Как бороться с укачиванием и что по этому поводу думают автопроизводители?

26 декабря, 2018 - 13:32
3 0

Называется это кинетоз (от греческого kynesis — движение). Данным термином обозначают проблему, которая нам известна больше как «укачивание». Возникает она при передвижении в транспорте: автомобилях, кораблях (реже в поездах и в самолетах). По некоторым данным, около 30% взрослых время от времени страдают от укачивания, а среди детей этот процент вдвое выше.

Почему?

На самом деле патогенез укачивания до конца еще не изучен. Принято считать, что во всем виноваты вестибулярный аппарат и наше зрение. Расположенный во внутреннем ухе вестибулярный аппарат при малейшем изменении тела или движении тут же информирует об этом мозг. И возникает противоречие. С одной стороны зрение «говорит», что мы куда-то движемся, но на самом деле вестибулярный аппарат информирует, что мы остаемся на месте. Или же наоборот — вестибулярный аппарат дает сигнал о передвижении (при покачивании, например), а зрение дает совершенно другую информацию.

В итоге организм от непонимания начинает «капризничать». Появляется головокружение, тошнота, потовые выделения, озноб, шум в ушах, может подняться давление и так далее. Именно поэтому, кстати, укачивает почти всегда лишь пассажиров. Ведь мозг водителя получает гораздо больше информации и прекрасно понимает, что происходит.

Что делать?

Начать надо с того, чего делать не стоит: смотреть в телефон или планшет (особенно если они на коленях), читать книгу, постоянно смотреть в сторону. Если вас укачивает в автобусе или поезде, то не садитесь против хода движения. И не надо много кушать перед поездкой (и употреблять алкоголь). Если вы подвержены кинетозу, то заканчиваете прием пищи за два часа до выезда.

Если вы страдаете от укачивания, то старайтесь садиться в машине не на второй ряд кресел, а рядом с водителем. В этом случае вы получите большой обзор, сможете смотреть вперед дороги (фокусируйте свой взор на дальних объектах или горизонте).

Если же вы сидите на втором ряду, то выбирайте место в центре. Пусть там будет не так комфортно, как по бокам, но зато у вас будет возможность смотреть вперед.

Есть и другие советы по борьбе с укачиванием. Например, многим помогает движение с открытым окном. Это связано с тем, что мозг в этом случае получает больше информации (шум дороги, набегающий свежий воздух). Да и вообще — почаще делайте глубокие вдохи. Кроме того, врачи рекомендуют в момент появления первых симптомов пить воду.

Часто можно услышать, что от укачивания спасает употребление различных фруктов или овощей, насыщенных кислотами или витамином С: лимона, апельсина, имбиря. А иногда облегчение наступает даже от жевательной резинки или «чупа-чупса».
Не забываем и про лекарственные препараты. Правда, с ними надо быть осторожными и покупать только после консультации с врачами.

Но почему в одних машинах укачивает, а в других — нет?

А вы уверены, что проблема именно в автомобиле? Может быть дело в водителе? Как правило, именно стиль езды вызывает приступы кинетоза. Если водитель «нервно» едет, постоянно давит или отпускает педаль газа, ошибается с переключением передач, резко и часто тормозит, то укачать может кого угодно. Особенно если машина едет по извилистой дороге, когда картинка перед глазами постоянно меняется, а водитель вынужден притормаживать перед поворотом (или просто сбрасывать газ) и после него снова разгоняться. Хотя порой горной дороги и не требуется — рваная езда в пробках тоже может укачать. И здесь опять же виновником является резкая фаза разгон-торможение.

Если же водитель едет плавно и аккуратно, заранее притормаживает, держит «ровный газ», проходит повороты в спокойном темпе и по правильной траектории, то пассажиров будет укачивать гораздо меньше.

Значение имеет и машина. Слишком мягкая подвеска (которую обычно хвалят за комфорт) как правило и приводит к укачиванию — машина немного раскачивается на неровностях, что наш вестибулярный аппарат прекрасно отмечает. «Автомобильная» причина номер два — это коробка передач. Старые по конструкции или плохо настроенные автоматические коробки (а особенно роботизированные коробки с одним сцеплением) при переключении передач вызывают небольшие толчки, которые очень не нравятся вестибулярному аппарату. Ну а в случае механической коробки передач огромное значение имеет мастерство водителя.
Можно ли вылечиться?

Чаще всего организм можно натренировать. Делайте ежедневно несколько упражнений «на вестибулярный аппарат» (например, вращайтесь на креслах) и уже через пару месяцев поездки на машинах будут проходить гораздо спокойней. А еще помогает занятие теннисом, плаваньем, волейболом, прыжки на батуте и пр.

А что делают производители?

Конечно, инженеры знают, что некоторых пассажиров в машинах укачивает. В 2018 году сразу две компании заявили о своих работах в данном направлении. Правда, пути выбраны разные.

Citroen показал специальные очки против укачивания под названием Seetroen — французы использовали разработку, которую изначально придумали для моряков. Эти очки имеют не две, а четыре рамки. А внутри круглой оправы находится цветная жидкость. Она перетекает как по горизонтальной оси (вправо-влево), так и по сагиттальной (вперёд-назад). Таким образом, очки воспроизводят линию горизонта, устраняя конфликт сигналов, поступающих в мозг от разных органов чувств. Цена очков — 99 евро.

А Jaguar Land Rover пошел другим путем. Британские инженеры заявили о работе над системой, которая позволит определять склонность к укачиванию и автоматически менять настройки подвески, работу климат-контроля и положение пассажирских кресел. Предполагается, что информацию о самочувствии людей автомобиль будет получать от биометрических сенсоров, которые помогут вычислить «показатель здоровья».

Облако тегов