Старые российские заводы с их «Ладами», ГАЗами и УАЗами стремительно теряют рынок

15 января, 2008 - 08:35
17 0

В начале ноября, с месячным опозданием, Минэкономразвития опубликовало данные об автомобильном производстве в России за январь-сентябрь этого года. Объем выпуска легковых машин в нашей стране вырос. Но темпы этого роста в несколько раз отстают от динамики продаж, которую демонстрируют иномарки. Как признают в самом министерстве, из-за низкой конкурентоспособности отечественные производители не в состоянии удержать рынок.

По данным отчета о мониторинге социально-экономического развития РФ за 9 месяцев, подготовленном МЭРТ, производство легковых автомобилей в России в январе-сентябре 2007 года увеличилось на 9,1% и составило 936тысяч единиц. Но рост производства, в первую очередь, наблюдается на совместных предприятиях и автосборочных заводах иностранных концернов в России. За девять месяцев этого года выпуск иномарок российского происхождения вырос на 73,8%. В то же время на заводах, представляющих традиционный отечественный легковой автопром, в отчетный период наблюдался спад. Так, по данным МЭРТ производство на АвтоВАЗе снизилось на 5,4%, выпуск легковых моделей семейства «Волга» на нижегородском предприятии Группы ГАЗ сократился на 20%.
Самое же печальное заключается в том, что спад этот происходит на фоне невиданной прежде потребительской активности, когда за популярными марками и моделями автомобилей выстраиваются
Hummer на «Автоторе»
многомесячные очереди. Если и в такую благодатную пору товар не идет, значит, это не тот товар, который востребован. По существу, старые российские предприятия навязывают покупателю машины вчерашнего дня, спрос на которые по очевидным причинам неизбежно будет падать.
Вторые в Европе
Согласно оценке аналитического агентства «Автостат», в январе-октябре 2007 года на российском рынке было реализовано 1,91 млн новых легковых автомобилей. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период 2006 года. При этом в октябре россияне приобрели более 230 тысяч новых автомобилей, в том числе 155 тысяч иномарок. Лучший результат, если говорить о Европе, показала только Германия, где было продано около 282 тысяч автомобилей. Остальные крупные рынки Европы (Великобритания, Италия, Франция) оказались позади России.
Такой результат достигнут в значительной степени благодаря развитию новых сборочных производств. Так, в этом году компания «Северсталь-Авто» начала выпуск моделей Fiat и увеличило мощности по SsangYong. На «Иж-Авто» теперь собирают вдвое больше автомобилей марки Kia, чем годом раньше. Та же ситуация и на калининградском «Автоторе», где прошлогодние объемы сборки машин под брендами Chevrolet, Cadillac, Hummer, BMW, а также Chery и Kia перекрываются в два раза.
Завод Ford во Всеволожске также постепенно выходит на проектную мощность
— 72 тысячи машин в этом году, и 150 тысяч
— по плану — в следующем. На показатели предприятия не повлияла даже предзабастовочная ситуация. Аналитик по машиностроению инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын считает, что конфликт менеджмента Ford и трудового коллектива автозавода во Всеволожске не сможет оказать значительного влияния на объемы производства популярной в России модели Focus, и едва ли помешает планам постановки на конвейер нового Mondeo. «Конечно, в краткосрочной перспективе забастовка может ухудшить финансовые результаты компании. Но чаще всего эти забастовки длятся не более суток, потом руководство идет на уступки, и работа конвейера возобновляется», — говорит эксперт. Кстати говоря, динамика роста продаж автомобилей Ford, также как Opel и некоторых других брендов, значительно опережает рост рынка в целом.
«В то же время, наблюдается отсутствие новых идей у АвтоВАЗа, как крупнейшего отечественного производителя, а также рост цен на его продукцию, что делает «Лады» все менее популярными, — говорит Марина Иркли, аналитик по машиностроению ИК «ВЕЛЕС Капитал». — В дальнейшем ситуация для российских производителей будет только усугубляться, а для иностранных — наоборот. Так, в этом году было подписано множество контрактов на строительство в России заводов по сборке иномарок, и все они начнут функционировать ориентировочно к 2010 году». Все вместе только известные проекты будут выпускать к указанному сроку около полу-миллиона автомобилей. А с учетом проектов, о которых стало известно буквально в последние дни, можно говорить о цифре, близкой к миллиону.
Заявки на успех
Об этом уже как-то неприлично говорить, но правительство в очередной раз продлевало срок приема заявок на «режим промышленной сборки» — на этот раз до 9 ноября. Говорят, в последний раз. Видимо, чиновникам было известно о готовящихся предложениях, причем таких, от которых трудно отказаться. Как бы там ни было, а уже известная в нашей стране Magna International успела с предложением построить автозавод по сборке моделей Chrysler. Речь идет о предприятии стоимостью $500 млн, который будет выпускать 150 тысяч автомобилей в год с возможным увеличением объемов производства. Под такой проект просто грех не предоставить таможенные льготы на ввоз комплектующих.
Вместе с Magna меморандумы о намерениях создать в России заводы по выпуску автомобильных компонентов подписали компании Siemens, Bosch, Bentler, Tenneco, Magnetti Marelli и другие, в том числе российские компании, заявил замдиректора департамента по инвестиционной политике Минэкономразвития Дмитрий Левченков. Подписавшие сейчас меморандум смогут затем заключить с МЭРТом конкретные соглашения, окончательно определившись с объемом инвестиций, проектной мощностью, местом размещения производства и другими его параметрами. По словам представителя Минэкономразвития, меморандумы были подписаны почти с 50-ю компаниями, выпускающими кузова, двигатели, выхлопные и топливные системы, коробки передач, элементы интерьера — одним словом, почти все, из чего состоит современный автомобиль.
Эксперты называют проект Magna весьма рискованным. Продажи марки Chrysler на российском рынке сегодня не назовешь впечатляющими, к тому же в России уже существует проект производства автомобилей на платформе Chrysler — седан Siber, который представил в этом году ГАЗ.
Появилась также информация о том, что южнокорейский автогигант Hyundai построит в России автозавод мощностью 100 тысяч машин в год. Это решение было озвучено на встрече главы корейской компании Чанг Монг Ку с руководителем МЭРТ Эльвирой Набиуллиной. Представитель Hyundai заявил, что такие детали, как объем финансирования, время начала строительства завода и место его расположения пока не определены. Вместе с тем, растущий рынок России заставляет корейский концерн увеличивать производственные мощности и следовать за своими зарубежными конкурентами, которые открывают здесь свои предприятия. Hyundai, занимавший еще в 2005 году первое место по продажам иномарок в России, в последнее время столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны европейских и американских автопроизводителей, уже открывших свои заводы на территории России. Для Hyundai это будет уже шестой завод, функционирующий за рубежами Кореи. В настоящее время концерн строит завод в Чехии, и располагает производственными мощностями в США, Китае, Индии и Турции.
Как видим, российские власти продолжают активно привлекать иностранных автопроизводителей налоговыми льготами. Не факт, что 9 ноября был окончательным днем приема заявок. Вступление нашей страны в ВТО несколько раз откладывалось, и таможенные льготы получали все новые компании, заявившие о планах инвестирования в российский автопром. Возможно, всего через несколько недель нас ждет новый парад инвестиционных меморандумов в автомобильной отрасли.
Автомобили вчерашнего дня
А крупнейший производитель легковых автомобилей в России, АвтоВАЗ, продолжает клепать машины, многие из которых дошли до нашего времени из далеких 80-х почти без изменений. Тем не менее, пока Lada — это самый популярный продукт на российском авторынке. Машин семейства Samara за 10 месяцев было продано 155,2 тысячи единиц, вазовской «классики» (моделей Lada 2105/2107) -152,4 тысяч, 110/Priora — 148,2 тысячи, Kalina — 62,3 тысячи, внедорожников Lada 4x4 («Нива») — 24,4 тысячи единиц. Марка Lada сегодня занимает долю рынка в 28,8% от общего объема продаж новых автомобилей. Но за последние пять лет этот показатель снизился почти в три раза (для справки, в конце 90-х годов доля АвтоВАЗа на российском рынке новых авто составляла около 70%).
И вряд ли спасет ситуацию резкое увеличение продаж в октябре, о котором отчитался российский автогигант. За этот месяц компания продала на 30,2% больше автомобилей, чем в сентябре, и на 40,9% больше, чем в том же месяце прошлого года. Всего по итогам 10 месяцев 2007 года в России реализовано 542,5 тысячи тольят-тинских машин, что на 2,2% выше прошлогоднего уровня. Динамика, как видим, хотя и остается положительной, но на фоне общего роста рынка не впечатляет.
Российский автопроизводитель, конечно, показал чудеса изобретательности, в 1,4 раза увеличив продажи в октябре. По всей видимости, сработали новые маркетинговые решения руководства: более активное кредитование и более гибкая ценовая политика. Но поможет ли это выправить ситуацию в долгосрочной перспективе? Как потребители отреагируют на очередное повышение цен почти на все модели АвтоВАЗа? По данным компании «Автосреда», в октябре оно составило от 1000 до 3000 рублей за автомобиль, в зависимости от модели и комплектации.
Сейчас АвтоВАЗ особенно опасается введения новых экологических стандартов — Евро-3 с 2008 года. Это неизбежно приведет к удорожанию продукции и снизит и без того невысокую конкурентоспособность тольяттинских малолитражек. Поэтому предприятие обратилось в правительство с просьбой снизить для покупателей — владельцев новых, экологически более чистых машин — размер транспортного налога. Вполне разумное предложение. Только распространяться оно, по логике вещей и логике рынка, должно на всех без исключения производителей.
«Тяжелая» статистика
Российские производители коммерческой техники находятся в несколько лучшем положении. Спрос на их продукцию со стороны транспортных и строительных организаций также растет. Причем в одинаковой степени покупатели заинтересованы в приобретении как отечественной, так и импортной техники. Среди важнейших факторов, влияющих на развитие отрасли, одно из главных мест занимает увеличение спроса со стороны строительного сектора, а также со стороны некоторых других промышленных отраслей: дорожного и коммунального хозяйства, нефтегазовых компаний. Не менее значимый фактор — крайняя изношенность автопарка в РФ и необходимость обновления устаревшей техники. Так, производство грузовых автомобилей на российских заводах в январе-сентябре 2007 года увеличилось на 16,3%, до 206 тысяч единиц. В том числе на КамАЗе — на 27,9%, на предприятиях Группы ГАЗ — на 10,6%.
Российские предприятия, выпускающие коммерческую технику, занимают уверенные позиции по многим нишевым продуктам. Так, наиболее популярными самосвалами строительного назначения в России на протяжении многих лет остается техника марки КамАЗ, на долю которой приходится почти две трети данного сектора рынка. Основную конкуренцию камским самосвалам составляют отечественные же «Уралы», белорусские МАЗы, самосвалы производства МЗКТ и украинские КрАЗы. Доминирующее положение этих брендов обусловлено конкурентной ценой. По стоимости с отечественными грузовиками могут конкурировать лишь подержанные машины из дальнего зарубежья.
Но как признают в Минэкономразвития, продолжающееся сокращениеуровня ценовой конкурентоспособности отечественных автомобилей ведет кусилению позиций иностранных брендов на российском рынке коммерческой техники. При этом растет доля поставок китайских автомобилей. По данным Национального агентства промышленной информации, по итогам III квартала этого года на долю грузовиков, произведенных в КНР, приходилось уже 15,4% этого сегмента российского рынка.
Словом, на риторический вопрос, вынесенный в заголовок этого обзора, очень скоро можно будет ответить вполне определенно. И ответ этот, кстати, будет тем же, что и во всех других частях света: хозяевами автомобильной отрасли в России станут глобальные корпорации. И это не хорошо и не плохо, а просто факт. Если кто не успел заметить, мир давно един, по крайней мере — в том, что касается производства автомобилей и автокомпонентов. По той простой причине, что это выгодно всем, и в первую очередь — потребителям.

Михаил Хмелев

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов