Зачем разбавлять дизтопливо и чем лучше: антигелем, бензином или керосином

Все возвращается на круги своя. Бородатый анекдот, в котором в ответ на просьбу заправить машину соляркой оператор АЗС спрашивает "Вам ее в бак покрошить или на фильтр намазать", снова начинает будоражить умы владельцев дизельных автомобилей.

Однако владельцам не до смеха. Какое топливо было залито в бак, расскажет сам мотор. На солярке, которая способна намазываться на фильтр, дизель может завестись, но далеко ли уедет машина, работающая на таком топливе? 

Механика непроходимости

Причиной всех бед является парафин, который содержится в дизтопливе. При понижении температуры парафину свойственно изменять агрегатное состояние. Говоря проще, он кристаллизуется. В отличие от воды, тоже изменяющей агрегатное состояние при нуле градусов, кристаллики парафина появляются в топливе при пяти градусах мороза. Визуально это воспринимается как помутнение топлива.

Для зимней эксплуатации предназначено ДТ сорт F, но температура его фильтруемости не выше -20°. Если мороз сильней, нужна "Арктика", однако заправиться ей следует до того, как морозы ударят

Парафин не представляет опасности, пока размеры кристалликов меньше, чем поры в фильтровальной бумаге топливного фильтра. Проблему вызывает способность кристалликов при дальнейшем понижении температуры создавать агломераты - крупные хлопья, которые из-за своих размеров сначала застревают в порах бумаги, а затем образуют на поверхности фильтрующего элемента белесую пленку геля. В результате фильтр превращается в пробку, непреодолимую для топлива. Оно перестает поступать к форсункам, дизель глохнет, машина останавливается.

Температура, при которой топливо прекращает прокачиваться через фильтр, является важнейшей характеристикой ДТ. В соответствии с ней и действующими у нас стандартами существуют четыре марки ДТ: сорт С с предельной температурой фильтруемости не выше -5°; сорт D - не выше -10°; сорт Е - не выше -15°; сорт F - не выше -20°. Помимо них несколько лет назад было освоено производство "Арктики", у которой температурный предел фильтруемости еще ниже, чем у ДТ сорта F.

Все манипуляции с флаконом присадки и заправочным пистолетом нужно проводить в темпе вальса, чтобы не успели застыть те "пять капель" присадки, которые были перед заправкой добавлены в бак

Дело случая

Пики парафиновых параличей обычно приходятся, во-первых, на начало настоящей зимы, во-вторых, на периоды особо сильных морозов, когда, как говорится в народной мудрости, хороший хозяин собаку на улицу не выгонит. Почему морозы ниже -5° из года в год застают заправщиков врасплох, остается загадкой, но это неоднократно подтвержденный факт. В результате АЗС заправляют страждущих так называемым "летним" ДТ (сорт С) из запасов, которые к началу зимы остались в резервуарах, или в лучшем случае его смесью с "зимним" ДТ (сорт F). Аналогичная ситуация в баках автомобилей. 

Другие всплески приходятся на резкую перемену погоды, когда, например, вечером было еще более-менее, а утром столбик термометра упал в район 17-ти градусов и ниже, а машина заправлена сортом F. На общую обстановку накладываются также случаи заправки соляркой, низкотемпературные качества которой вообще не отвечают зимним условиям. Где владельцы обзаводятся таким ДТ, разбирать не будем. Наша тема вынесена в заглавие статьи, ибо многолетний опыт эксплуатации дизельных автомобилей показывает, что разбавление ДТ бензином и керосином либо добавление к ДТ присадок, которые так и называются - антигельные или депрессорные, действительно понижает температуру предельной фильтруемости.

Почему морозы ниже -5° в из года в год застают заправщиков врасплох, остается загадкой, но в результате АЗС заправляют страждущих так называемым "летним" ДТ (сорт С) из запасов, которые к началу зимы остались в резервуарах

Со времен Союза

Способ понижения порога фильтруемости ДТ путем добавления бензина или керосина известен со времен Советского Союза и особенно широко практиковался в условиях Крайнего Севера, где при экстремальных морозах в баки заливалось до 70% керосина. Понятно, что это были дизели грузовиков, которые мало похожи на дизели современных легковых автомобилей, однако и для них разбавление ДТ бензином и керосином было вынужденной, но не безобидной мерой.

Недостатков два. Во-первых, для трущихся деталей топливной аппаратуры ДТ является смазкой. Разбавление смазки керосином или бензином ухудшает вязкость и смазывающие свойства смеси, что увеличивает риск преждевременного износа прецизионных элементов, а также выкрашивания металла из деталей привода в узлах топливной аппаратуры. 

На солярке, которая способна намазываться на фильтр, дизель может завестись, но далеко ли уедет машина, работающая на таком топливе, - вопрос.

Второй минус заключается во влиянии добавок на цетановое число ДТ. Этот параметр характеризует способность ДТ к самовоспламенению от сжатия, из-за чего также важен для дизельных моторов. Добавление керосина или бензина уменьшает цетановое число. В результате увеличивается задержка воспламенения, что ведет к более жесткому сгоранию и росту нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма. Это не может не сказаться на их долговечности. Помимо этого возможно ухудшение пусковых свойств, без того неважных в морозы, и увеличение дымности выхлопа.

Из двух зол безопасней керосин. Он и смазывающие свойства ухудшает не так сильно, и цетановое число снижает меньше, чем бензин. Но керосин еще попробуй найди, а бензина море разливное на каждой АЗС. Нередко даже переезжать к другой колонке не надо - достаточно просто поменять пистолеты. Из бензинов лучше сорта с наименьшим октановым числом, и в связи с этим остается сожалеть, что прекращено производство бензина Н-80.

Против депрессии

Антигельные присадки появились на розничном рынке вслед за дизельными иномарками. В отличие от бензина и керосина, которые необходимо добавлять литрами и чем сильней мороз, тем больше, доза присадки составляет доли процента от количества топлива. По этой причине антигель не должен влиять на вязкость, что сохраняет дизтопливу немалую толику смазывающих способностей. Возможное влияние на величину цетанового числа компенсируется тем, что большинство антигельных присадок являются комплексными препаратами, которые помимо снижения температуры застывания ДТ обещают защиту топливной системы от коррозии и износа, увеличение цетанового числа, уменьшение дымности и прочие радости. Проводились независимые исследования - они обещанное в аннотациях не всегда подтверждают, но обычно все же не опровергают. 

В недостатках трудность применения. Эффект достигается после физико-химических процессов с базовым топливом, а они могут нормально протекать только при температурах выше +5°. Оптимальный вариант - добавление присадки в канистру с топливом и перемешивание в теплом помещении, но заниматься такой алхимией большинству дизелистов не позволяют условия проживания. Непосредственно же на АЗС добиться результата непросто. Топливо из резервуаров поступает с температурой выше указанной, но присадку надо везти на АЗС "за пазухой" и все манипуляции с флаконом и заправочным пистолетом проводить в темпе вальса, чтобы не успели застыть те "пять капель" присадки, которые были перед заправкой добавлены в бак.

Второй недостаток - стоимость. Присадка стоит денег, а добавление бензина, учитывая, что он дешевле ДТ, наоборот, снижает затраты на топливное содержание автомобиля. 

Вердикт "Автобизнеса"

Если официально задавать вопрос специалистам СТО "Что лучше - бензин, керосин или антигель?", выяснится, что плохо все. Основание для такого ответа - применение каких-либо добавок в ДТ не предусмотрено производителями. Однако когда этот же вопрос задается на частном уровне, оказывается, что и специалисты в своих личных автомобилях не пренебрегают разжижать ДТ подручными средствами. На наш взгляд, предпочтительней антигели, но еще лучше всякой химии принудительный подогрев топлива, ведь при температурах выше 5 градусов мороза парафин не кристаллизуется.

Сергей Боярских, фото автора

 

Облако тегов