Что нам стоит?

6 сентября, 2006 - 09:03
59 0

Финнов удивила высокая стоимость строительства дорог в Коми.

В минувшую субботу, 2 сентября, в Сыктывкаре, в здании Дорожного агентства РК представители подразделения Дорожной администрации Финляндии из округа Оулу отвечали на вопросы журналистов республиканских СМИ. Финны, приехавшие «в рамках сотрудничества стран Баренц-региона» налаживать связи с коллегами из Коми и знакомиться с местными дорожными технологиями, были удивлены скорее не качеством дорог, а дороговизной их строительства.

Пообщаться с журналистами после рабочего совещания, в ходе которого обсуждались «вопросы возможного сотрудничества, безопасности дорожного движения, развития транспортной инфраструктуры на территории стран Баренц-региона», пришли директор дорожной администрации округа Оулу Эркки Мюллюля, его заместитель Маркку Терво и специалист по безопасности дорожного движения Хейно Хейккинен. От Дорожного агентства РК на пресс-конференции присутствовал первый заместитель руководителя этого ведомства Юрий Лучинин.

Эркки Мюллюля в начале пресс-конференции обозначил цель своего с коллегами визита в Коми, состоящую в том, чтобы, «в первую очередь, познакомиться друг с другом и решить, как мы можем помочь друг другу». Говоря о помощи, г-н Мюллюля имел в виду развитие так называемого «северного транспортного коридора» Оулу-Архангельск-Сыктывкар-Пермь. Приходящиеся на долю РК 200 километров этого коридора – от поселка Широкий Прилук на границе с Архангельской областью до Сыктывкара – финны проехали на легковом автомобиле и дипломатично дали понять, что «дорога была в довольно хорошем состоянии, и не очень трясло». После слов г-на Мюллюли, что у него было впечатление, будто он едет по Финляндии, присутствующие могли подумать, что речь идет о качестве дороги, но, если кто так и подумал, то напрасно. Главный дорожник округа Оулу пояснил: «Потому что ландшафты и пейзажи такие же, как в Финляндии».

Вслед за тем, услышав реплику заместителя г-на Мюллюли – Маркку Терво – о том, что при строительстве дорог в РК «используются те же идеи, которые используются в Финляндии, Швеции, Норвегии», корреспондент «ЗЖ» спросил:

– Вы сравнивали стоимость строительства дорог в Финляндии и здесь, в Республике Коми?

– Да, – ответил Эркки Мюллюля. – Мы были удивлены, что здесь строительство дороги стоит дороже, чем в Финляндии. Может быть, это объясняется тем, что у вас нет своего каменного материала, а его надо привозить очень издалека..?

– А насколько дороже здесь строительство?

– Очень трудно сказать. Мы не очень плотно познакомились с работой подрядчиков – насколько производителен труд здесь, насколько эффективно работают здесь подрядчики. Наверное, только стоимостью каменного материала нельзя это объяснить – разницу такую большую в ценах. Почти в два раза стоимость (строительства – «ЗЖ») дорог здесь дороже, чем в Финляндии. Вы лучше ситуацию знаете здесь. Мы информацией не владеем по этому вопросу, но, когда не работает рыночная экономика правильная, когда нет здоровой конкуренции, когда кто-то находится в положении монополиста и может диктовать свои цены, либо подрядчики делят между собой работы, что тоже не является признаком здоровой конкуренции… На этот вопрос, наверное, лучше ответят представители дорожного агентства.

Представитель Дорожного агентства РК Юрий Лучинин ответил не лучшим образом:

– В части того, что километр дороги на территории округа Оулу и километр дороги у нас… разница в стоимости, конечно, да… Это и каменный материал, и составляющие асфальтобетона, конечно… Большой процент они, конечно, составляют на сегодняшний день. То есть, как нам объяснил Эркки Мюлллюля, каменный материал у них находится практически на месте производства работ. У нас доставка нашего чинъяворыкского щебня – это 300-400 км. Ну и, соответственно, битум-составляющие. То есть из этого складывается такая цена.

Г-н Мюллюля, явно почувствовав неловкость от того, что заставил оправдываться г-на Лучинина, попробовал разрядить ситуацию: «Я не хочу ни в коем случае создать такое негативное впечатление, что я ругаю нынешнюю рыночную экономику. Потому что надо понимать, что в России сейчас ситуация находится в самом начале пути, начинает развиваться рыночная экономика. У нас уже долгий опыт, многие десятилетия, поэтому, конечно, напрямую совершенно нельзя сравнивать».

После вопроса корреспондента «ЗЖ» о том, существует ли в дорожном ведомстве Финляндии коррупция, г-н Лучинин на своем месте слегка заерзал, а Эркки Мюллюля с коллегами и переводчицей рассмеялись. «Финляндия по всем международным исследованиям – это страна с самым наименьшим уровнем коррупции во всем мире, – сообщил общеизвестную информацию г-н Мюллюля. – Могу вас заверить, что если кто-то даже в Финляндии попытается этим заняться, то практически сразу этот факт станет известным. Мы очень осторожны в своем общении с подрядчиками. Я, например, ни одного случая не помню, чтобы дело хоть одного из работников дорожной администрации Финляндии рассматривалось в суде по поводу коррупции». Пояснение своего патрона дополнил Маркку Терво, приведя финскую поговорку о том, что ответственность перед государством «заложена у каждого финна в спинном мозге».

Наверняка не самые приятные эмоции вызвали у чиновника дорожного агентства Коми вопросы корреспондента «Молодежи Севера». На его вопрос о состоянии дорог в Сыктывкаре финны ответили уклончиво, сославшись на то, что не успели толком оценить таковое, поскольку «вчера вечером только в полной темноте вышли из гостиницы, перешли дорогу, сходили купили воды питьевой и перешли обратно». А вопрос о позволительности укладки асфальта в дождь (чем, например, занимались местные дорожники незадолго до приезда в Коми Владимира Путина) финны поняли не сразу. После завязавшейся между членами делегации короткой дискуссии г-н Терво ответил, что, если строится новая дорога, то на каменную подушку асфальт под дождем класть можно. Если же асфальт кладется поверх старого, то ни в коем случае нельзя…

После пресс-конференции, длившейся чуть более получаса, финским гостям показали Финно-угорский культурный центр РК, провели по залам Национальной галереи Коми и повозили по Сыктывкару. На следующий день, в воскресенье, финские дорожники отправились на родину. Самолетом.

Андрей Влизков

Облако тегов