Право руля: Почему власть пытается задушить дальневосточную «автомобильную вольницу»

11 февраля, 2013 - 10:49
152 0

"Машиной управляют сидя за рулем справа
Одна тыща до Токио, 9 тысяч до МКАДа"
- строки из песни «Я из Влада» группы V-Style (Vladivostok-Style)

Если среднестатистического россиянина спросить, с чем у него ассоциируется Владивосток, то, наверное, он в первую очередь вспомнит базу Тихоокеанского флота, группу «Мумий Тролль», красавцы-мосты, лишь недавно ставшие одним из символов города, и правый руль.

Праворульными здесь являются практически все легковые машины. Когда я впервые попал во Владивосток, я долго привыкал к двум вещам – к часовому поясу и к тому, что в такси надо садиться слева, потом также долго отвыкал. Встретить здесь машину с левым рулем, как и вообще, любой отечественный автомобиль – большая редкость, местные предлагают сразу желание загадывать. В первый мой приезд единственная «леворукая» машина отечественного производства, которую я увидел, оказалась милицейским уазиком. И это в стране с правосторонним движением, парадоксально!

Первые «праворукие» иномарки начали появляться в Приморском крае еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Моду на них пошла с моряков загранплавания, которые привозили из Японии подержанные автомобили. В то время бэушные «Тойоты», «Хонды» и «Ниссаны» были символом достатка и престижа. Но, главное, оказалось, что эти машины идеально адаптированы к приморскому климату с его резкими перепадами температур и почти стопроцентной влажностью, хорошо справлялись с российскими дорогами и «переваривали» наш бензин весьма сомнительного качества. Очень быстро по всему Приморью расползались автомобильные рынки. Поначалу стихийные, они постепенно разрастались и становились все более цивилизованными. Так рынок «Зеленый угол», расположенный на окраине Владивостока, сегодня является крупнейшим в стране, Меккой для поклонников правого руля. Японские машины быстро завоевали популярность у автомобилистов Приморского края, которая так же быстро перешагнула его границы: за недорогими «японцами» сюда потянулось огромное количество людей со всей страны. Все это в итоге привело к тому, что в 2008-м году Владивосток был признан агентством «Автостат» самым автомобилизированным городом России на душу населения (566 авто на 1000 человек). Москва довольствовалась лишь 6 местом с 338 автомобилями на каждую тысячу человек.

Сегодня правый руль здесь это не просто техническая особенность большинства местных автомобилей, это, если хотите, символ независимости от Центра, оторванности от остальной России. Трудно переоценить социальное, экономическое и культурное значение правого руля для жителя Владивостока. В городе даже появился памятник правому рулю, представляющий из себя барельеф с изображением моряка, поднимающего руль в правой руке. Под барельефом надпись «Правый навсегда!»

«Запретите правый руль – и вы получите Дальневосточную республику», - гласит местная поговорка. «Правый руль оказался подобен вызывающим прическам и нарядам стиляг середины ХХ века, — написал приморский журналист Василий Авченко в книге, которую так и назвал – «Правый руль». — Символом ментальной независимости, нонконформизма, противостояния Системе. Он несет в себе опасную искру инакомыслия».

Видимо, эта искра инакомыслия обожгла кого-то в Кремле. В декабре 2008-го решили задушить дальневосточную «праворульную вольницу» и объявили о значительном повышении ввозных пошлин на иномарки. В ответ на это владивостокские автомобилисты начали перекрывать трассы, даже аэропорт пытались блокировать. Согласно официальной версии эти акции протеста были инспирированы кучкой торговцев подержанными иномарками, боявшимися потерять бизнес, однако владивостокцы не дадут соврать, восстал тогда весь город. Апофеозом противостояния горожан с властью стало «кровавое воскресенье» 21 декабря, когда на центральной площади города ОМОН показательно жестко подавил протест. Причем ОМОН подмосковный, местный вмешиваться не стал, им там еще жить и ездить на праворульных машинах. Интересно, сколько стоила переброска «ЗУБРа» из Щелкова во Владивосток и обратно и за чей счет она осуществлялась?

Надо сказать, что попытки Москвы обуздать «правый руль» предпринимались неоднократно. Неоднократно заводились разговоры о том, что, де, в таком-то году праворульные машины вообще запретят к эксплуатации в России. И также неоднократно обещали его не трогать. «Запрет правого руля будет являться ограничением гражданских прав»,- заявил не так давно премьер Дмитрий Медведев. Еще раньше его первый заместитель Игорь Шувалов буквально успокаивал дальневосточников: «Все, кто владеет праворульными автомобилями, могут спокойно ездить на них, если им так удобнее. Мы понимаем, что это было бы очень болезненно для всего Дальнего Востока. Так что если волнуетесь — успокойтесь и успокойте других. Выдавливания праворульных машин с рынка мы не допустим». А еще недавно, сразу после образования Таможенного союза, вновь встал вопрос о запрете на ввоз праворульных автомобилей в Россию, т.к. в Казахстане он давно действует, а членство в ТС подразумевает отсутствие границ. Тогда ограничились запретом на правый руль у всех категорий машин, кроме легковых.

Конечно, после повышения ввозных пошлин в январе 2009-го года количество ввозимых иномарок сократилось. Но ненадолго. Уже в 2011-2012 годах, согласно статистике Дальневосточного таможенного управления, оно вновь начало расти. Так, в 2011 году через таможни округа было ввезено более 190 тысяч иномарок, из них около 151 тысячи легковых автомобилей, а в 2012-м уже 258,5 тысяч (до введения заградительных пошлин в 2008-м было 250 тысяч единиц), причем рост количества ввозимых легковушек составил 39%.

Трудно сказать чем все же руководствуется государство в попытках ограничить количество ввозимых иномарок: то ли интересами полумертвого отечественного автопрома, продукцию которого не только дальневосточнки наотрез отказываются покупать, то ли интересами подавления всякой инаковости. В любом случае, если первое, то тут не запрещать иномарки надо, а поднять отечественные на тот уровень, при котором они будут опережать тех же «японцев» по целому ряду параметров.

Так за что же Дальний Восток так полюбил японские автомобили? Про сравнение качества отечественных и японских машин, думаю, и писать не стоит. Тем более, что собранные для внутреннего рынка праворульные «Тойоты» по ряду причин более надежны, чем те, что собранны за пределами Японии. Кроме того, подержанная иномарка во Владивостоке стоит даже дешевле, чем отечественная. Не говорю уже о запчастях и автосервисах: Тольятти далеко, Япония рядом. Ясно, что улучшить инфраструктуру и коммуникацию с Дальним Востоком, а уж тем более, повысить качество отечественного автопрома в обозримом будущем Кремлю не удастся. Остается ограничивать. Кнутом и пряником.

Примером пряника может как раз послужить недавнее заявление приморского губернатора Миклушевского, который предложил ввести утилизационную премию за обмен праворульных автомобилей.

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, давний сторонник пересаживания всех российских водителей на «левый руль», инициативу губернатора поддерживает:

- Я всегда считал, что праворульные автомобили надо вытеснять с наших дорог экономическими методами. Не запретами, не заградительными пошлинами, а стимулами. Среди этих стимулов может быть как раз утилизационная премия. Инициатива губернатора это как раз из того набора мер, которые оправданы и имеют право на существование.

- «СП»: А примут ли жители Приморья, которые уже привыкли к своим японским машинам, подобное предложение?

- А это уже их дело. Их ведь никто не заставляет. Пожалуйста, хочешь – сдавай, ты за это получишь определенный бонус, если ты обменяешь свою праворульную машину на леврульную. Кто не захочет с ними расставаться – пожалуйста, не расставайся. А кто-то захочет! Я на Дальнем востоке периодически бываю и замечаю некий тренд в сторону леворульных машин, он действительно имеет место. При том, что подавляющее большинство автомобилей праворульных. А будет больше позитивных стимулов – кто знает, может, и пересядут.

-«СП»: Как Вы думаете, созреет ли в обозримом будущем наш Дальний Восток до полного отказа от правого руля?

- Ну, тут много факторов. В конце концов, и корейские машины там под боком леворульные, если наладить их нормальный экспорт – это определенная альтернатива. Сейчас завод там собираются строить, ради бога, пусть он будет. Китайские машины будут улучшаться, в этом тоже нет сомнения. Так что в принципе, проблема решится естественным путем, тут не надо ее торопить. Не надо из этого делать какую-то трагедию, тем более, что, в общем, жизнь показывает, что аварийность на Дальнем востоке укладывается в средние цифры по стране. И я бы не стал утверждать, что это такой уж рассадник аварийности и угроз безопасности дорожного движения. Хотя, конечно, я ездил на машине с правым рулем, могу сказать, что это не очень удобно, на мой взгляд, тем более в условиях правостороннего движения. Но это дело вкуса, кто как привык, и, повторю еще раз, эту проблему нельзя решать силовыми и репрессивными методами. Только терпение и позитивные стимулы.

«Человек сдает праворульный автомобиль, получает «утилизационную премию» и вполне может купить леворульный автомобиль, тот же «Тойота Прадо», который сейчас начал производить «Соллерс», ─ заявил Миклушевский. 25 января Игорь Шувалов в ходе визита во Владивосток принял участие в запуске на «Sollers – Дальний Восток» производства Land Cruiser Prado. Вместе с Миклушевским он оставил автограф на первом автомобиле, сошедшем с конвейера.

Виктор Похмелкин на такую перспективу смотрит с оптимизмом:

«Все зависит от того, какова будет цена и качество. Одно дело намерение провозгласить, другое – выпустить машину. В общем, жизнь показывает, что если иномарки производятся в России, они пользуются спросом, хотя бы потому что они дешевле. А какие-то нарекания по качеству… Иномарки, произведенные в нашей стране они в принципе не хуже, чем те, что ввозят из-за рубежа. При том, что они дешевле».

Совсем иначе на предложение губернатора смотрят сами дальневосточники.

Депутат городской думы Владивостока Сергей Ковалев:

«Японские авто надежные, ремонт и обслуживание их неприхотливое. Близость к Японии обеспечивает доступность запчастей. Губернатор игнорирует эти обстоятельства?

Они нам говорят, что мощностей автосборочного производства «Соллерс» хватит, чтобы снабжать японскими автомобилями жителей всей России. Но сегодня «Соллерс» не обеспечивает потребности не только Приморского края, но и даже города Владивосток. На мой взгляд, проще дать японцам концессию. Россия уже в ВТО. Японцам дать заказ на правый руль и то будет дешевле, чем Лада-Калина».

Члены группы «Наш Владивосток» в социальной сети «В Контакте» также не разделяют губернаторского оптимизма по поводу идеи с утилизационной премией и возможности приобретения японских машин российского производства (авторская орфография сохранена):

«То есть я сдам например Toyota Camry 95 г. выпуска, а мне дадут премию размера которой хватит чтобы купить новый Prado? Хоть бы головой думал, что говорить. Гнетут народ чтобы за ссудами в банки бежали...тоже мне пряник. Самое забавное в его словах было признание в любви к японским авто. Еще бы...ездят на новых «прадиках», которые и выпускают для себя. Цена на новый автомобиль около 1700000 р. Если вдуматься, то откуда у нас у среднестатистического гражданина такие деньги? Вот и получается, что хваленая фирма «Соллерс» у нас ориентирована на потребности «верхушки общества»» - пишет пользователь Дмитрий Стельников.

Гвоздь в гроб отечественного автопрома вбивает пользователь Сергей Деркачев: «Утилизационная премия скорей всего будет распространяться не только на соллерские Прадики, но и на весь остальной ширпотреб русского производства, например Приоры, Жигули и прочее. Но это д...мо не будет брать ни один уважающий себя человек».

Некоторые владивостокские блогеры и вовсе усмотрели в идеях губернатора очередную сомнительную схему (авторская орфография сохранена):

«На сайте «Соллерс» ноль информации про цену нового Прадо, на который Миклушевский планирует пересадить Приморье. Из каких источников финансирование, из ЕРовских, вестимо?»- вопрошает анонимный пользователь Живого Журнала.

«Не лучше ли научиться делать качественные, долговечные недорогие машины с левым рулем? - интересуется пользователь bibehb. «Я уверен, большинству дальневосточников все равно, где у машины руль. Главное - чтоб были недорогими, на втором месте - надежность, на третьем - комфорт. А все эти неэкономические методы обречены на провал».

«Зря ты так.. там есть тема попила бюджетных денег.. зря что ли он посажен на место...» - отвечает ему 01ratay.

Фото - Виталий Аньков/РИА Новости

Дмитрий Родионов

Облако тегов