Если номер Е…КХ, можно «Ехать, Как Хочешь»

4 февраля, 2008 - 00:32
16 0

«Меченая» власть

В Москве в 1980-е годы самыми крутыми считались серии МОЛ, МОС, МКМ и МКС — номера с этими буквами красовались на машинах милиции, прокуратуры и КГБ. Купить их было практически невозможно, а вот получить по знакомству или как плату за серьезную услугу — реально. Верхушка номенклатуры передвигалась на машинах с номерами любых серий, но — максимальным количеством нулей.

— Изначально «круглые» номера и специальные буквенные серии вводились для всеобщего удобства, — пояснил «Комсомолке» один из ветеранов столичной ГАИ. — Начальству было проще ездить: с такими номерами редко останавливали. А сотрудникам ГАИ — меньше риска нарваться на неприятности, тормознув не ту машину.

Все изменилось в 1993 году, когда ввели номера с тремя буквами и тремя цифрами. Сразу сложился рынок! Начальник ГИБДД России Владимир Федоров повесил на свое авто номер о100оо77 и стал законодателем моды. Номера с «тремя Ольгами» (изначально, кстати, предназначенные для ФСБ) захотели иметь многие, и их стали предлагать по 6 — 10 тысяч долларов.

Именно с «трех Оль» и началась борьба с блатными! Когда выяснилось, что у чекистов осталось всего… 60 номеров, эти номера сняли с ведомства, а на водителей «Ольг» начались гонения. Их останавливали, проверяли салон, багажник, пробивали по базе личность владельца… Престижность о***оо77 резко упала, зато богатая публика стала переходить на о***оо 97.
ННН — наше новое начальство

Блатные номера стали появляться в каждом регионе. Менялась власть — менялись и престижные серии. Старой элите, как и в Москве, объявлялась «священная война». В Кузбассе, например, губернатор Тулеев, придя к власти, велел перевести номера машин обладминистрации с ООО на ТТТ. Народ тут же расшифровал — «транспорт товарища Тулеева»! В Новосибирске после смены руководства ГИБДД появилась серия ННН — «наше новое начальство». В Москве машинам ФСО — Федеральной службы охраны — стали давать номера серии ЕКХ, автолюбители тут же расшифровали — «еду, как хочу». Эта серия моментально стала одной из самых престижных.

— Юридически никакие номерные знаки не дают преимущества на дороге, — поясняет председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Фактически же обладатели так называемых блатных серий вытворяют на дороге все что угодно! Милиционеры просто боятся их останавливать, потому что знают, что у них же и возникнут неприятности.
Флаги на бамперах

Самыми крутыми номерами быстро стали федеральные — с флагами вместо номера региона. Триколоры засверкали на машинах сенаторов, депутатов Госдумы, членов правительства… Конечно, авто с флажками вообще не останавливали, и ушлые депутаты начали блатными номерами… торговать! Ведь им вручали два комплекта: на служебную и личную машины. Но чаще номера сдавали в аренду за 20 — 30 тысяч долларов в год. Иногда их просто дарили. Так, например, тусовщица Ксюша Собчак разъезжала на BMW Х-5 с федеральным номером А117АМ. Как выяснилось, номер ей дала мама — сенатор от Тывы Людмила Нарусова.

В автосалонах, торгующих крутыми иномарками, номера с триколорами предлагали в комплекте с машиной за 40 — 50 тысяч баксов. Очень скоро в Интернете стали предлагать «клоны» номеров с флагами — «всего» за 4 — 7 тысяч долларов.

— Даже если инспектор решался остановить такой автомобиль и факт подделки выплывал наружу, водителя штрафовали на смешную сумму: 500 — 800 рублей, — рассказали «Комсомолке» в ГИБДД столицы.
Доходило до смешного. Весной 2004 года ГИБДД России объявила в розыск 54 автомобиля с вполне настоящими федеральными номерами. Все они числились за… депутатами Госдумы прошлого созыва. Думцы отсидели свой срок, но номера не сдали! А как сдашь, если номер продан?!
- Нет блатным номерам! — заявила в прошлом году думская фракция «Единой России».
«Медведи» продавили решение Госдумы об отказе депутатов от номеров с триколорами. И депутатам вручили обычные номера. Правда, почему-то одной серии: Е***РЕ.
«Синька» за 40 тысяч долларов в год

Госномера синего цвета, по идее, могут стоять только на машинах МВД. Такой госномер — «охранная грамота». Ну какой гаишник будет тормозить своего? Да еще и рисковать: вдруг из машины большой человек выйдет? Без погон и работы остаться можно! Вот чудо-«синьку» и начали сдавать в аренду! По документам все тип-топ. Бизнесмен заключает договор с вневедомственной охраной на охрану его драгоценностей, которые перевозятся в его, бизнесмена, джипе. На бумаге он дарит охране свою иномарку, она переходит на баланс МВД и, разумеется, получает синие номера. С синими московскими номерами приятно ездить по провинции и видеть, как на постах ГАИ отдают честь. Тарифы на такую радость, по слухам, колебались от 20 до 40 тысяч долларов в год. Но…

В мае 2006 года министр МВД Рашид Нургалиев решил бороться с «излишками» спецномеров. «Синьку» сняли аж с 35 тысяч машин, не имеющих отношения к оперативной работе! Но вот прикол: обычные белые номера, которые выдали вместо синих, оказались, как и в случае с депутатами, не очень обычными. В Москве они заканчивались одинаково: КР177. И тоже стали считаться блатными! Гаишники наметанным взглядом стали определять своих и смотрели тепло…
Битва с мигалками

В середине 90-х годов ездил с мигалкой, похоже, каждый уважающий себя московский бизнесмен! В 2006 году в России было только официально зарегистрированных более 7,5 тысячи авто с мигалками (из них в Москве — около двух тысяч!), закрепленных за чиновниками. Разрешения на мигалки активно продавались. Госномер с флагом, мигалку и поддельное разрешение на эти понты можно было купить за 30 — 50 тысяч долларов. Мэр Москвы Лужков неоднократно ругался, мол, мигалок немерено! — и в мае 2006 года велел чиновникам своего правительства отказаться от маячков. Мигалку он оставил только себе, трем своим замам и главе Мосгордумы.

Конец «мигающей халяве» положил тот же глава МВД Нургалиев. С его подачи мигалки убрали аж с 6,5 тысячи чиновничьих авто. Официально у госслужащих остались только 977 мигалок. Но и те у бедных чиновников пытались отобрать! В январе этого года Госдума рассматривала законопроект, по которому число «маячков» сократилось бы до восьми (на авто президента, премьера и других высших чиновников). Закон не прошел. Мол, 977 — это немного. В итоге с мигалками ездят и губернаторы, и правительство, и спецслужбы
Спецпропусками в Кремль торговали в Южном порту

Отличное средство от гаишников — спецпропуск на лобовом стекле. Особенно если это спецпропуск в Кремль за подписью президента. Еще совсем недавно подобные пропуска были… в свободной продаже. Ими торговали, например, на столичном авторынке в Южном порту. Цена фальшивого комплекта, состоящего из спецпропуска, синего номера и удостоверения сотрудника МВД, доходила до 200 тысяч долларов! К комплекту прилагалась инструкция по применению. В ней, например, при общении с гаишниками и иными спецслужбами рекомендовалось «при любых обстоятельствах иметь достойный внешний вид и не включать фактор распальцовки, который уже вышел из моды». Документы и инструкции изготавливали… офицеры МВД! Шестеро из 20 подозреваемых получили сроки, но машины со спецпропусками лихачат на дорогах по-прежнему. И никто не даст гарантии, что пропуска — настоящие.

Кто есть ху на дороге?

Номер (серия)   

Кому принадлежат                 

Сколько стоят

Е…КХ99 Федеральная служба охраны (ФСО) Купить практически невозможно, да и незачем, ведь машина автоматически ставится на баланс ФСО
Е…РЕ177 Госдума В продаже пока не появились
М…МР77 МВД и богатые частники 5 — 8
О…ОО77(99) Изначально — разным силовым ведомствам, сейчас — богатым частным лицам 4 — 5
С…СС77(99) Спецслужбы и частные лица 3 — 4
А…МО77(99) Власти Москвы и приближенные к ним бизнесмены 4 — 5
Х…КХ77 Спецслужбы 8 — 10
А…АА77(99) Просто престижные номера, их любят крупные бизнесмены 4 — 5
К…КК77 В основной массе принадлежат частникам. Их особенно любят владельцы «Гелендвагенов» 2 — 3
А…ОО77 Управление делами Президента РФ Не продаются
А…МО50 Почти все принадлежат госструктурам Московской области 3 — 4





© «Комсомольская правда», 24.01.2008

Облако тегов