Внеплановый краш-тест Citroen Xantia

3 июля, 2006 - 10:56
74 0

Citroen XantiaЖурналист Lenta.ru попал в серьезную аварию - на повороте вылетел с трассы в лес, сбив несколько деревьев. У его машины полностью деформировался кузов, вылетел двигатель с коробкой передач, отломилось колесо. К удивлению и радости всех свидетелей аварии, водитель не только остался жив, но и отделался лишь ушибами и ссадинами. Такая серьезная авария, произошедшая летом, на сухом асфальте, в условиях хорошей видимости и без участия других автомобилей - хороший повод задуматься. Не только для ее непосредственных участников.

Авария

Утром во вторник мы с коллегами попрощались и независимо друг от друга поехали на нескольких машинах из Зеленограда в Москву по Пятницкому шоссе. Герой этого рассказа на своем Citroen Xantia ехал последним, двигаясь примерно со скоростью потока - 90 километров в час. Один из поворотов - под тупым углом, но с довольно малым радиусом - оказался присыпан пылью. 90 километров в час для такого покрытия оказалось слишком много - у машины начался снос передней оси, на который коллега отреагировал торможением. Снос в результате таких действий сменился заносом, который он пытался откорректировать поворотом руля. Из-за недостатка водительского опыта вместо стабилизации машины он спровоцировал занос в другую сторону - уже намного большей амплитуды, потом еще один занос, и в результате машина вылетела с трассы. Передней частью "Ксантия" снесла три дерева, развернулась на 180 градусов и повалила еще одну ель в результате бокового удара, затем подлетела и ударилась в дерево крышей. Двигатель, коробка передач, радиаторы, аккумулятор и все остальное содержимое подкапотного пространства разлетелись на несколько метров. Оторвалось заднее колесо, сломалась пополам задняя дверь, сработали подушки безопасности.

Как рассказывал потом пострадавший коллега, при виде валящихся на него десятиметровых елей он попрощался с жизнью. Однако потом неожиданно для себя понял, что еще жив, открыл глаза и вслух произнес: "И это все?".
Последствия

Увидев в зеркале заднего вида падающие сосны и подлетающий вверх "Ситроен", мы остановились и сдали назад. Больше из свидетелей аварии не остановился никто. К счастью, у "Ксантии" удалось открыть переднюю пассажирскую дверь. Удостоверившись, что коллега цел, не зажат и может шевелить руками и ногами, мы помогли ему выбраться из машины и принялись вызывать "Скорую помощь".

По телефону 911 наш вызов принять отказались и дали телефон... справочной города Зеленограда. Там мы получили номер местной "скорой" (семизначный!), а в самой "скорой помощи" нам заявили, что 22-й километр Пятницкого шоссе не является их территорией. Предложили перезвонить еще в одну справочную...

Отчаявшись вызвать "скорую", мы решили самостоятельно доставить коллегу в больницу - его состояние допускало такую транспортировку. Однако тут мы заметили проезжавшую мимо машину ДПС и остановили ее, чтобы зафиксировать ДТП. Гаишники тут же порекомендовали нам отказаться от "скорой", "потому что все затянется, а потом еще приедут экологи и будут выписывать штрафы за поваленные деревья".

Примерно час они рисовали схему, составляли справку об аварии и, соответственно, не давали нам отвезти пострадавшего в больницу. Попутно инспекторы предлагали сопутствующие услуги - вызвать эвакуатор с краном-манипулятором за 500 долларов и перекрыть движение на этом участке для обеспечения безопасной погрузки. В конце "спектакля" они попытались задержать у участника ДТП водительское удостоверение. На вопрос "за что?" отвечали - "чтобы задумался". В результате "переговоров" права остались у нас "за бесплатно", и мы отправились в больницу.

В травмпункте выяснилось, что у коллеги нет даже переломов - только ссадины, порезы от стекол и множественные ушибы. "Везунчика" мы отвезли домой, а сами до позднего вечера прождали эвакуатор.
Выводы

Наш коллега выжил только по той причине, что был пристенут. Иначе он рисковал вылететь в одно из выбитых стекол и приземлиться где-нибудь вместе с двигателем, удариться о деформированные стойки или потолок и так далее. Свою роль в спасении водителя также сыграли подушки безопасности.

Citroen Xantia, если ориентироваться на тесты EuroNCAP - не самая безопасная машина. На испытаниях по безопасности лобового удара она заработала лишь две звезды из пяти и показала не лучший результат на боковом краш-тесте. Однако наш "краш-тест" показал, что реальные условия могут заметно отличаться от "лабораторных". И "Ксантия", несмотря на низкий рейтинг, хорошо продумана с точки зрения безопасности.

Во-первых, нам понравилось, как у этого автомобиля устроен моторный отсек. При лобовом ударе (в данном случае в три дерева) лонжероны немного разошлись в стороны, двигатель с коробкой передач сорвало с опор, после чего они не сместились в сторону салона, а свободно упали вниз. Посмотрев на нижнюю часть моторного отсека, мы увидели, что подрамник передней подвески находится практически у перегородки моторного отсека. А под двигателем - пустота. Интересно, что если бы на машине стоял любимый аксессуар российских водителей - защита картера Citroen Xantia, она помешала бы мотору выпасть, и результат аварии был бы совсем другим.

Во-вторых, нас впечатлила жесткость кузова в районе передних стоек. Несмотря на удар огромной силы, который пришелся в переднюю часть водительской двери, крепкий порог, стойка, а также брусья безопасности в дверях сохранили водителю жизненное пространство. Возможно, если бы удар пришелся на центральную стойку, последствия были бы значительно серьезнее.

Наконец, коллеге помогло отсутствие незафиксированных посторонних предметов в салоне. Судя по тому, что его сотовый телефон, лежавший на центральном тоннеле, после аварии оказался далеко в лесу, такие предметы при столкновении получают внушительное ускорение и, перемещаясь, могут серьезно повредить людей, сидящих в машине.

Ну и, конечно, везение...
PS

После таких аварий, когда все остаются живы, хочется шутить. Мы, к примеру, решили, что наш товарищ всю жизнь мечтал стать лесорубом. И чуть не стал им посмертно.

Уважаемые водители, не стоит переоценивать свои водительские навыки. И поверьте, очень глупо прислушиваться к тем, кто утверждает, что пристегиваться бесполезно, и выбирает машину, не учитывая аспекты безопасности.
PPS

Сразу после публикации этого материала несколько читателей обратились к нам с просьбой пояснить, какие ошибки допустил водитель и что ему следовало делать, почувствовав снос передней оси. Мы не считаем корректным давать на страницах Lenta.Ru рекомендации по вождению в экстремальных ситуациях. Этому следует учиться на практике с опытным инструктором. А на дорогах общего пользования к границе своих водительских возможностей лучше не приближаться.

Иван Александров

Облако тегов