Бесконтактный штраф

3 апреля, 2007 - 10:44
12 0

Депутаты охотно проголосовали за ужесточение наказаний за дорожные нарушения

Депутаты Госдумы 16 марта приняли в первом чтении поправки в «автомобильную» главу КоАП, существенно ужесточающие санкции за нарушения ПДД ("за" было подано 320 голосов, против -- 61, воздержавшихся не нашлось). Предлагается не только на порядок увеличить штрафы, но и ввести в практику такую суровую меру наказания, как административный арест.

Правда, под давлением общественности к моменту первого слушания первоначальные предложения были несколько смягчены, и тот же самый арест остался фигурировать лишь в двух статьях, причем обе касаются пьяных за рулем: это управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения и уже лишенным прав, а также отказ от медицинского освидетельствования. Для пьяного водителя без прав в качестве альтернативы предлагается беспрецедентных размеров штраф в 5 тыс. руб.

Штрафы вообще перестали быть символическими: уже не 300--500 руб. и даже не 800, а 1 тыс., 2 тыс. и даже 2,5 тыс. руб. за такие серьезные нарушения, как проезд на красный свет, значительное превышение скорости, выезд на встречную полосу и даже движение по тротуару. Причем во многих случаях альтернативой этих штрафов может стать лишение прав на несколько месяцев.

Однако если оппонентам удалось добиться некоторого смягчения санкций, а также вычеркнуть из окончательного варианта первоначально предлагавшийся возврат к «балльной системе», то в вопросе «фотофиксации» нарушений авторы были непоколебимы. Предлагается считать фотографию нарушения, снятую автоматической камерой, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. При этом протокол составляться не будет, и суд будет его рассматривать без участия лица, в отношении которого возбуждено дело. То есть на нарушения, зафиксированные специальной техникой, не будет распространяться презумпция невиновности. Владельцу автомобиля, чьи номера "бесконтактно" зафиксировал фотоаппарат, если за рулем в этот момент находился не он, придется самостоятельно и уже задним числом доказывать свою непричастность.

Кроме того, впервые в законодательство вводятся медицинские критерии для определения состояния опьянения. Пьяным предлагается считать человека, у которого было обнаружено 0,3 грамма и более чистого этилового спирта на один литр крови или 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха. До сих пор не стихают споры насчет обоснованности этой нормы, однако многие депутаты полагают, что нужно вводить «объективный признак» для определения опьянения. Ведь существующая процедура проверки «на опьянение» субъективна, и вердикт часто зависит от конкретного врача.

Законопроект, который по определению никого не может оставить равнодушным, даже при условии единодушия большинства депутатов вызвал долгую дискуссию. Один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев уверен, что предложения дадут «хороший результат» в деле обеспечения безопасности дорожного движения. Как он заявлял перед рассмотрением, «дисциплина на дорогах -- это то, что даст наибольший эффект в кратчайшие сроки». Его коллега по фракции «Единая Россия» Павел Воронин вообще считает слишком либеральным предложение об административном аресте за езду без прав в пьяном виде. По его мнению, за это нужно вводить уголовную ответственность и тюремное заключение.

А вот вице-спикер от фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что его фракция не будет поддерживать законопроект не потому, что он не согласен с размером санкций. «Предлагаю освободить наших граждан от наказаний -- они устали», -- сказал он. Он считает, что пьяным водитель садится за руль не потому, что хочет кого-то убить, а потому, что «ему противны все мы с вами, его жена противна и коллеги на работе». И даже заговорил о психологической подоплеке: «Ни один водитель не имеет желания сбить человека, он мстит всему обществу».

Независимый депутат Владимир Рыжков сомневается в том, что рядовым автовладельцам новые штрафы будут по карману. По его словам, в Алтайском крае средняя зарплата составляет 7 тыс. руб: то есть штраф может составить треть зарплаты. «Мы делаем штрафы, как в Европе, а доходы у нас, как в Африке», -- заметил он.

Член фракции «Справедливая Россия», лидер движения автомобилистов Виктор Похмелкин отметил, что главное в борьбе с нарушениями на дорогах -- не жестокость наказания, а его неотвратимость. «А здесь нам предлагают заняться не столько неотвратимостью наказания, сколько его жестокостью», -- сказал он. Комментируя в беседе с корреспондентом «Времени новостей» принятый в первом чтении законопроект, он сказал: «Я был и являюсь одним из главных его оппонентов, потому что, по моему мнению, этот законопроект направлен на расширение полномочий сотрудников ГИБДД, что приведет к увеличению коррупции и произвола на дороге». «Действительно здесь есть и разумные вещи, но доля лекарства так мала, а доля яда так велика, что смесь получилась неудобоваримой», -- сказал он. На вопрос, не ожидает ли он сближения позиций ко второму чтению, г-н Похмелкин ответил: «Если бы речь шла о достижении компромисса с такими уважаемыми людьми, как Васильев и Плигин, я думаю, он был бы возможен. Но поскольку за авторами стоят определенные силы ГИБДД, то нет никакой уверенности, что ко второму чтению что-то изменится».

Что касается второго чтения, то оно состоится, видимо, не скоро. По крайней мере глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин не смог отчетливо назвать точных сроков ни второго, ни третьего чтения. Он считает, что по причине «привлекательности темы» обсуждаться документ может еще долго.

Ирина БЕЛАШЕВА

Облако тегов