«Фокусы» российского рынка

10 августа, 2006 - 15:09
8 0

Ford FocusДешевые модификации Ford Focus исчезают из продажи, а МЭРТ молчит

Опубликовав в прошлом номере «АИ» материал «Ford оставили без льгот», мы, честно говоря, надеялись, что за две — три недели, ну — за месяц возникший между «Форд Мотор Компани» и российскими таможенными службами (читай — правительством РФ) конфликт окажется исчерпанным.

Поскольку преподанный иностранным инвесторам и производителям урок был понят и, надо полагать, усвоен. И потому что дальнейшее противостояние не выгодно решительно никому. Но не тут-то было! Сезон отпусков, знаете ли, летняя истома, тут не до дел… Поэтому мы вынуждены вернуться к теме.

Дилерский мораторий

За время, прошедшее после 16 июня, когда Северо-Западное таможенное управление начало оформление автомобилей всеволожской сборки по полной стоимости, изменилась ситуация в центрах продаж. «Негласно», но дружно дилеры по существу объявили временный мораторий на прием заказов на автомобили в недорогой комплектации. Это первая реакция рынка на отмену таможенных льгот. Ford все еще ждет от правительства ответа на свою заявку о присоединении к режиму промышленной сборки, который предусматривает беспошлинный ввоз большей части компонентов для производства автомобилей в России. Это могло бы помочь компании вернуть конкурентные цены на свои автомобили. По идее, одни льготы должны плавно сменить те, что были отменены, ведь без этого лишается смысла сама государственная политика поддержки автопроизводства в стране. Но до тех пор, пока льготы не вернулись, компании придется выбирать: либо самостоятельно платить за неожиданно возникшую «растаможку», либо перекладывать это бремя на плечи покупателей.

Напомним, что «Форд Мотор Компани» была лишена преференций, предусмотренных режимом свободного таможенного склада, которые позволяли компании держать цены на продукцию своего завода во Всеволожске на автомобили Ford Focus на достаточно низком уровне. Официальная причина — невыполнение условий по локализации производства. О причинах «неожиданной опалы» «Форд Мотор Компани», которые лежат на поверхности, мы уже сказали в прошлой публикации. Возможно, есть и другие, о которых мы можем пока только догадываться, и поэтому говорить не будем. Подробных разъяснений от властей не последовало.

В соответствии с соглашением, подписанным между Ford и Минэкономразвития, компания за пять лет работы должна была добиться увеличения доли российских комплектующих в производстве автомобилей до 50%. А предварительно, через четыре года после открытия предприятия, уровень локализации должен был достичь 40%. Представители компании утверждают, что так оно и произошло. Однако у государства другое видение ситуации. По расчетам Северо-Западного таможенного управления, локализация производства на Всеволожском заводе к середине текущего года составила 35%.

Считали по-разному

Как получилось, что предприятие и власти считали локализацию по-разному, непонятно. Возможно, все дело в том, что Ford сверяет степень локализации с условиями подписанного с правительством в 1998 году договора. Тогда в расчет отечественной «доли» стоимости автомобиля входили затраты компании и на электричество, и на аренду земли, на зарплаты работникам и на рекламу, и даже накладные расходы. Что, в общем, правильно, так принято считать и на Западе. За счет этого можно было списать на «локализацию» до 5-10% от стоимости автомобиля. С точки зрения государства, которое стремится обеспечить рабочими местами российских поставщиков комплектующих (какого качества — это уже второй вопрос), такой подход несправедлив. Но договор-то подписали в далеком 1998 году. Тогда главной задачей считалось заманить иностранцев в разваливающийся отечественный автопром, а на каких условиях — было не так важно. Выходит, тому документу грош цена?

Новое правительственное постановление №166 о режиме промышленной сборки автомобилей в России считает локализацию уже по-новому. Эти условия жестче. Естественно, что МЭРТ стремится причесать всех под одну гребенку, и считать локализацию для всех одинаково. А именно — на долю российских поставщиков приходится только стоимость автокомпонентов отечественного производства. Вот и получается, что по этим условиям локализация у Ford ниже. Официальных комментариев по этому поводу от сторон не добьешься. Ни государство свою хитрость признавать не хочет, ни сам Ford неосторожными заявлениями портить отношения с властями не собирается. Ведь компания сейчас ожидает ответа на свою просьбу о восстановлении льготного таможенного режима.

Лишившись режима свободного таможенного склада, дарованного Ford щедрой рукой президента Ельцина, компания еще надеется вернуть себе льготы. Благо в России работает пресловутый режим промышленной сборки. Так что Ford, подавший в МЭРТ заявку о присоединении к этому режиму, просто сможет поменять одни льготы на другие, как это сделали GM, Toyota и Nissan, и начать пользоваться льготами уже на новых условиях. Если бы это произошло быстро, российские потребители даже и не заметили бы этого таможенного конфликта. А мы бы не стали тратить место в газете на объяснение читателю тонкостей российской таможенной и экономической политики.

Однако ожидание затянулось. «Форд Мотор Компани» поначалу пыталась не придавать значения временным трудностям, самостоятельно внося таможенные платежи. Иными словами, несмотря на то, что себестоимость производства Ford Focus на заводе во Всеволожске резко подскочила — примерно на 15-20% — покупатели этого не заметили. Ценники на машины не изменились, и до поры до времени можно было заказать автомобиль по заявленным производителем в «льготные» времена ценам. Но прошло больше месяца. Заявка Ford на присоединение к льготному таможенному режиму лежит в МЭРТ без движения, убытки компании растут. Лето...

Видимо, ждать Ford придется, как минимум, до сентября. А до тех пор уж точно никаких запасов наличности не хватит, чтобы за свой счет покрывать возросшие издержки. Тем более что весь 2005 год, несмотря на 20-процентный рост производства, завод во Всеволожске работал в убыток. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в региональной администрации, такая информация приводится в справке о социально-экономическом развитии Всеволожского района Ленинградской области за прошлый год: «Среди четырех предприятий района, отработавших с убытком в 2005 году, числится ЗАО «Форд Мотор Компани». Видимо, сказались значительные траты на запуск сборки Focus нового поколения.

К слову, голоса заводского профсоюза, всеми силами выбивавшего из менеджмента «бразильский уровень зарплат», в этом конфликте не слышно. Или рабочим конфликт безразличен?

Так или иначе, сложившаяся ситуация может привести к повышению цен на продукцию Всеволожского завода, считают эксперты рынка. По некоторым оценкам, удорожание Ford Focus, выпускаемых в России, может составить от $1500 до $2000. Разумеется, произойдет это только в том случае, если российскому представительству концерна «в режиме реального времени» не удастся договориться с правительством России о новых условиях сборки автомобилей.

Дешевых машин не будет

Повышение цен может помочь компании пережить нелегкие времена. Однако идти на кардинальное переписывание ценников на автомобили в компании не хотят. Вместо этого можно было бы ограничить поставки на рынок дешевых версий модели и увеличить продажи более дорогих, обеспечивающих достаточно высокий уровень рентабельности. Примерно так все и происходит.

Дилеры говорят, от «Форд Мотор Компани» поступила «негласная рекомендация» не заказывать автомобили в недорогой комплектации, с двигателями 1,4 и 1,6 л. Хотя официально никто не признает того, что самые дешевые Focus исчезли из продажи. PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко заметила, что ее компания не давала указания дилерам прекращать прием заказов на малолитражные автомобили, и завод во Всеволожске не свернул их производство. И действительно, заказы на них принимают, но формально. Если раньше будущему покупателю называли примерный срок поставки автомобиля — 6-7 месяцев после заказа (настолько высок спрос на эти ставшие «народными» иномарки!), то теперь дату реальной покупки дилеры попросту не называют. При этом они продолжают охотно принимать заявки на версии Ford Focus с моторами объемом 1,8 и 2,0 л. Кроме того, сейчас можно приобрести Ford Focus с мотором 1,6 л испанской сборки — такой автомобиль в богатой комплектации будет стоить чуть меньше $20 тысяч. В итоге самый доступный Focus, который можно гарантированно купить в российском автосалоне, обойдется не в $11 720, как прежде, а примерно в $14 тысяч.

Помимо временных таможенных трудностей в компании называют и еще одну причину возникновения дефицита дешевых автомобилей Focus. Мол, малолитражки Fiesta и Fusion с двигателями 1,4 и 1,6 л сейчас пользуются особым спросом в европейских странах. Из-за недостаточных объемов производства таких двигателей на зарубежных заводах Ford российскому предприятию компании их не хватает.

На самом деле проблема еще не вышла из-под контроля. Ford Focus в самых дешевых комплектациях практически и не заказывают. На долю «базовых» модификаций приходится не более 1% продаж. А вот задержки с поставками Focus с движком 1,6 л — неприятный сюрприз для россиян. В комплекте с механической коробкой передач это наиболее популярная версия в России, да и по соотношению цена-качество — пожалуй, оптимальный выбор.

Остается ждать осени, когда МЭРТ предположительно ответит на запрос компании о новых льготах. К тому времени и сам завод во Всеволожске подтянет выпуск автомобилей до уровня в 60 тысяч в год. Тогда, смотришь, и проблемы с заказом исчезнут «сами собой», и угроза потери доли рынка для Ford рассеется. Конкурентов, способных занять примерно эту же ценовую нишу, хватает.

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов