На дорогах, как на войне

8 февраля, 2006 - 09:28
2 0

Наши дороги — одни из самых опасных в миреПочти 35 тысяч человеческих жизней в год — слишком тяжелая плата за российские порядки

Наши дороги — одни из самых опасных в мире. Аварийность и смертность в ДТП в России в шесть раз выше, чем в развитых странах. Впрочем, сегодня вряд ли кого-то это удивляет. Причины столь удручающей ситуации хорошо всем известны — это и плохие дороги, и неудовлетворительное состояние автопарка (см. также публикацию на стр. 16). Да много чего еще — недисциплинированность водителей и пешеходов, пьянство за рулем и т.п. Но существует еще один, пожалуй, самый важный фактор аварийности. Всего за 10-15 лет россияне, кажется, полностью утратили всякие азы культурного поведения на дороге. Можно бесконечно повышать штрафы, однако нет гарантии, что удастся вновь привить участникам дорожного движения уважение друг другу.

Страшные цифры

Уровень риска гибели в ДТП в России в несколько раз выше, чем в экономически развитых странах. В 2004 году, одном из самых аварийных за всю историю автомобильного движения в России, на дорогах страны произошло 208 тысяч ДТП, в результате которых погибло 34,5 тысячи человек, и свыше 251-й тысячи получили ранения. Для сравнения, по данным Федеральной дорожной администрации США, ежегодно в ДТП гибнет до 42 тысяч американцев. А во всей Европе — не более 40 тысяч человек в год. При этом по российским дорогам передвигается около 26 млн транспортных средств, а, к примеру, в США — 180 млн. Иными словами, в пересчете на 1 млн автомобилей в 2004 году в США погибло 233 человека, а в России — 1326 человек, то есть примерно в 6 раз больше!

Вместе с ростом аварийности с каждым годом увеличивается и ущерб от дорожных аварий. По данным ГИБДД, в 2004 году он составил 227,7 млрд рублей. По словам Александра Нерадько, руководителя Федерального агентства по надзору в сфере транспорта, за 2004 год эти цифры выросли на 14,7% по сравнению с предыдущим годом. Однако сухая статистика учитывает лишь материальные издержки, и не берет в расчет моральные потери, ущерб жизни и здоровью пострадавших. Подсчитано, что расходы на лечение, реабилитацию и выплаты по инвалидности пострадавшим составляют от одного до двух процентов ВВП. В итоге наша страна теряет ежегодно в ДТП 369 млрд рублей или около 2,2% от объема ВВП. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, социально-экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается в $518 млрд, а на страны со средним уровнем доходов на душу населения приходится 85% от общего количества аварий. Россия, к сожалению, входит в число этих стран.

«Оленеводы» за рулем

Отвлекусь от статистики, и поделюсь простым наблюдением. Недавно меня подвозил коллега из «АИ», который управлял автомобилем лихо, ехал очень быстро — мы опаздывали. Но при этом действовал поразительно аккуратно, ни разу за всю поездку никого не «подрезал», ни единожды не выехал на полосу встречного движения, да и вообще не нарушил ни одного пункта ПДД, если не считать скорости движения. Зато обидели его: водитель какой-то «девятки», не удосужившись включить сигнал поворота и взглянуть в боковое зеркало, вдруг резко принял влево, оказавшись буквально перед нашим носом. Коллега среагировал мгновенно, аварии удалось избежать, но он не удержался, чтобы не открыть окно и зло выкрикнуть: «Оленевод!!» Я невольно рассмеялся, впервые услыхав такое «оскорбление», а горе-водитель, кажется, впал в ступор. После я пришел к выводу, что наш тест-пилот был абсолютно прав: многие участники движения и в самом деле ведут себя на улицах мегаполиса, как в тундре, будто вокруг нет никого, с кем стоит считаться. В том-то и проблема!

Рост количества аварий лишь отчасти связан с общим ростом числа автомашин. Например, в период с 1997 по 2004 год количество транспортных средств в стране выросло на 9,2%, а число ДТП за это же время увеличилось более чем на 30%. Основной же причиной высокой аварийности на российских дорогах является человеческий фактор. Из-за нарушения правил дорожного движения происходит 79,8% всех аварий. Практически каждый восьмой водитель при этом находился в состоянии алкогольного опьянения. Каждое девятое ДТП происходит при выезде на полосу встречного движения, а треть — из-за превышения скорости. При этом каждый седьмой водитель, виновный в происшествии, вообще не имел права управлять автомобилем. Кроме того, до сих пор в нашей стране нет единого, эффективного органа, отвечающего за обеспечение безопасности на дорогах, снижение аварийности и смертности в ДТП. Безопасность у нас, как дитя у семи нянек, ею занимаются и МВД, и Минтранс, и МЧС, и Минздравсоцразвития, и даже Минобразования. А Госавтоинспекция, на которую, по здравому смыслу, должны быть возложены все эти обязанности, на деле, как это ни странно, ни за что не отвечает. Ее, по-хорошему, давно нужно превратить в дорожную полицию, функция которой — выявлять и предупреждать нарушения ПДД, оформлять и реагировать на ситуацию. В итоге мы имеем то, что имеем — высокую аварийность и огромную смертность в ДТП.

Чиновники считают, что в последнее время дело сдвинулось с мертвой точки. В октябре правительство приняло концепцию программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». Концептуальный подход государства к проблеме аварийности предполагает устранение ее разнообразных причин — от тотального несоблюдения ПДД и недостаточной грамотности пешеходов, до неэффективной аботы медицинских служб. Причем финансирование программы утверждено по самому оптимистичному варианту, предусматривающему выделение средств в течение 7 лет в размере 52,765 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 21,63 млрд рублей.

Как ожидают, этих денег хватит, чтобы профинансировать наиболее эффективные мероприятия по снижению аварийности, а также меры, требующие относительно небольших затрат. При этом к 2012 году предполагается снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 33%, уменьшение количества ДТП с пострадавшими на 10%, и снижение в полтора раза ущерба от ДТП для экономики (по сравнению с показателями 2004 года). Определен и единый государственный заказчик-координатор программы — Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице все той же ГИБДД. Участвовать в реализации программы также будут Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное дорожное агентство.

Чем «сердце успокоится»

Видимо, по наивности своей я всегда считал, что уровень аварийности зависит от степени общей культуры населения, неотвратимости наказания за нарушения и неподкупности инспекторов. И, конечно, от состояния дорог и организации движения. Точно так же, как уровень смертности в ДТП — от надежности конструкции автомобиля и его технического состояния, наличия в нем систем активной и пассивной безопасности.

На что же собираются потратить почти $2 млрд чиновники в попытке изменить к лучшему ситуацию на российских дорогах? Во-первых, деньги пойдут «на пропаганду стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения, формирование у населения негативного отношения к правонарушениям на дорогах». Это основная статья расходов. До 2012 года на эти цели будет потрачено 10,2 млрд рублей из федерального бюджета, и еще 3,5 млрд — из региональных бюджетов.

Кроме того, крупные инвестиции направляются на совершенствование транспортной инфраструктуры в городах, на которые приходится более 70% от общего числа ДТП. Федеральный центр выделит на эти цели 7,6 млрд рублей, регионы добавят 26,4 млрд. Предполагается строительство подземных и надземных пешеходных переходов, переустройство дорожной сети с ликвидацией мест частных аварий и заторов, организация стоянок и парковок. Деньги должны помочь оптимизировать скоростной режим в городах, а также оборудовать максимальное количество перекрестков ограждениями, дорожными знаками, освещением и светофорами. По всей России начнут устанавливать новые знаки со специальным светоотражающим покрытием, интерактивные ограничители скорости (знаки с табло, показывающим, с какой скоростью движется приближающийся автомобиль), наносить современную разметку в соответствие с ГОСТами, вступающими в силу с 2006 года. К слову сказать, пилотные проекты с установкой светоотражающих знаков на магистралях и опасных участках уже реализованы в десятке городов, где они доказали свою эффективность. В целом многолетний европейский и отечественный опыт показывает, что затраты такого рода на порядок ниже тех выгод, которые получает общество от сокращения количества и тяжести ДТП. Сегодня же, по данным Росавтодора, уличная дорожная сеть оснащена дорожными знаками на 85%, дорожными барьерными ограждениями — на 35% от потребности, удельный вес освещенности дорог в городах и поселках городского типа составляет 64,5%, а в поселках — 16,2%.

Не последняя статья расходов в новой программе предполагает изменение нормативно-правовой базы. ГИБДД давно настаивает на увеличении штрафных санкций для нерадивых водителей и пешеходов до уровня, соразмерного тяжести и потенциальной опасности нарушения. Кроме этого, разрабатывается новая схема взимания штрафов, а также контроля за их оплатой, для чего в стране создается единая база данных на автовладельцев с занесением в нее аварийной, страховой и штрафной истории каждого водителя.

И только в дальнейших планах — ужесточить требования к пассивной и активной безопасности для новых автомобилей, заставить родителей устанавливать детские сиденья в машины, оборудовать дороги системами автоматического контроля движения, технически перевооружить инспекторов ГИБДД и т. д. Кроме того, в ГАИ считают, что необходимо провести масштабную проверку автошкол и ввести новые правила подготовки водителей. Для их обучения построят специальные автодромы, а владельцев частных школ экономическими методами заставят повысить уровень подготовки водителей. Всех участников дорожного движения будут обучать оказанию первой медицинской помощи, а стационарные посты дорожно-патрульной службы оснастят аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств, для оказания первичной медицинской помощи. (Просто диву даешься, когда узнаешь, что до сих пор на постах ДПС нет даже элементарных аптечек!) Кроме того, в скором времени будет создан единый федеральный номер для вызова соответствующих служб на место ДТП, а в отдельных, самых срочных случаях, инспектора будут добираться до места аварии на вертолетах.

Слово президента

Планы амбициозные, и рискну предположить, маловыполнимые в российских реалиях. Правда, есть одно «но». Всего через три недели после утверждения Программа стала предметом обсуждения на Госсовете под председательством Владимира Путина. Именно из его уст мы услышали популярное ее изложение, а сама она превратилась из внутриведомственного документа с неясными перспективами в серьезный федеральный проект.

На заседании президент дал задание правительству подготовить ряд законопроектов, ужесточающих наказание водителей за различные правонарушения. Особенно жестко будут поступать с теми, кто садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. Вот уж чего другого, а наказывать граждан в России умеют. И министру транспорта РФ Игорю Левитину не обязательно даже было подкреплять укоренившуюся в стране «презумпцию виновности» опытом «некоторых стран», где на дорогах сложилась такая же критическая ситуация, и где за езду в пьяном виде судят как за умышленное убийство. Вот и в Белоруссии, например, в начале ноября был принят законопроект, согласно которому водителей, пойманных за рулем в подпитии, будут судить по уголовным статьям… Левитин, впрочем, еще рассказал о планах создать новую систему оплаты штрафов, чтобы сократить количество контактов между водителями и гаишниками. Судя по всему, мы вскоре перейдем к общепринятой практике фиксации нарушений правил техническими средствами и рассылке извещений о штрафах по почте. То, что такая система себя оправдывает, видно на примере Франции, где на оборудование основных магистралей страны фотороботами потратили 330 млн евро, а экономический эффект от нововведения только за первый год работы системы составил 2 млрд евро.

Президент также потребовал прекратить практику выдачи прав «кому попало». «Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги и получай права», — отметил глава государства. С его подачи уже в 2006 году система автошкол может претерпеть серьезные изменения. Принимать квалификационный экзамен у кандидатов на получение прав, очевидно, уже в ближайшее время будет специальная комиссия, автошколы будут наказываться рублем за «недорослей». Правда, непонятно, каким образом членов специальных комиссий оградят от искушения брать взятки за формальную выдачу прав, а также — что это будут за методы «экономического убеждения» владельцев частных автошкол.

А вот еще слова президента: «Речь должна идти о воспитании внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей, — заявил он. — В обществе должно быть жесткое неприятие хамства на дорогах, бравады и лихачества, вождения автомобиля в алкогольном или, тем более, наркотическом опьянении». Никаких возражений! По словам Путина, к такой разъяснительной работе должны подключиться и средства массовой информации. Уже подключились!

Особое внимание на заседании (что понятно) уделили малозатратным, но эффективным мероприятиям по повышению безопасности движения. К таким отнесли ужесточение технических требований к системам активной и пассивной безопасности автомашин, причем как импортных, так и отечественных, а также улучшение качества работы сотрудников ГИБДД по организации движения. Иными словами, были озвучены планы введения технического регламента, заставляющего автопроизводителей ставить на машины подушки безопасности, АБС и системы распределения тормозного усилия, приводить их в соответствие с нормами безопасности при наезде на пешехода. На Западе автомобилей без подушек безопасности и без антиблокировочной системы тормозов выпускается мизерное количество. У нас — все. Над разработкой этого регламента уже сегодня работают специалисты Минпромэнерго, а его вступление в силу планируется на 2008-2009 годы.

Чтобы снизить высокую смертность на дорогах, которая часто вызвана тем, что медицинская помощь пострадавшим оказывается не вовремя, в рамках других национальных проектов будут направлены значительные средства на закупку реанимобилей, оснащение их оборудованием и системами связи.

О штрафах, взятках и бюрократах

Предложения в большинстве своем полезные. Разве что вызывает сомнения целесообразность снижения возрастного ценза водителей-автолюбителей до 16 лет. И среди тех, кто постарше, довольно людей безответственных, так стоит ли пополнять их ряды еще менее ответственными подростками? Кроме того, под шумок решили протолкнуть увеличение штрафов, которое является давней «идеей фикс» руководства ГИБДД. Хотя всем давно понятно, что в нынешней системе безответственности, как инспекторов, так и водителей, ужесточение наказания приведет лишь к увеличению мзды «гаишникам» за то, чтобы его избежать. «Я выступаю за увеличение штрафов, — комментирует стремление ГИБДД к ужесточению наказаний Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. — Их задача — предотвращать правонарушения, но заставить людей уважать закон под угрозой штрафа в 50-100 рублей невозможно. В тоже время простое ужесточение наказаний, без изменения системы взимания штрафов приведет лишь к большей коррумпированности и без того насквозь коррумпированной системы автоинспекции». Прежде чем увеличивать штрафы, нужно создать действенную систему внутреннего контроля в ГИБДД, увеличить зарплаты инспекторам, сократить до минимума контакты водителя и инспектора, ведущие к субъективизму последнего, наконец, заменить инспекторов техническими средствами контроля движения и правонарушений.

Впрочем, скептики уже оценили правительственные инициативы как нереальные. В стране с таким высоким уровнем коррупции, как в России, успешно реализовать столь масштабные и ответственные проекты крайне сложно. «Государственная программа безопасности дорожного движения должна стать общенациональной и приоритетной, — говорит депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — На ее реализацию выделены огромные деньги, а отчитываться за них будет, как всегда, некому. Кто займется ее выполнением? Госавтоинспекция, которая отвечает фактически за все, а значит — ни за что? Дельные же предложения по наведению порядка на дорогах поступали и раньше, но они, как правило, тонут в бюрократической рутине — и, наоборот, часто финансируются мероприятия, которые не имеют никакого отношения к обеспечению безопасности».

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов