Новые русские

23 июня, 2006 - 14:45
52 0

Среди крупных мировых автопроизводителей практически не осталось компаний, которые не производят или не собираются производить автомобили в России. В Москве собирают машины Renault, в Питере - Ford, в Таганроге - Hyundai, а в Калининграде - BMW, Chery и с десяток моделей General Motors разных брэндов.

Во вторник о своих планах по постройке российских заводов объявили еще две компании - Nissan и General Motors. Nissan пока лишь подписал соответствующее соглашение с Минэкономразвития, а GM уже заложил первый "камень" здания нового завода.

Детройт в Шушарах

29 мая в МЭРТ были подписаны два соглашения о строительстве сборочных заводов - с компаниями Volkswagen и с General Motors. Немцы сразу же подготовили подробный пресс-релиз и рассказали журналистам что, где и когда они собираются выпускать. Представители General Motors в отличие от своих конкурентов, решили подождать с разглашением подробностей до церемонии закладки первого "камня" нового завода - она прошла на окраине Питера, в промзоне Шушары во вторник 13 июня.

"Камнем" стала мраморная табличка со словами "Ground-Breaking Ceremony", а закладывали этот "камень" президент GM Ричард Вэгонир и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Кроме них, на церемонии присутствовали глава GM-Europe Карл Петер Форстер, посол США в России Уильям Бернс, вице-премьер РФ Дмитрий Медведев и полпред президента в СЗФО Илья Клебанов.

GM, который собирается вложить в создание производства 115 миллионов долларов, петербуржцы называют стратегическим инвестором. Американцы тоже высказали представителям местной и федеральной властей немало комплиментов и заявили, что вместе со своими конкурентами намерены превратить Северную Столицу в "русский Детройт". Впрочем, завод GM не станет в этом регионе самым крупным автосборочным предприятием - начав работу в конце 2008-начале 2009 года, он будет выпускать около 25 тысяч машин ежегодно и даст городу 700 рабочих мест.

Интересно, что с сентября текущего года в Петербурге GM откроет еще одно производстство - временное. Там будут выпускать машины методом крупноузловой сборки. General Motors этот проект в первую очередь нужен, чтобы набрать и обучить людей для работы на основном производстве - в Шушарах. Как только новый завод откроют, временное производство будет свернуто, и машины станут выпускать в Шушарах по полному циклу - со сваркой и окраской кузовов.

"Каптива" - превыше всего!

Основную ставку GM в России делает на вседорожник Chevrolet Captiva. Именно его будут производить на "временном" заводе по технологии крупноузловой сборки с осени текущего года, и он же станет главной моделью нового предприятия в промозоне "Шушары". Помимо "Каптивы", GM планирует собирать на мощностях питерского завода некий "компактный седан". Пока, отметил Карл-Петер Форстер, конкретная модель и даже брэнд не выбраны.

Интересно, что выпуск подобной машины по полному циклу - с окраской и сваркой - "джиэмовцы" анонсировали еще два месяца назад. Правда тогда речь шла о производстве на мощностях калининградского "Автотора", а планы строительства собственного завода отрицались.

Сейчас, когда заложен первый "камень" собственного завода, GM, американцы не собираются отказываться от совместного проекта с "Атотором" - Карл-Петер Форстер заявил, что российский рынок активно растет и вполне способен "переварить" и питерскую, и калининградскую, и тольяттинскую продукцию. Что касается модельного ряда, то в GM что отметили лишь тот факт, что гамма выпускаемых на разных заводах машин пересекаться не будет.

"Каптива", которая станет основной моделью питерского завода, будет позиционироваться как машина, которая чуть больше, мощнее и дороже, чем Chevrolet Niva - продукт СП "GM-АвтоВАЗ". Кстати, руководители GM в очередной раз опровергли слухи о скором "разводе" с тольяттинскими партнерами. Точнее, было сказано, что все варианты событий возможны, однако в планах компании - дальнейшая совместная работа с АвтоВАЗом.
Второй стратегический

В то время, как Валентина Матвиенко и руководители GM закладывали "камень", на Васильевском острове в Петербурге решилась судьба еще одного сборочного предприятия - завода Nissan. Соглашение о создании такого производства во вторник подписали президент Renault-Nissan Карлос Гон и министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Днем позже, в среду 14 июня, Карлос Гон прилетел в Москву и обсудил будущее еще одного "подшефного" завода - предприятия "Автофрамос" - со столичным мэром Юрием Лужковым. После всех переговоров Гон встретился с журналистами, где рассказал о целях и результатах своего визита, а также ответил на вопросы собравшихся.

Главная цель приезда Карлоса Гона в Россию - это подписание вышеуказанного соглашения с министерством экономического развития и торговли. Завод Nissan, который будет работать в рамках этого соглашения, построят в Петербурге к 2008 году. Его создание обойдется японской компании в 200 миллионов долларов, что даст региону более 700 рабочих мест и позволит выпускать 50 тысяч машин ежегодно. Какие именно модели будет выпускать завод Nissan - пока не известно. Скорее всего, это будет один вседорожник, и одна легковая машина.

Интересно, что в отличие от российского отделения Renault - АО "Автофрамос", которое занимается как производством Logan, так и продажей всех машин марки, "Ниссаном" будут заниматься две отдельные компании. Одна сосредоточится на создании завода и управлении им, а другая будет работать над продвижением машин на рынке. Координировать эту деятельность должна команда менеджеров, которые прибудут в Россию из Японии.

Что касается московского завода Renault, то в среду Карлос Гон обсуждал его будущее со своим главным партнером - правительством столицы. До встречи Гона с Лужковым в лентах новостных агентств появлялись сообщения о том, что на переговорах будет обсуждаться возможность увеличения объема выпуска "Логанов" в два раза - до 120 тысяч в год. Однако, как рассказал президент Renault, производство вырастет значительно меньше - до 80 тысяч. Тем не менее, учитывая скорый запуск завода Nissan в Питере, французско-японский альянс станет крупнейшим из всех "иностранных" российских автопроизводителей. Чтобы сделать производство наиболее эффективным, работа предприятий в Москве и Петербурге будет максимально скоординирована.

Естественно, журналисты попросили Карлоса Гона прокомментировать слухи о возможном партнерстве Renault с АвтоВАЗом, а также об использовании простаивающей территории завода АЗЛК. Отвечая на первый вопрос, Гон подтвердил, что группа специалистов Renault была направлена на АвтоВАЗ для поиска возможных направлений сотрудничества. Однако никаких конкретных решений пока не принято.

Говоря о "простаивающей" территории АЗЛК, Гон заявил, что не может планировать ее использование хотя бы потому, что она не принадлежит Renault. Сейчас главная задача Renault - нарастить выпуск "Логанов", а затем можно будет думать о расширении модельной гаммы и производстве комплектующих. Естественно, территория "Москвича", которая находится по соседству с "Автофрамосом", пришлась бы кстати для выполнения этих задач.

Еще одна тема, которую затронул на пресс-конференции Карлос Гон - это локализация производства в России. Сейчас, по словам президента Renault, в стране есть немало поставщиков, которые способны выпускать качественные товары. Однако, как это ни парадоксально, порой завозить комплектующие из-за рубежа оказывается быстрей и дешевле, чем производить их здесь. Тем не менее, компания Renault ищет и продолжит искать отечественных поставщиков - в будущем они пригодятся не только предприятию "Автофрамос", но и питерскому заводу Nissan. Причем локализация производства необходима не только по условиям соглашения с правительством РФ, но и в целом - налаживать контакты с местными предприятиями необходимо любому производителю, который собирается "оставаться" в России надолго.

Уже после встречи, отвечая на "неофициальные" вопросы, президент Renault рассказал чуть ли не самое интересное - он оценил снижение себестоимости машин при переносе их выпуска в Россию. По его словам, по сравнению с Западной Европой, в нашей стране можно сделать автомобиль дешевле на 25 процентов. Но, только при условии грамотного управления бизнесом. Без него, несмотря на все преимущества нашей страны, российская машина может оказаться дороже собранной во Франции. Чтобы этого не случилось, сказал Карлос Гон, нужно много работать. И ушел.

Дмитрий Ларченко

По информации www.lenta.ru

Облако тегов