Разъездились тут!

30 марта, 2007 - 09:37
23 0

Разъездились тут!

Правительство предлагает «оригинальное» решение дорожной проблемы — за наш счет

Министерство транспорта РФ выступило за введение «разумных ограничений» на использование россиянами личных автомобилей в черте города. Власти, конечно, тем самым расписались в полном бессилии справиться с проблемой нехватки дорог в стране на фоне нарастающей автомобилизации населения. На посвященной этому вопросу расширенной коллегии Минтранса первый вице-премьер Сергей Иванов так и заявил — госбюджет, мол, не сможет в полном объеме финансировать развитие и поддержание автодорожной сети. Но поражают не обычные ссылки на нехватку денег, а безупречность логики: не будут ездить — не нужны дороги. Нет больных — ни к чему доктора…

Плата за центр

Министра транспорта Игоря Левитина легко можно понять: добиться от правительства таких ассигнований, которые позволили бы строить новые и чинить старые трассы — сложнее, чем покорить Эверест без кислородного баллона. Нажим на власть, как мы понимаем, это сегодня из области фантастики. Другое дело — рядовые граждане. И Минтранс предлагает разработать правовую базу по ограничению использования гражданами своих личных автомобилей. Так-то! По мнению чиновников, это могло бы решить проблему переизбытка транспорта хотя бы в крупных городах. В самом деле: меньше частников на улицах, легче проехать, особенно если с мигалкой.

Также министр считает целесообразным ввести плату за пользование уличной дорожной сетью, за въезд в центр крупных городов, а также ратует за внедрение и реализацию «эффективной парковочной политики». А дальше, чтобы выглядело солидно, говорил он и о создании на федеральном уровне системы всесторонней поддержки проектов развития городского пассажирского транспорта (скоростного и внеуличного), пассажирских терминалов и пересадочных комплексов, включая перехватывающие парковки. И еще — о метрополитене, и, конечно, о дополнительном финансировании, которого все эти «суперпроекты» потребуют.

Чтобы граждане все это восприняли с пониманием и достойно, говорилось также о том, что известно всем. О многокилометровых столичных пробках, об утверждении экспертов насчет того, что уже к 2015 году количество автомобилей в столице достигнет 5 млн единиц, и тогда движение на московских улицах попросту замрет. В общем, придется раскошелиться.

Возникает, правда, вопрос — а разве сейчас каждый из нас не платит? Налогов, я имею в виду. В том числе на содержание и развитие дорожной сети. Мало? А сколько надо? Давайте тогда поступим просто, как в Лондоне, пример которого чиновники любят приводить — в смысле, что там собирают плату за въезд в центр. В Нью-Йорке, Токио, Мадриде или Париже, к слову сказать, не собирают. Так вот: вы до копейки отчитываетесь, как в Лондоне, сколько и на что истратили, в том числе из заработанного на принадлежащих всем нам, гражданам страны, активах. А мы, как в Лондоне, решаем — разумно ли вы наши деньги тратите, и стоит ли нам дополнительно скинуться, чтобы построить с десяток новых трасс. По-детски звучит, не правда ли? Но ведь — по существу!

Денег станет больше

За пределами МКАД тема неудовлетворительного состояния автомобильных дорог давно стала нарицательной. Заявления чиновников об увеличении бюджетных расходов на их содержание, а также на строительство новых автотрасс, давно не вызывают оптимизма. С каждым годом нагрузка на отечественные автотрассы растет. А старания транспортного ведомства по поддержанию их в надлежащем состоянии, по существу, не имеют никакого результата. Судя по отчетам, которые попали в распоряжение «АИ», сегодня только на содержание трасс и дорожное строительство надо тратить в 5-10 раз больше, чем выделяется в рамках федерального бюджета.

Минтранс, настаивая на увеличении автодорожного бюджета, пытается хоть как-то остановить стремительную деградацию технического состояния российского автодорожного полотна. «Объем ежегодных средств, необходимых только на развитие и обеспечение безопасного функционирования автодорожной сети, в 2015 году составит более 1,5 трлн рублей, а за следующие 10 лет эта цифра увеличится более чем в пять раз и к 2025 году составит почти 8,5 трлн рублей», — поддержал начинания транспортников Сергей Иванов, выступая на коллегии Минтранса.

Понятно опасение министерства финансов, отвечающего за распределение и надлежащее использование выделенных средств, и не желающего давать транспортникам деньги на дороги. Разворуют! К сожалению, последние полтора десятилетия создали дорожному ведомству не самую лучшую репутацию в глазах финансистов. Использование выделенных на содержание дорог в 90-е годы средств не поддавалось никакому контролю. Дороги на эти деньги строились с нарушением всех дорожно-строительных норм. «Откат» в 30% чиновнику, отвечающему за распределение средств, в отрасли не считался чем-то особенным, из ряда вон выходящим. Неудивительно, что сегодня на всю страну с ее 50-ю тысячами километров федеральных автотрасс выделяется всего по 40 млрд рублей в год. И на эти деньги надо содержать в надлежащем порядке существующие дороги, латать дыры, строить развязки, пешеходные и транспортные переходы, проводить освещение и возводить ограждения.

Впрочем, в нынешнем году ситуация немного улучшится. Как заявил заместитель министра транспорта России Евгений Москвичев, правительство выделит в 2007 году на содержание российских автодорог в три раза больше средств. «Сегодня сумма на содержание дорог составляет 120 млрд рублей вместо 42 млрд (в 2006 году)», — отметил Москвичев. Однако за последние 10 — 12 лет дорожное хозяйство пришло практически в полную негодность. Понятно, что выделенных средств может хватить лишь на ликвидацию очевидных прорех в хозяйстве дорожного ведомства.

Всего на развитие автомобильных дорог в России правительство планирует направить около двух триллионов рублей. Как заявил вице-премьер Александр Жуков, программа развития сети автомобильных дорог России рассчитана на длительную перспективу. Сумма в два триллиона рублей включает в себя и государственные средства, и механизмы государственно-частного партнерства, и даже привлечение инвесторов к строительству новых платных автомобильных дорог. Вот в том-то и «закавыка».

Частник не поможет

По словам замминистра транспорта в скором времени сдвинется с мертвой точки строительство платных магистралей. В марте в Государственную думу планируется внести законопроект о платных дорогах, который создаст предпосылки для появления в стране 2-3% платных дорог от их общей протяженности. Вице-премьер Сергей Иванов также считает, что самостоятельно государство не сможет решить одну из извечных российских проблем. По его словам, в этой сфере необходимо более широкое развитие частно-государственного партнерства. «Как вы понимаете, это неподъемная ноша для бюджета. Именно поэтому в своем бюджетном послании Федеральному собранию глава государства особое внимание уделил возможностям привлечения частного софинансирования для развития автодорожной сети России», — заявил Иванов.

Впрочем, о ставке на неких частных инвесторов «Автоизвестия» уже не раз говорили. Как и о том, что рассчитывать на них никак не приходится. Не только потому, что ни условия такого «партнерства», ни имена инвесторов, которые бы решились вкладывать в долгосрочные проекты — ничего пока не известно, а дороги нужны уже сейчас. Мне доводилось об этом говорить, но скажу еще раз: ни в одной стране и ни одному правительству на протяжении всей истории еще не удалось создать национальную дорожную сеть на частные деньги. А в России речь идет именно о создании, а не о развитии — развивать, по существу, нечего — такой сети. И нет ни малейших оснований полагать, тем более с нашими расстояниями, что нам удастся то, что не удалось ни Америке, ни Германии, ни Японии, никакой другой стране. Для решения проблемы необходимы именно государственные средства, и государственная же программа. Дороги, в отсутствие которых Россия теряет колоссальные деньги, учитывая ее геополитическое положение, нужны нам, пожалуй, больше всего. И копеечными поборами за въезд в центры городов проблему эту не решить.

Михаил Белов
autoizvestia.ru

Облако тегов