Российский авторынок: снова падение

10 октября, 2016 - 16:40
0 0

Столь затяжного кризиса российский автомобильный рынок еще не испытывал — продажи падают уже второй год подряд
Причем падение измеряется порой двухзначными цифрами. Например, в августе было минус 18%, а июле — минус 16%. На этом фоне показатели сентября воспринимаются чуть ли не как успех — «всего» минус 10,9%. Однако напомним, что это минус восемь по сравнению с сентябрем 2015 года, который поразил всех — год назад мы имели минус 28% (к сентябрю 2014 года).

Часть пессимистическая

В сентябре 2014 года было продано практически 200 тысяч машин. А в этом — лишь чуть больше 125 тысяч. На этом фоне не удивляют заявления Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) о том, что количество дилеров в стране будет сокращаться. А значит, многие потеряют работу, а оставшиеся могут не рассчитывать на повышение зарплаты. Если в конце 2014 года в России было зарегистрировано 4,4 тыс. дилерских центров, то осенью 2015 — уже 3,8 тыс. А сейчас их осталось 3,5 тыс.

Особенно сложна ситуация с дилерами тех марок, которые не готовы продавать автомобили себе в убыток (особенно если у них нет локального производства — сборка в России позволяет хоть как-то снизить потери). Например, Honda за первые 9 месяцев 2014 года продала в России более 15 тысяч автомобилей. А в этом лишь 1,1 тыс. Много потеряла и Mitsubishi: легковых моделей или доступных кросссоверов у компании не осталось, новый Pajero Sport оказался недешев (от 2,7 млн), обычный Pajero уже стар, а далеко на Outlander не уедешь. В итоге у «Митсу» по итогам года уже минус 54%. Тяжело и французам: продажи Peugeot и Citroen продолжают падать. Ставка на собираемый в Калуге седан класса «С» (Citroen C4/Peugeot 408) не оправдала себя, более дешевые C-Elysee и Peugeot 301 безнадежно проигрывают Kia Rio, Skoda Rapid и прочим. А, например, Citroen сейчас вообще остался без кроссоверов. И это на рынке, где SUV занимают 40%!

Тяжело и дилерам Mazda (-26% по итогам 9 месяцев), «третья» модель сейчас поставляется фактически под заказ, а цены на обновленную «шестерку» стартуют с отметки 1,3 млн рублей. Кроссовер CX-5 еще спасает дилеров, однако нехватка доступного маленького кроссовера, который бы стоил дешевле миллиона рублей, ощущается. И не только у «Мазды», но и у многих других компаний.

Часть оптимистическая

Именно недорогие кроссоверы — пусть они и будут с передним приводом, но зато порадуют покупателей увеличенным дорожным просветом и «внедорожным» дизайном — сейчас являются для многих компаний настоящим спасением. Уже в прошлом месяце было понятно, что Hyundai Creta становится настоящим хитом. «Крету сметают», — говорили нам продавцы. И вот слова подтверждаются цифрами — новый корейский кроссовер занимает уже четвертое место в списке самых популярных моделей в стране. Если «Солярис» разошелся в прошлом месяце в количестве 6498 шт., то «Крета» — 5058. А, например, у Renault именно «Дастер» (а вовсе не «Логан») уже давно является самой популярной моделью в России.

Ну а самой популярной моделью в России по итогам сентября стал... Kia Rio. Этот автомобиль уже второй месяц подряд лидирует в зачете марок и, не исключено, сможет вырваться на первое место по итогам всего года!

Обязательно надо отметить компании, которые в трудном 2016 году имеют положительную динамику. Так, Skoda доказала, что даже имея небольшую модельную линейку и всего один кроссовер (маленький и вовсе недешевый), можно успешно торговать даже в условиях кризиса. И Rapid, и Octavia уверенно входят в 25 самых продаваемых автомобилей в России, причем продажи и той, и другой растут по сравнению с прошлым годом.

Неплохо дела идут и у Lexus — по сравнению с сентябрем 2015 года продажи выросли сразу на 51%, а по итогам года марка прибавила уже 14%! Сумели в прошлом месяце увеличить свои продажи Toyota (+18%, но по итогам года пока минус 6%), Renault (+1%) и Volkswagen (+3%). «АвтоВАЗ» тоже увеличил продажи — плюс 5% по итогам сентября. И пусть Granta потеряла первое место в списке самых популярных автомобилей в стране, зато Vesta в сентябре была на шестом месте, а XRAY на 22-м. В долгосрочной перспективе для марки Lada, которая стремится изменить свой имидж, последние автомобили гораздо важнее старых «Приор» и «Калин».

Облако тегов