уже опять вдоль Московской окружной железной дороги — в точку старта.

Когда и сколько?

Строить Четвертое кольцо будут быстро, насколько это вообще возможно. 74 километра за шесть лет — по 15 километров в год в среднем. На самом деле темпы будут разными. Там, где кольцо пойдет по «голой земле», работы пойдут быстрее, в районах сложившейся застройки — медленнее. Ну, и на каждый из тоннелей уйдет года по два, а то и по три.

Кстати, о тоннелях. Строители поговаривают о том, что было бы неплохо отказаться от «Херренкнехта»: на рынке уже появились более современные щиты, к тому же — большего диаметра. 14-метровый «Херренкнехт» позволял строить трехполосные дороги, новые, 16,4-метровые щиты — четырехполосные. Возможно, что и строить будут оба тоннеля сразу — это позволит здорово сократить время.

По самым скромным подсчетам, обойдется строительство в два миллиарда долларов — 51 млрд рублей. Уж больно много сложных сооружений предстоит возвести.

Далее — только рокады

Вполне возможно, что строители обустроят связки Третьего и Четвертого колец — на западе и на востоке. Для этих целей может пригодиться тот самый четырехполосный «аппендикс» в районе Сити.

Но вот пятого кольца — как было сказано выше — не будет. Конечно, оно тоже «прорисовывается» на карте — Рублевка, Аминьевка, улицы Лобачевского, Обручева, Балаклавский проспект… Однако архитекторы решили, что эта магистраль — протяженность ее более 90 километров — городу не нужна. Куда важнее обеспечить сквозной проезд с севера на юг и обратно. Поэтому вместо кольца будет построена рокада — от МКАД на пересечении с Рублевским шоссе — к Братееву. И еще одна, возможно, соединит — через Широкую улицу — Ленинградское шоссе с Ярославским.

Дмитрий Семенов
autoizvestia.ru

Облако тегов