Что год свинячий нам готовит

28 декабря, 2006 - 08:57
127 0

Год Свиньи, понимаете ли…
Граждане имеют право знать, что им подложили

Натурально свинские сюрпризы мы получаем, конечно же, не только в год, который азиаты когда-то давно посвятили этому животному. И за последнее время вроде бы должны были к ним попривыкнуть. Но тут так совпало… К тому же в России по обыкновению начинают «свинячить» не в феврале, как принято на Востоке, а непосредственно с полночным боем курантов 31 декабря. Так что самое время разобраться, чего ждать утром следующего дня.

Вообще, значительная часть этого обзора посвящена прогнозам. В Новогодний праздник принято ведь жить не прошедшим, а будущим. Правда, за прогнозами мы не ходили к гадалкам и провидцам, а делали собственные выводы и обращались к знающим людям, специалистам. Картина в целом получилась пестрая, как сама жизнь, есть в ней и темные, и светлые краски.Передохнули, и будет

Первые дни января — отличное время для «кормления» инспекторов ГИБДД. Тех, которые пока не привыкли сдавать проштрафившихся сограждан за попытку дачи взятки, а действуют по обыкновению. Конечно, таких мздоимцев на российских дорогах останется теперь, после стольких разговоров о коррупции на самом высоком уровне, немного, но они ведь останутся, не правда ли? А поскольку никаких нормативов насчет содержания алкоголя в крови до новогодних праздников утверждено не было (это дело ближайшего, надо надеяться, будущего), то и никакого шампанского за несколько часов до поездки за рулем позволять себе не стоит.

Однако гаишникам совсем не обязательно мерзнуть в ожидании похмельных водителей. Теперь они на полном основании могут оштрафовать, скажем, за не включенный ближний свет вне городской черты, или за то, что ребенок до 12 лет находится в машине, не оборудованной специальным детским сиденьем. Успели забыть об этом? А зря!

Вспомните, ровно год назад с необычайной скоропалительностью родное правительство приняло постановление, изменяющее Правила дорожного движения. В нем как раз и говорилось о детских креслах, нестандартной светотехнике и необходимости включать ближний свет при движении за городом в любое время суток. Возмущенная автомобильная общественность свое право на использование машин с красными указателями поворотов отстоять сумела, к ближнему свету привыкла, а по детским сиденьям добилась лишь отсрочки — аккурат до 2007-го.

В общем-то, и ближний свет, и сиденья — это, несомненно, благо. Но, как к нововведениям ни относись, а помнить, что с Нового года вступают в силу поправки к разделу 22 ПДД «Перевозка людей», следует. Отныне каждый малолетний пассажир должен занимать отдельное место. Раньше правила разрешали возить детей на коленках, теперь — нет. Пусть ребенок грудной, и мать не отпускает его с рук, он должен занимать отдельное место. Если дотошно следовать этому пункту правил (22.8), то в переполненной маршрутке мать с малолетним ребенком должны будут занимать отдельную двухместную скамью, соответственно, оплачивать проезд за двоих, а если водитель кого-то посадит на это место, то заплатит штраф — 100 рублей. Очень маловероятное событие, но формально инспектор ГИБДД будет прав.

Требование, практически невыполнимое в условиях нашего общественного транспорта, прекрасно «работает» в транспорте личном. А в нем каждому ребенку теперь полагается специальное детское удерживающее устройство, соответствующее его весу и росту. Хотя правительственные чиновники, разрабатывавшие документ, не избежали двусмысленности. На переднем сиденье — да, детей можно перевозить только в специальных креслах. А на задних?..

Помимо детского кресла, которое подразумевается под «специальным детским удерживающим устройством», они разрешили перевозить детей на заднем сидении при помощи «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». С точки зрения права, под этими иными средствами можно понимать все что угодно. Стопку книг или газет под пятую точку, чтобы грудь ребенка оказалась на уровне ремней безопасности, хороши и любые другие «средства», которые помогут усадить ребенка повыше. Уверены, двусмысленность нормы к этому и приведет. Родители 10-11-летних детей-переростков ни за что на свете не станут тратить от 3 до 10 тысяч рублей на покупку «удерживающего устройства». Да и редкий ребенок в этом возрасте согласится в него по доброй воле влезть.

Цитирую документ:

«22.8. Запрещается перевозить людей:
— вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
— сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».

Другое дело, что не во всех автомобилях, особенно старых «Волгах» и «Жигулях», сохранились эти самые ремни безопасности для задних пассажиров. Тут уж, как ни крути, придется автовладельцу покупать кресло для своего чада. Ведь на переднее сиденье, где ремни безопасности есть практически у всех автомобилей, ребенка можно посадить только в нем. Покупать, или платить штраф за нарушение правил перевозки пассажиров — пока в размере 100 рублей.

Лично от себя добавлю, что экономить на безопасности собственных детей — это ненормально. Давно доказано, что при лобовом столкновении у не пристегнутого и незащищенного никакими устройствами, кроме рук матери, ребенка, практически нет шансов выжить. Ни одна мать не сможет удержать в руках и годовалого младенца, если машина влетит в препятствие хотя бы на скорости 30 км/ч. Как правило, не выживают и дети, привыкшие сидеть на заднем диване по центру: при столкновении они летят прямиком в лобовое стекло. Так что рецепт однозначный — креслице следует купить. В конце концов, введение нового требования специально и было отложено, чтобы подготовиться.

Право на «права»

Буквально накануне Нового года стало известно и о другом сюрпризе, который нам готовит Министерство образования по просьбе правительства и Госавтоинспекции. Речь идет об изменении порядка сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Как повелось — всегда, когда об этом просит ГИБДД, правила становятся жестче. Их разработкой занялись после того, как год назад президент Путин на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения устроил выволочку милицейским начальникам за слабую подготовку водителей и поголовную коррупцию среди инспекторов, ответственных за принятие экзаменов.

Итак, проект «Положения о порядке подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств» готов, и он разрешает сдавать экзамен на «права» только кандидатам, прошедшим обучение в автошколе. Причем дается право всего на три попытки, после чего документ о прохождении обучения должен быть аннулирован, а будущему водителю снова придется учиться. Каждая попытка платная, так что помимо потери времени могут возникнуть и дополнительные траты. Кроме этого, строже станут экзаменаторы и при сдаче теоретического зачета. Так, если сегодня человек отвечает на 20 вопросов и может сделать 2 ошибки, то по новой схеме экзаменуемый будет обязан ответить на 3-4 дополнительных вопроса за каждый промах — по той теме, по которой и допустил ошибку.

Наконец, реформе подвергнется и самая коррумпированная часть экзамена на права — практическое вождение. Авторы документа настаивают, что все испытуемые должны сдавать упражнение «город» минимум 45 минут, чтобы экзаменатор понял, насколько хорошо кандидат владеет навыками. Количество элементов, выполняемых на площадке, увеличат с нынешних пяти («змейка», въезд на эстакаду, параллельная парковка, въезд в гараж и разворот «в узком месте») до четырнадцати. В число обязательных упражнений войдут разгон на стометровой прямой на время и проезд перекрестка, а также ряд фигур, связанных с дорожной разметкой. При этом по автодрому будут двигаться одновременно 10-15 автомобилей.

Требования эти, как минимум, спорные. Чем разработчиков не устраивали нынешние практические экзамены, непонятно. С одной стороны для Госавтоинспекции только во благо ограничение числа попыток сдачи экзаменов — сегодня кандидаты без всякой учебы приходят сдавать экзамены по несколько раз, занимая время сотрудников ГИБДД и удлиняя очередь. С другой стороны, абсурдным выглядит требование по 45 минут катать каждого кандидата по городу. Другое дело, что необходимо как-то ограничить произвол экзаменаторов, которые за малейшую заминку кандидата могут его «завалить».

В ГИБДД собираются ввести практику автоматизированного практического экзамена, когда вождение сдается за рулем машины, со всех сторон обвешанной датчиками. А автодромы, где будут сдаваться экзамены, предлагается оборудовать видеокамерами. Тут уж экзаменатору, хочешь — не хочешь, придется оставаться беспристрастным. Но стоит одна такая машина несколько тысяч долларов и существует всего в нескольких экземплярах в столице. Автодром с камерами у нас в России тоже в единственном числе, в Челябинске. Когда дойдет очередь до оснащения в достаточном количестве подобными «чудесами» всех районных отделений ГИБДД, можно только гадать.

Наконец, еще одна важная новация, которая ожидает будущих автолюбителей — это возможность сдавать экзамен за рулем машины с автоматической коробкой передач. Правда, в «правах» в графе «Особые отметки» будет ставиться отметка об этом, соответственно, водитель не сможет сидеть за рулем любого другого автомобиля, кроме как с АКП. Хотя и трудно представить себе человека, который согласится получить «черную метку» — мало ли, как жизнь повернется…

Впрочем, изменится не только система сдачи на «права». Как сообщили «АИ» в ГИБДД, в будущем году изменится и внешний вид водительского удостоверения. Новые «европейские» права будут представлять собой пластиковую карточку, наподобие банковской, в которую будет впаян микрочип с информацией о водителе. В марте 2006 года в Венскую конвенцию по безопасности дорожного движения внесли поправки, утверждающие новый стандарт водительских удостоверений и новую градацию категорий. Когда в 1968 году принимали эту конвенцию, никто и подумать не мог, что пяти водительских категорий (от А до Е) со временем просто «не хватит». Сегодня категория «В» дает право на управление и «Окой», и Porsche. С 2007 года обмен старых водительских прав на новые начинает Европейский союз. Они будут приведены к единому стандарту, и предполагают 12 категорий.

Россия, как водится, с введением новых водительских удостоверений отстает от Европы. ГИБДД обещало еще к октябрю уходящего года разработать и представить в правительство свои предложения. Правительство, в свою очередь, должно внести изменения в постановление №1396 от 15.12.1999 года «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Как говорят теперь в ДОБДД МВД России, разработка этих предложений еще ведется, и появятся они лишь в начале 2007 года. Работа по подготовке нового внешнего вида, порядка получения новых «прав», и сдачи экзаменов для различных водительских категорий будет закончена к 1 февраля. Затем, через какое-то время, последует их всеобщая замена.

Но владельцам старых удостоверений можно не волноваться. Даже тем, кто в скором времени собирается в Европу. «Сегодняшние российские права — как черно-белые картонные корочки, так и цветные пластиковые — полностью соответствуют Венской конвенции, с ними без проблем можно передвигаться практически по всему миру, — заявил «АИ» глава Коллегии защиты прав автомобилистов Виктор Травин. — На худой конец, есть Международное водительское удостоверение — толстая книжица с цветным фото и переводом на все языки мира, получить которую в МРЭО ГИБДД может любой водитель». Европейцы, озабоченные проблемой идентификации граждан больше нашего, придумали права с чипом, прежде всего, для себя. Единственным ограничением, которое они могут ввести для иностранных владельцев старых прав — это запрет на прокат автомобилей и получение каких-либо «околоавтомобильных» услуг. Однако и такое маловероятно, поскольку прокат и услуги — это частный бизнес.

Про штрафы и мигалки

Совсем недавно «Автоизвестия» рассказывали, что в наступающем году поднимутся штрафы практически за все правонарушения на дорогах, изменится и процедура их применения и начисления. Так, размеры штрафов за самые распространенные проступки увеличатся в 5-10 раз. Минимальная планка поднимется до 300 рублей. Кроме того, инспектор получит возможность выписать штраф, и в глаза не видя нарушителя. Теперь ему достаточно лишь снимка с видеокамеры с фиксацией нарушения (превышения скорости, проезда на красный свет, пересечения сплошной). А при нарушении правил стоянки он сможет даже не дожидаться нарушителя, и смело выписывать штраф владельцу машины. На момент написания этого материала законопроект, вводящий все эти драконовские меры, еще не был рассмотрен депутатами даже в первом чтении. Но в том, что одобренный правительством и профильным комитетом Госдумы документ ожидает скорое принятие, практически нет сомнений.

И в заключение нелишне упомянуть, чего нам в следующем году не ждать. Как ни старались оппозиционно настроенные законодатели и правозащитники, с российских дорог не исчезнут машины с мигалками. Как мы и предполагали, история с «привилегированной тысячей» завершилась ничем.

Напомню, несколько месяцев назад президент грозно потребовал от МВД разобраться с обилием машин со спецсигналами на дороге. Министр твердо пообещал их извести. А в итоге на свет появилось постановление правительства, которым утверждается список из примерно 1000 автомобилей, которым даются привилегии на дороге. Заметим — тех же самых автомобилей, тех же самых ведомств.

Правда, глава МВД, уже по собственному почину, пообещал избавиться от синих номеров, которыми сегодня обвешиваются машины милицейских оперативников. Кроме этого, исчезнут с дорог автомобили со спецномерами — «триколором» вместо номера региона. Одна беда, «привилегированных» автомобилей от этого меньше не станет. Неспроста руководители фракции «Единой России» намерены вернуть на свои машины мигалки, с помпой снятые под прицелами десятка телекамер совсем, кажется, недавно — в сентябре…

Михаил Белов

Облако тегов