Гнилое дело

21 августа, 2006 - 09:45
105 0

Любой автомобиль, даже только что сошедший с конвейера, ржавеет. Это факт. Антигололедные препараты, применяемые на наших дорогах, всего лишь ускоряют природный процесс. Полностью коррозию остановить нельзя, но можно свести ее к минимуму.

Еще на заре автомобилестроения производители пытались найти способы защитить металл от коррозии, но результат до сих пор неутешителен: коррозию можно только замедлить.

Любопытный факт: практически все иностранные компании, продающие машины в России, дают трехлетнюю гарантию на целостность лакокрасочного покрытия и двенадцатилетнюю — на сквозную коррозию. Все официальные представители фирм-автоимпортеров категорически утверждают, что дополнительная антикоррозийная предпродажная обработка их авто не требуется. Однако в инструкциях по эксплуатации многие из них все-таки рекомендуют ее проводить, ссылаясь на непредсказуемые свойства отечественных дорог. Иные автогиганты мелким шрифтом предписывают счастливому автовладельцу ежегодно предоставлять своего «железного коня» на осмотр. Во время сей процедуры специально подготовленный мастер должен осмотреть лакокрасочные дефекты, образовавшиеся за год, и решить, как с ними бороться. Пропустил осмотр? Гарантия на лакокрасочное покрытие исчезла.

Сейчас есть два способа борьбы с коррозией. Первый основан на применении гальванических покрытий кузова при его производстве. Отсюда происходит термин «оцинкованный кузов». Второй — антикоррозийная обработка кузова машины как при производстве, так и при ее эксплуатации.

Конечно, автомобили с оцинкованным кузовом служат дольше, однако и коррозии подвергаются быстрее. Цинк с успехом может служить самостоятельной защитой только на ровных поверхностях, к тому же не имеющих механических повреждений. На кромках же, всевозможных краях и стыках панелей кузова или там, куда попадают камни и песок, цинк без помощи «химии» пасует. Поэтому легенды о долгожительстве таких кузовов правдивы лишь в тех случаях, когда цинк становится частью общего барьера, дополнением к классическим ингибированным консервантам, нанесенным в нужных местах и в нужном объеме. Особенно это относится к машинам категории «секонд-хенд» или восстановленным после аварий. Стоит окислителям проникнуть под слой цинка, как процессы внутри металла пойдут на порядок быстрее, чем снаружи.

Именно поэтому лукавая позиция автопроизводителей по поводу дополнительного антикора играет с автомобилистами злые шутки. Часто владелец даже не задумывается о потенциальных коррозийных проблемах в будущем. В результате сразу после покупки машины он никакими составами ее не обрабатывает. Зомбированный фирменными гарантиями коррозийной стойкости авто, владелец не обращает внимания, например, на стертый с днища неудачными парковками о бордюры заводской антикор. Появившиеся после нескольких лет езды «отпескоструенные» участки лакокрасочного покрытия тоже не напрягают: мол, оцинкованный кузов все стерпит. «Цинковый» барьер против ржавчины действительно устоит, но только если постоянно поддерживать в рабочем состоянии второй — «химический» барьер. Поэтому даже оцинкованные автомобили рекомендуется подвергать регулярному осмотру и антикоррозийной обработке.

Наиболее подвержены коррозии скрытые полости кузова: пороги, двери и т.д.

В них скапливаются вода, грязь, та же соль с дорог. Удалить все это сушкой практически невозможно. Поэтому для чистки полостей предусмотрены дренажные отверстия, к несчастью, способные со временем засоряться. Полная антикоррозийная обработка включает несколько видов работ, для каждого из которых используются особые материалы и оборудование. Каждая операция предназначена для защиты определенных проблемных участков автомобиля.

Внешние поверхности кузова, особенно днище, колесные арки, пороги, постоянно подвергаются воздействию камней и песка. В этом случае для защиты кузова применяются специальные мастики густой консистенции, которые при высыхании остаются эластичными. Такое покрытие защищает непосредственно железо и краску от абразивного износа, что предотвращает появление коррозии на поверхности деталей. Наносится такая антигравийная противошумовая мастика либо вручную кистью, либо распыляется при помощи специального оборудования. Лакокрасочное покрытие перед защитой должно быть хорошо очищено от различных агрессивных соединений — окислов, солей и отслоившегося лака. Для этого перед обработкой поверхность кузова полируют специальными очищающими полиролями. После чего наносят препарат вручную — губкой. Затем растирают препарат полировальной машинкой с закрепленным на ней шерстяным кругом. Такое покрытие защищает кузов от влаги окружающей среды и содержащихся в ней окислителей.
Самый ответственный момент — обработка скрытых полостей. Здесь постоянно собирается влага и грязь, поэтому очень важно предварительно очистить «внутренности» от различных примесей. Сделать это довольно сложно, поэтому процедура производится при помощи средств, самостоятельно выталкивающих ненужный мусор. В скрытые полости распыляется защитное вещество, образующее туман, отлично проникающий во все недоступные места. Часто для лучшей пропитки в незаметных местах кузова делают несколько отверстий, через которые и производится распыление антикора.

Кстати

Наиболее неприглядно выглядит так называемая сплошная коррозия. Ей присуща большая площадь поражения. Она возникает на днище, под ковриками пола и т.д. Однако наиболее опасна малозаметная «местная» коррозия, которая появляется в различных соединениях деталей кузова. Такая быстрее приводит к появлению сквозных отверстий, что негативно сказывается на жесткости и прочности всего кузова.

Наша справка

Упрощенно можно выделить три вида коррозии. Первый — химическая, когда металл окисляется под воздействием агрессивных веществ типа кислорода и различных кислот. Второй вид — электрохимическая коррозия – появляется под воздействием разности электрохимических потенциалов пар металлов. Это возможно при наличии электролита — в нашем случае это раствор солей в воде. Есть еще и механохимическая, когда к первым двум видам добавляется механическое воздействие на детали кузова — вибрация, трение и т.д.

Наши эксперты

Геннадий ЩЕРБИНИН, коммерческий директор компании «Нова», специализирующейся на производстве антикоррозийных препаратов:

— После нанесения в скрытые полости и на днище кузова любые антикоррозийные препараты требуют сушки. В среднем «схватываются» они в течение суток. В этот период лучше воздержаться от эксплуатации автомобиля. А при вынужденных поездках по снегу, воде, грунтовым и гравийным дорогам двигаться осторожно.

Кроме того, на машине с катализатором можно ехать не ранее чем через три часа после обработки. Катализатор при работе сильно нагревается, и случайно попавший на него антикор может загореться. Поэтому необходимо время, чтобы из свежего покрытия выветрился легковоспламеняющийся растворитель.

Алексей БАТУШЕНКО

Облако тегов