Лицензия на ДТП

25 апреля, 2006 - 12:58
35 0

Лицензия на ДТППо существу, водители получают ее вместе с «мигалками» и спецномерами

Если отвлечься от чиновничьих резонов, разрешение некоторым гражданам проезжать на красный свет и мчаться по встречной полосе движения является абсурдным. Уже не говоря о том, что они подвергают риску не только себя, но также ни в чем не повинных людей. Поэтому в цивилизованных странах преимуществом на дорогах пользуются лишь те, кто спешит на помощь — пожарные, спасатели, медики, полицейские. Лимузины глав государств, если те торопятся, непременно сопровождает кортеж. У нас же автомобилей с проблесковыми маячками и специальными номерными знаками, с сиренами и «крякалками», при виде которых инспектора ГИБДД томно опускают глаза, развелось столько, что ситуация на дорогах напоминает именно театр абсурда. Причем абсурда страшного, с кровавыми эпизодами. Свежий пример — «дело Щербинского» (подробности читайте на стр.6), которое дало новый толчок борьбе с привилегиями. Вся беда, однако, в том, что возмущено большинство, этими самыми привилегиями не наделенное, а конкретные решения принимает меньшинство, ими как раз обладающее.

Иногда они реагируют

Представьте: вы наняли водителя, а он начал распоряжаться вашей машиной, как своей собственной, лишь изредка оказывая вам мелкие услуги, чтобы особенно не ворчали. Конечно, вы такого не допустите, немедленно уволив наглеца, причем без выходного пособия. То есть, на производственно-бытовом уровне конфликты интересов подобного рода решаются быстро и просто. В масштабах огромной страны — долго и сложно. Избранники и назначенцы — те же наемные работники, простите за банальность, которым мы с вами, уважаемый читатель, платим деньги, а не наоборот. Но они немедленно и великолепно устраиваются, по советской традиции чувствуя себя истинными хозяевами жизни, и выдумывают такие правила, при которых почти никогда не оказываются вне игры. Если только не начинают себя вести уж совершенно бессовестным образом (а такое обязательно происходит), как в случае с тем же Олегом Щербинским. Одном из множества случаев, подчеркнем, просто в силу известных обстоятельств получившим широкий общественный резонанс. Тут уж они вынуждены как-то реагировать.

Первыми засуетились, конечно же, депутаты. Оговоримся: наши народные избранники люди разные, и преследуют вовсе не одинаковые цели. Кто-то искренне переживает за людей и за страну, кто-то использует любой повод для очередной PR-компании. Но, обратим внимание, никто из них, даже самые радикально настроенные думцы, не осмеливается покуситься на то, чтобы вовсе отменить привилегии власть имущих.

В последние несколько месяцев в Думе обсудили пять законопроектов, ограничивающих выдачу спецсигналов российской правящей элите. Ни один из них не прошел. Видимо, потому, что и сами депутаты не безгрешны, и разделять участь простых смертных, мающихся в пробках, не хотят. Вообще, эпопея с ограничением количества (даже не с отменой) «мигалок» и спецномеров на дорогах страны давно напоминает сказку про белого бычка. Каждый месяц кто-то из депутатов Госдумы выступает с подобной инициативой, и всякий раз законопроект не доходит до логического конца.

В феврале депутат Виктор Похмелкин, самый рьяный борец за равенство на дорогах, предложил записать в Правилах дорожного движения перечень специальных служб, принадлежность к которым давала бы автомобилю преимущество на дороге. К числу таких автомобилей в его проекте отнесены лишь машины «скорой помощи», пожарников, милиции и спасателей. При этом Похмелкин предложил полностью отказаться от установки специальных устройств, «распугивающих» других участников движения и милиционеров, на номенклатурные автомобили, включая средство передвижения главы государства.

PR не вреден

Фракции КПРФ, «Родина» и ряд независимых парламентариев предложили запретить использование автомобильных спецномеров с триколором, и оставить «мигалки» помимо оперативных служб только нескольким десяткам чиновников. В этот список вошли автомобили президента, главы правительства, председателей Совета Федерации и Госдумы, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и Генерального прокурора.

Одновременно свое мнение по спецсигналам высказали депутаты Рыжков, Зубов, Насташевский и Ермолин. Они предложили законодательно закрепить перечень автовладельцев и спецслужб, имеющих право на спецсигналы. Вот только перечень этот намного длиннее, чем у «радикалов» из «Родины». Самое интересное, что к тому времени в Думе уже два месяца лежал законопроект депутатов Лебедева и Самошина, которым предполагалось максимально ограничить установку спецсигналов и особых государственных регистрационных знаков на машины чиновников.

Складывается впечатление, что про «мигалки» вспоминают всякий раз, когда надо «набрать очки» в среде автомобилистов. Ведь всем известно, как не любят в народе черные лимузины со спецномерами и сигналами. Ранее, к слову, аналогичная история развивалась в связи с законопроектом о снижении тарифов ОСАГО. Раз в два месяца это, в общем-то, заведомо непроходное предложение выносилось на обсуждение. В прессе поднималась шумиха, чего и требовалось. После обсуждения в Думе и окрика из правительства законопроект в очередной раз снимался с повестки дня. А информационный шлейф оставался.

Даешь «золотую тысячу»!

В конце марта группа предприимчивых депутатов-единороссов в очередной раз обратились к теме «мигалок». С экранов телевизоров, со страниц газет и в радиоэфире депутаты Плигин, Москалец и Мединский гневно клеймили беспредел, который творится с выдачей спецсигналов «кому попало». А появление законопроекта объясняли заботой об автомобилистах, страдающих в пробках, в то время как привилегированные автомобили проносятся мимо. Они решили ограничить число спецномеров (государственных регистрационных номеров с триколором вместо номера региона) «золотой тысячей». На все 88 субъектов Российской Федерации, то есть, примерно по 11 на субъект. Надо полагать, в Москве их останется чуть более сотни. Лишатся права как-то выделить свой автомобиль сами депутаты, многочисленная братия чиновников и помощников президента. Совсем же отказаться от спецномеров, оказывается, никак нельзя. А ну инспектор «по ошибке» штраф выпишет за нарушение правил?

Проблесковые маячки предлагают оставить лишь оперативным службам, что само по себе не ново, да еще первым лицам государства, к которым, помимо президента, председателей палат Федерального собрания и главы правительства, почему-то приписали его первых замов. Одновременно предлагается пакет поправок в КоАП, коим еще более усиливаются санкции против водителей, незаконно использующих «мигалки» и звуковые сигналы. Последний раз такие поправки принимались в 2005 году, когда за незаконную установку нештатных световых приборов был установлен штраф до 25 МРОТ (2500 рублей) или наказание в виде лишения «прав» на срок до полутора лет.

Особо оговариваются случаи, когда можно перекрывать дорогу для проезда высокопоставленного кортежа. Предполагается, что подобное уважение автомобилистам придется оказывать лишь главе государства и иностранным гостям такого же ранга. Думаю, многим из них подобная честь будет в диковинку. Скажем, в Европе они определенно не привыкли к такому чинопочитанию.

Бесценная привилегия

Именно так оценивают «джентльменский набор» — «мигалка-крякалка» — тысячи российских силовиков, депутатов и чиновников. Понятно желание думцев приложить свою руку к списку счастливчиков, имеющих право на беспрепятственный проезд по улицам российских городов. Сегодня этот вопрос относится к ведению правительства. Именно оно своим постановлением № 482 от 17 сентября 2004 года определяет, кому давать «набор», а кому отказать.

Так, в приложении 1 к этому постановлению перечислены все спецслужбы, автомобили которых имеют право на проезд с ветерком. Список этот, в общем, не вызывает особых нареканий. Хотя представители наркоконтроля, службы спецсвязи, Гохрана или судебные приставы могут, пожалуй, и обойтись.

Гораздо интереснее читать приложение IV. Список прочих чиновников, имеющих право на автомобиль со спецсигналом, занимает полторы печатных страницы убористым шрифтом. В нем, помимо президента, значатся его помощники, советники, руководитель президентской администрации и заместители руководителя, начальники управлений и руководитель протокола, управляющий делами и прочие должностные лица президентской администрации числом более 20 человек. Есть там и председатель Центробанка, ЦИКа, главы Роскосмоса, Росатома, Спецстроя и прочих «спецслужб», всех не перечесть. Привилегии на дорогах положены также главам ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги».

А список лиц, которым положены номера с триколором, и вовсе читается как фельетон. Зачем понадобились спецномера гендиректору информагентства ИТАР-ТАСС, или телеканала ВГТРК? Наверное, чтобы не опоздать к месту событий чрезвычайной важности и организовать оттуда горячий репортаж. А Патриарху Московскому и всея Руси? К лицу ли батюшке суетиться? Равно как и Верховному муфтию, председателю Совета муфтиев России, главному раввину России и главе Буддийской традиционной сангхи России (про последнего, к слову, вспомнили только год назад — решение по автомобилю для главного российского буддиста было принято лишь постановлением от 29.01.2005 г). Наверное, так у нас в стране понимается понятие политкорректность.

А есть еще мошенники

Зачем нужны «мигалки» спецслужбам, все понимают, и никто не отказывает им в праве спешить к месту происшествия, нарушая некоторые правила, как это прописано в ПДД. Зачем они чиновникам, тоже все знают — объезжать пробки. Правила дорожного движения требуют «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Кодекс об административных правонарушениях, в свою очередь, строго карает за «непредоставление преимущества в движении» такому автомобилю. Штраф за это прегрешение достигает трех МРОТ (300 рублей). Еще дороже обойдется незадачливому автомобилисту встреча с кортежем, сопровождаемым спецмашинами — за это следует не только штраф до 5 МРОТ (500 рублей), можно поплатиться и водительским удостоверением на срок от одного до трех месяцев.

Но зачем нужны привилегированным лицам особые государственные регистрационные номера, не сможет внятно объяснить ни один представитель Госавтоинспекции. Видимо, чтобы инспекторы узнавали своих, и не останавливали их за нарушение правил. Однако пока такое положение вещей на руку только мошенникам. Каждый год инспекторы ГИБДД отлавливают сотни автовладельцев с фальшивыми регистрационными номерами с триколором. Выходит, не всегда они позволяют владельцу беспрепятственно миновать кордоны милиции. Не всегда, но — как правило. А заодно объезжать пробки, если дополнить их нехитрым приспособлением под капотом, имитирующим проблесковый маячок и спецсигнал милицейского автомобиля. Кроме того, безнаказанность позволяет водителям автомобилей, оборудованных спецсигналами, без последствий нарушать правила, ухудшая тем самым аварийную обстановку на дорогах. Полная статистика аварийных случаев, произошедших по вине спецавтомобилей, такая же тайна, как месторасположение ракетных шахт.

Оглядываясь на просвещенную Европу, принято вспоминать, что там чиновники вообще обходятся без спецмашин и «мигалок». Если высокопоставленное лицо действительно куда-то торопится, к нему всегда можно приставить кортеж из автомобилей, которые с «мигалкой» и узнаваемым в любой стране полицейским воем с ветерком доставят его в пункт назначения. Благо, такая оказия случается нечасто. Более того, в Европе и машинам спецслужб запрещено без надобности разъезжать с включенным проблесковым маячком. И за соблюдением этого требования строго следят диспетчерские службы и органы внутренней безопасности.

Возможно ли такое в России? Разве что в отдаленной перспективе. Пока мы никак не можем принять хотя бы закон, регулирующий выдачу «мигалок». Напомним, в Думе лежат уже пять законопроектов на эту тему. Еще пару месяцев назад мы бы сказали, что ни у одного из них нет перспектив, поскольку большинство в Думе имеет партия власти. Той самой власти, которая не заинтересована в изменении нынешнего положения с привилегиями для чиновников на дорогах. Порассуждать о необходимости укрепления безопасности на трассах и снижения аварийности — это, пожалуйста. Поступиться для пользы дела собственными привилегиями — никогда!

Вот только сегодня ситуация изменилась. Машин на российских дорогах с каждым днем становится все больше, пробки в больших городах принимают угрожающий характер, и обстановка все более накаляется. Сегодня лимузины с триколором и подмигиванием на крыше еще пропускают, но с явным раздражением, готовым вылиться в открытую агрессию. Чтобы в этом убедиться, не нужно даже лезть в гущу московских заторов. А депутаты, они ведь чуют, куда ветер дует…

Показательно, что последняя законодательная инициатива исходит от партии «Единая Россия», а значит, имеет все шансы на прохождение в Думе. Правильно, пар следует выпускать вовремя, чтобы хоть на время отложить взрыв. Новый законопроект думцы намерены рассмотреть 6 апреля, когда этот номер «АИ» уже будет в продаже. Предложение единороссов ликвидирует привилегии «второстепенных» чиновников, сокращает количество «мигалок». В то же время, сохраняет спецномера.

Конфликт исчерпан? Это едва ли…

Михаил Белов, Олег Осипов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов