Апрель простоять, да май продержаться…

10 мая, 2006 - 15:19
119 0

10050605.jpgЦены на бензин продолжат расти, несмотря на «административное сдерживание»

Премьер-министр Михаил Фрадков снова попросил топливных монополистов «заморозить» цены на нефтепродукты на время весенней пахоты. Нефтяные компании утверждают, что «замораживать» нечего: все договоры с агропромышленным комплексом были подписаны еще прошлой осенью, а посему увеличение спроса на бензин со стороны селян никак не связано с повышением розничных цен на АЗС. По мнению нефтяников, топливо на внутреннем рынке дорожает из-за того, что налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина привязаны к мировым ценам на нефть. Впрочем, это не единственная причина. Скоро бензин станет дорожать просто потому, что его будет не хватать. Нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в стране не прибавляется, а спрос на горючее растет с каждым годом.

Рынок — не рынок

Сегодня у государства есть лишь одна возможность влиять на цены. Зато проверенная и безотказная — административный ресурс. Никаких других, рыночных, рычагов влияния на ситуацию с топливом у властей нет. Потому что сектор этот в России нерыночный. В большинстве регионов производством и дистрибуцией моторного топлива заправляют монополисты. А как на них можно повлиять, кроме как погрозив кулаком из Кремля?

В конце марта руководители крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) собрались на совещание у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. На нем стороны в очередной раз договорились: не повышать цены на горюче-смазочные материалы в период весенних полевых работ. Чуть позднее сам глава правительства потребовал от руководства ВИНКов обеспечить контроль за «соблюдением мер по удержанию цен на рынке нефтепродуктов».

После совещания монополисты остались в некотором смущении. Дело в том, что весенние полевые работы, как, впрочем, и летне-осенние по мнению специалистов никакого отношения к росту цен на топливо не имеют. На заседании у Виктора Христенко речь шла о «замораживании» цен на ГСМ, используемые в сельском хозяйстве. Это солярка и бензин АИ-80 — ни тракторы, ни грузовики АИ-92 и АИ-95 не используют. Однако в настоящее время никто из сельхозпроизводителей не заключает контрактов на поставку нефтепродуктов: они были подписаны полгода назад. Причем предусматривали более низкие цены, действовавшие на тот момент, и отсрочки платежей. По сути, за потребленное топливо крестьяне расплатятся только осенью, когда соберут и продадут урожай. Так поступают все грамотные хозяйства. А скачки цен на некоторых АЗС связаны с тем, что владельцы сетей, пользуясь поводом, искусственно их завышают. Единственный вид топлива, на который цены действительно могут подняться из-за роста спроса со стороны селян — дизельное.

От чего же зависят цифры на ценниках автозаправочных комплексов?

— На рост розничных цен на внутреннем рынке влияет множество факторов, — заявил корреспонденту «АИ» Дмитрий Долгов, пресс-секретарь компании ЛУКОЙЛ. — Дело в том, что наш рынок слишком уж «привязан» к мировым ценам на нефть: растут цены на нем — растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Чтобы реально снизить цены на внутреннем рынке, правительству можно было бы или его снизить, или же изменить механизм его взимания. Например, продаешь нефть за границу — платишь по максимуму, используешь ее на внутреннем рынке — по минимуму.

Еще один фактор — рост сезонного спроса. Сейчас весна, и автолюбители начали ездить чаще и больше. Кроме того, к ним присоединились те, кто не использовал свой автомобиль зимой. Спрос вырос. А повышенный спрос, как известно, в соответствии с законами рынка способствует росту цен. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и заметный рост тарифов на услуги естественных монополий — электроэнергию, железнодорожные перевозки, трубопроводный транспорт, крупными потребителями которых являются нефтяники.

— Чего, в таком случае, ждать автомобилистам? Цены на бензин продолжат свой рост?

— Цены растут постоянно, с этим ничего не поделаешь. По мнению наших аналитиков, к концу года литр «народного» АИ-92 может приблизиться к отметке 19-20 рублей за литр. Но, скорее всего, ее не перешагнет. Чего нельзя сказать об АИ-95.

— Насколько государственное администрирование может повлиять на сдерживание роста цен на топливо внутри страны?

— Наглядный пример — Украина. После того, как Юлия Тимошенко ввела государственное регулирование цен на АЗС, возник топливный кризис: переработка нефти стала нерентабельной. И лишь когда президент Виктор Ющенко госрегулирование отменил, ситуация нормализовалась. Рынок есть рынок: он сам себя регулирует.

Нужны новые правила

Нефтяные компании давно ждут, когда правительство отменит привязку НДПИ к мировым котировкам на черное золото. Сегодня, чем дороже нефть, тем больше налогов платит нефтяная компания, тем больше у нее оснований «задирать» цены на бензин на внутреннем рынке. Действие фиксированной ставки НДПИ для нефтяников заканчивается 31 декабря 2006 года. Ей на смену с 2007 года придет адвалорная ставка (устанавливается в процентах от стоимости добытого сырья), которая уже действует для всех полезных ископаемых, кроме нефти. Соответствующий закон «Об изменении налога на добычу полезных ископаемых» уже согласован всеми заинтересованными ведомствами, и в апреле, как ожидается, будет направлен правительством в Госдуму. Замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов считает, что это самая действенная мера правительства по стабилизации цен на бензин.

Новые правила предполагают введение налоговых каникул (применение нулевой ставки НДПИ) для новых месторождений, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (Саха-Якутия), Иркутской области, Красноярском крае, Тимано-Печерской нефтегазовой провинции (Ненецкий автономный округ) и на континентальном шельфе. Кроме того, будет снижена ставка НДПИ для месторождений, выработанных на 80%. «Срок действия налоговых каникул при освоении новых месторождений предполагается установить на 10-15 лет, а не на 7 лет, как предполагалось ранее, — говорится в этой связи в аналитической записке экспертов Внешторгбанка. — Десятилетний срок будет применяться с момента выдачи эксплуатационной лицензии, а 15-ти летний — с момента выдачи лицензии на разведку и добычу нефти».

В настоящее время не определены лишь тонкости администрирования налога после введения изменений. Обсуждаются также условия, при которых действие льгот может быть прекращено. Не исключено, что льготы по НДПИ не будут предоставляться в случае, если разрабатываемое месторождение окажется «слишком эффективным». Скорее всего, введение этих изменений приведет к снижению доходов бюджета от НДПИ. По расчетам МЭРТ, бюджет России в случае принятия законопроекта будет терять около 50 — 70 млрд рублей в год. Поэтому обсуждается приемлемая для бюджета величина снижения. «Введение этих поправок будет выгодно для Татнефти и Башнефти, — считают во Внешторгбанке. — Для компаний с менее выработанными месторождениями, таких как ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и Сибнефть, эффект от введения закона пока неясен и будет зависеть от его окончательной редакции». Однако в целом изменение правил взимания НДПИ выгодно нефтяникам, поскольку выработанные скважины рентабельны только при высоких ценах на нефть. Но если нефть дешевеет, добыча становится невыгодной.

Законодателей поторапливают и нефтяники, и МЭРТ, и президент РФ: «Надеюсь, уже в ближайшие месяцы Дума примет законы и по НДПИ, и по новым правилам использования недр». В свою очередь, это придало уверенности главе МЭРТ Герману Грефу: «Критически важным является введение дифференциации НДПИ уже с 2007 года. Ни в коем случае нельзя откладывать, и так уже опоздали с этим решением».

Кроме фиксированного НДПИ нефтяники сетуют на высокие экспортные пошлины. Но в этом с ними сложно согласиться. Действительно, пошлина на экспорт нефтепродуктов высока. С 1 апреля она составила $186,4 за тонну нефти. На практике пошлина изымает из оборота компаний лишь сверхдоходы, полученные от продажи нефти на мировом рынке по нынешним заоблачным ценам. В конце концов, экспорт не должен являться самоцелью для нефтяной отрасли, когда под боком огромный, потенциально высокодоходный внутренний рынок.

Тяжелое наследство

Однако настолько ли проста ситуация, как ее хотят представить нефтяники? Неужели со снижением одной из составляющих налогового бремени НК добровольно откажутся от части прибыли лишь для того, чтобы угодить российским потребителям? Верится с трудом. Да и предпосылок к тому немного. Введение дифференцированного налога, по мнению экспертов, поможет лишь затормозить рост внутренних цен на ГСМ. Отечественный топливный рынок по-прежнему монополизирован сверх всякой меры — и это основная причина нелогичного ценообразования. Нефтедобывающая страна, нефти море, а по ценам на бензин скоро догоним Европу.

— У нас нет реального нефтяного рынка, а есть сильно монополизированная система нефтепродуктообеспечения, — полагает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — А монополиями, как известно, можно управлять только директивно, «сверху». Если бы в России существовал развитый и конкурентный топливный рынок, то он, в основном, сам бы себя регулировал. Вот тогда бы помогли государственные рычаги влияния через регулирование спроса, налоги, пошлины или преференции. Пока же можно рассчитывать только на грозящий палец правительства.

Однако и монополизм — не единственная беда. Пройдет всего пару лет, и Россия столкнется с банальной нехваткой топлива. По экспертным оценкам, к 2015 году автопарк увеличится на 40,4% и составит 44,3 млн автомобилей. А новые мощности по производству моторного топлива почти не строятся. В периоды пикового потребления нехватка ощущается уже сегодня, особенно в сегменте качественного высокооктанового бензина. Значительную его часть мы вынуждены импортировать. Российские НПЗ просто технически не в состоянии выпускать столько высокооктанового бензина, сколько требует рынок. 20 из 27 нынешних российских НПЗ устарели морально и технически — шесть из них были пущены в эксплуатацию до войны, еще шесть — построены до 1950 года, и восемь — введены в строй до 1960 года. А с 1992 года в стране вообще не было построено ни одного нового завода.

«В настоящее время нефтепереработка ориентирована на низкокачественную продукцию, структура выпуска соответствует структуре спроса, которая была во времена строительства этих НПЗ в 60-е годы», — заявил Виктор Христенко на первом заседании правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы. По оценкам Минпромэнерго, средний выход светлых нефтепродуктов в совокупности не превышает 55%, глубина нефтепереработки в 2005 году составила 71,3%. Этот показатель на российских НПЗ в среднем в 1,3 раза ниже, чем в США и Западной Европе. Доля углубляющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, по России составляет всего лишь 20,3% против 73,3% в США, 42,9% — в Западной Европе и 32,6% — в Японии. В результате российские НПЗ из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина, а в США — свыше 450 литров.

Понятно, что с таким наследством скоро будет бесполезно давить на нефтяников. Не помогут ни фискальные методы, ни «указующий перст». Поэтому и правительство больше не настаивает на полном изымании «сверхдоходов» из отрасли, не слышно больше и разговоров и о «нефтяной ренте». Сегодня все больше говорят о мерах по выправлению ситуации со стареющим производственным парком топливной отрасли. По мнению Христенко, этому поможет введение жестких экологических стандартов к выбросам автомобильной техники, а также снятие таможенных пошлин на оборудование для нефтепереработки.

Напомним, недавно было подписано постановление Правительства №168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования». Оно вступает в силу с 29 апреля сроком на девять месяцев. Согласно этому постановлению «обнуляются» ввозные пошлины на более чем 700 видов оборудования, в том числе для нефтяной промышленности. По замыслу чиновников, беспошлинный ввоз оборудования для НПЗ позволит нарастить глубокую переработку нефти. А увеличение предложения топлива на рынке, в свою очередь, будет сдерживать рост цен на него. «Государственное стимулирование модернизации НПЗ необходимо, — полагает Дмитрий Долгов. — Например, из одной тонны нефти можно получить на 25-30% больше бензина, чем сегодня. И качество этого бензина будет выше».

Экологические козырь

Однако в запасе у чиновников есть еще несколько козырей, способных изменить ситуацию на топливном рынке к лучшему. Так, Минфин предлагает в ответ на мораторий на повышение цен со стороны нефтяников прекратить индексацию акцизов на нефтепродукты, как минимум на пару лет.

Кроме этого, совсем скоро будет принят технический регламент по качеству топлива. С введением в России европейских стандартов правительство надеется найти управу на производителей фальсифицированного топлива. Чтобы убедиться в том, что бензин у нас «бодяжили» и продолжают «бодяжить», не нужны никакие проверки на заправках. Достаточно взглянуть на статистику. Бензина с октановым числом 80 в России производится больше, чем потребляется, а с октановым числом 95 — наоборот — потребляется больше, чем производится. Кроме того, Россия до сих пор официально импортирует из Китая и Румынии тетраэтилсвинец, основной компонент присадок, с помощью которых 80-й бензин превращают в 95-й. По данным Олега Толкачева, зампреда комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, около трети продающегося в российской столице топлива не соответствует требованиям по качеству (по данным Минпромэнерго — 16%).

До тех пор, пока бензин можно дешево и безнаказанно фальсифицировать с помощью присадок, ни один НПЗ не будет вкладывать средства в обновление производства. У него должны появиться стимулы. Чем и займется правительство одновременно с введением в России стандартов топлива Евро 2 и Евро 4. В частности, предполагается изменить акцизную политику в отношении производителей бензина. В МЭРТ предлагают разделить топливо на экологические классы. Чем выше качество бензина (меньше серы, свинца и других примесей), тем меньше акциз. Сегодня же получается, что весь бензин в России, начиная с АИ-92 и заканчивая АИ-98, облагается одним акцизом — 3629 рублей за тонну.

Все те перемены, на которые сегодня решилась власть, назрели уже давно. Еще больше года назад «АИ» писали обо всех налоговых новациях, технических регламентах и прочих мерах, стимулирующих развитие нефтепереработки в стране. Однако, лишь сегодня, когда ситуация подобралась вплотную к патовой, когда о нехватке бензина на рынке заговорили не только нефтяники, гораздые на всякие страшилки, но и президент, государственная машина начала набирать ход. Что у наших чиновников всегда хорошо получалось — так это грозить кулаком нефтяникам из высокого кремлевского кабинета. Действительно, проще простого — директивно заморозить цены на топливо на квартал, на полгода, на год. Одна беда — еще немного, и не поможет. А то случиться, как на Украине — ввели госрегулирование цен на бензин, а он пропал с бензоколонок. Надеемся до такого абсурда в России, нефтедобывающей стране, дело не дойдет.

Михаил Белов, Дмитрий Семенов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов