В прошлый понедельник по новой традиции STEER.RU мы рассказали вам историю легендарного немецкого автомобиля Porsche 911. Теперь же мы хотим предложить своим читателям окунуться в историю отечественного автомобилестроения на примере роскошного советского автомобиля ГАЗ -13 «Чайка».
История советского автомобиля класса «Люкс» началась в 1955 году. В этот период на изучение инженерам НАМИ (Научный автомоторный институт) попали два детища американской корпорации Студебекер-Пакард – четырёхдверный седан Packard Patrician и двухдверный кабриолет. Заокеанский седан стал прототипом для ЗиЛ-111 – автомобиля для высших чинов партии, а на базе кабриолета планировали спроектировать более широко распространённый автомобиль, который, однако, тоже не был предназначен для гражданских лиц. Будущий ГАЗ-13 изготавливался исключительно для министров, секретарей крайкомов, обкомов крупных областей, председателей исполкомов и, в крайнем случае, – для видных деятелей науки и культуры СССР.
Работа над новым автомобилем начались с модернизации быстро устаревающего и консервативного ЗиМа. В 1955 ГАЗ выпустил ему замену – ГАЗ-12В. Уже тогда автомобиль получил название «Чайка» и знаменитую эмблему на решётку радиатора. Ободки фар стали более изящными, а форма законцовок задних крыльев навевала мысли о тогдашних современниках марки Cadillac.
Но даже этот образец не смог догнать стремительно развивающийся мировой автомобильный дизайн. Инженеры и конструкторы Завода имени Лихачёва начали работу с чистого листа над абсолютно новым автомобилем.
Руководство ЗиЛ объявило открытый конкурс, победу в котором одержал «сторонний» по отношению к заводу дизайнер Лев Еремеев с ГАЗа, ранее работавший над ЗиМом, а в то же самое время — над «Волгой» ГАЗ-М-21 и проектом будущей «Чайки».
В 1956 году было выпущено несколько полноразмерных макетов, собранных под руководством конструктора кузова Л. Э. Дуарте и скульптора Б. Б. Лебедева. Однако, эти образцы всё ещё отличались от будущих серийных моделей.
Абсолютно новым стал и двигатель V8 (на ЗиМ устанавливался 6-цилиндровый агрегат), отличающийся материалом блока цилиндров, головки, впускного коллектора и поршней – все они были изготовлены из алюминиевого сплава. С ним в паре работала полностью автоматическая гидромеханическая коробка передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов. Он имел четыре кнопки: Н — нейтраль; Д — движение; Т — тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход.
Впервые в продукции ГАЗа были использованы четырёхкамерный карбюратор, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъёмники, радиоприёмник с автопоиском и антенной с электроприводом.
Разумеется, дизайн автомобиля не смог стать уникальным в своём роде, и поневоле перекликался к западными, а именно – американскими аналогами. Отличительные козырьки над передними фарами использовали в оформлении и Packard 1955 и 1956 модельных годов, и Lincoln в 1956, и Mercury в 1955—1956 и другие модели. Хотя законодателем этой моды стал ещё в 1953 году Ford X-100. В целом многие дизайнерские решения, принятые для «Чайки», были характерны для плавникового стиля или «детройтского барокко» тех лет.
Packard Patrician 1955 г.в.
Lincoln Capri 1956 г.в.
Mercury Montclair 1955 г.в.
ГАЗ-13 "Чайка"
Однако, несмотря на очевидное влияние американского стиля, «Чайку» можно смело назвать оригинальной советской разработкой как с дизайнерской, так и с технической точки зрения.
К 1957 году были выпущены два ходовых образца, представленных на закрытой выставке в НАМИ. От серийных моделей они отличались немногим: наличием молдингов вокруг арок колёс, формой рамки лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками, колпаками колёс и рабочим объёмом двигателя — 4,9 литра, против 5,5 л. у серийных.
Широкая публика впервые увидела «Чайку» в рамках выставки Expo '58 в Брюсселе, Бельгия.
Официальной датой начала выпуска серийных автомобилей считается 16 января 1959 года. В последующих годах ГАЗ-13 выставлялся и на других международных автосалонах в Брно, Будапеште, Женеве, Нью-Йорке, Лейпциге и Мехико.
Существовало несколько модификаций «Чайки», выпущенных на Горьковском автозаводе:
ГАЗ-13 – классическая четырёхдверная модификация с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
ГАЗ-13А – модификация, основанная на спецзаказах в первую очередь от Министерства обороны отличалась наличием внутренней перегородки между водительским и пассажирским отделениями;
ГАЗ-13Б — эти машины выпускались в кузове кабриолет. Мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя, но всего тираж ГАЗ-13Б составлял по разным данным не более 20 штук.
Примерно в таком же количестве было выпущено модификаций ГАЗ-13С – универсал. Они были предназначены для эксплуатации представителями высшей номенклатуры.
Также несколько «Чаек» было перестроено в киносъёмочные автомобили. У них срезалась крыша, а на месте заднего сиденья устанавливалось оборудование.
Советская «Чайка» была автомобилем, не доступным простым гражданам – для неё не существовало даже установленной розничной цены. Она имела балансовую стоимость, равную для нового автомобиля 100 тысячам дореформенных советских рублей. По некоторым данным, в личное пользование гражданских лиц она попадала в исключительных случаях – этим автомобилем был награждён писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова, а также первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Последняя получила уникальную «Чайку», выкрашенную в белый цвет.
Что касается остальных автомобилей, то по окончании срока эксплуатации или выработки установленного пробега Чайки списывались, подвергались капитальному ремонту, перекрашивались в белый цвет и передавались во дворцы бракосочетаний для обслуживания брачных церемоний.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также Чайки поступали и в «Интурист», где использовались для катания иностранных vip-туристов.
В наше время основная масса сохранившихся Чаек используется в свадебном бизнесе, и, как правило, находится в полностью переделанном состоянии. Сохранившиеся аутентичные экземпляры находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.