Страховщики, общественные организации и независимые эксперты продолжают обсуждать единую методику расчета ущерба при ДТП, однако единую точку зрения выработать пока не могут. Вариант, который предлагает страховое сообщество, приведет к тому, что автомобилистам придется оплачивать ремонт из собственного кармана, уверены эксперты.
По словам председателя «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максима Ханжина, на очередном экспертном совете по разработке единой методики расчета ущерба ДТП так и не удалось прийти к единому мнению по двум самым важным вопросам: структуре формирования цен на запчасти и ремонтные работы.
«Позиции общественных организаций и Минюста остались прежними, страховщики также свое мнение не изменили, - сообщил Максим Ханжин. - Мы не договорились по основным пунктам: из чего исчислять износ и как определять нормо-часы».
В РСА прокомментировать ситуацию и озвучить позицию по этим двум пунктам отказались, сославшись, на то, что пока какие-то выводы делать не следует, так как обсуждение еще не закончено. А компромисс стороны должны выработать в любом случае.
По словам Максима Ханжина, предлагаемый страховым сообществом документ в случае его утверждения не только не снизит число недовольных выплатами граждан, но и увеличит его. Выплаты по ущербу автомобилистам, застраховавшим свою ответственность по полисам ОСАГО, станут еще ниже, потому что для единой методики расчета ущерба страховщики предлагают опираться на «оптовые» цены материалов и нормо-часов.
«По нормо-часам страховщики придерживаются позиции, при которой отталкиваться нужно от стоимости, определенной договором между страховой компанией и сервисом. Мы с этим не согласны, потому что это оптовые цены, и потребитель отремонтировать по ним автомобиль не сможет. Сейчас натуральную форму возмещения - полное восстановление автомобиля в сервисе - предлагают лишь единицы страховых компаний. Остальные компенсируют ущерб, исходя из своих коэффициентов», - рассказал Максим Ханжин.
По данным генерального директора «ГлавСтрахКонтроля» Николая Тюрникова, страховые компании экономят деньги практически на каждой выплате, и поэтому сделают все, чтобы отстоять свою позицию в вопросе ценообразования. «Ничто кроме алчности не мешает взять за основу розничные цены! Здравый смысл не мешает, разумный подход не мешает. Очень простой пример: по статистике, за год страховые компании по ОСАГО делают выплаты по 2,5 миллионам страховых случаев. Представьте, что на каждом убытке страховые компании экономят пусть, хотя бы, по 2 тысячи рублей — это 5 миллиардов рублей в год. Если говорить объективно, то на каждом убытке они экономят около 1000 долларов. Тысяча долларов на 2,5 миллиона - 2,5 миллиарда долларов - вот она, экономия», - говорит Тюрников.
Ханжин, в свою очередь, отмечает, что в случае с ДТП, в котором пострадал новый автомобиль, разница в сумме, необходимой для ремонта, и деньгами, выплаченными страховщиком, может превышать несколько сотен процентов. Если же вариант страхового сообщества будет одобрен, эта «вилка» может стать еще более ощутимой - из-за иной формулы расчета износа.
«Сегодня у нас износ считается от оригинальной детали, и мы считаем это логичным. Мы должны считать износ от тех деталей, которые изначально стоят на автомобиле, которые устанавливали на конвейере. И если сегодня износ считается от оригинальных деталей, то страховщики нам предлагают отсыл к рынку - считать от неоригинальных деталей», - отмечает Ханжин.
Николай Тюрников считает, что применять коэффициент износа на рынке страхования вообще неверно. Вычеты из выплат, которые идут на ремонт застрахованного автомобиля, дискредитируют саму систему страхования и делают единую методику во многих случаях бесполезной для клиентов страховых компаний.
«В Германии, если машина находится на гарантии, там хоть ОСАГО, хоть каско, ни у кого не стоит вопроса о том, чтобы рассчитывать ущерб с учетом износа. Идея выплат, что по ОСАГО, что по каско, состоит в том, чтобы компенсировать ущерб, а не просто его часть. Я считаю, что износ не должен вычитаться, и нужно в этой части вносить изменения в закон об ОСАГО. Износ вообще не должен учитываться, а по машинам, которые находятся на гарантии, выплаты должны производиться по ценам официального дилера. Потому что, если у тебя машина находится на гарантии, ты не можешь поехать даже крыло поменять в неавторизированный сервис, так как потеряешь гарантию. Если ты платишь своему страхователю по ценам неофициального дилера, но при этом он не имеет право обслуживаться у неофициального дилера, то кому нужна такая выплата? Ее всегда будет недостаточно», - заявил Николай Тюрников.
В минувшем году из-за расхождений в методиках расчетов оценка суммы ущерба у независимых экспертов и страховых компаний отличалась настолько, что стала причиной множества судебных исков автовладельцев против страховщиков, и именно это обстоятельство заставило РСА форсировать работы над единой методикой расчета ущерба.
Напомним, единый электронный каталог, где содержатся данные о стоимости запасных частей, ценности нормо-часа и материалов, должен был быть создан еще 10 лет назад, но ранее это страховщиков не беспокоило. Равно как и судебные тяжбы с автовладельцами. Но с распространением в 2012 году действия Закона о защите прав потребителей и на сферу автострахования число судебных исков против страховщиков стало расти как снежный ком. «В этом году было около 600 тысяч исков к страховым компаниям, по которым было взыскано, я думаю, в районе 50-60 миллиардов рублей. В том числе и судебные санкции, которые применяются в соответствии с законом о защите прав потребителей. То есть, страховщики захотели узаконить недоплаты своим клиентам. Чем, по их мнению, и должна была стать эта методика единая», - рассказал Николай Тюрников.
Если же новая методика расчета будет утверждена без поправок, на которых настаивают общественные организации, то судиться со страховыми компаниями станет невозможно. «Реальная история. К нам приехал человек. У его автомобиля помяли дверь. Страховщики оценили ущерб в 8 тысяч рублей. Он поехал к дилеру, заказал у него независимую экспертизу. Дилер насчитал сорок. Посчитали износ и получилось порядка 34 тысяч в итоге. Он взял, заплатил свои деньги, отремонтировал автомобиль у дилера, а потом пошел в суд и подал иск к страховой компании. Если ситуация у нас будет такая, как сейчас предлагают страховщики, то он в суд не сможет подать, потому что эти занижения, они все будут узаконены», - убежден Максим Ханжин.
По его словам, нынешний вариант страховщиков не устраивает и Минюст, который сегодня пользуется своей собственной методикой. Но если предположить, что предлагаемая страховым сообществом модель расчета ущерба будет единой и неоспоримой в суде, то это обязательно приведет к тому, что страховщики совершенно законно будут выплачивать своим клиентам суммы, которых на ремонт в официальном сервисе не хватит.
«Мы вернемся в 90-е годы. То, что нам предлагают, - это уход в серый рынок. Отказаться от дилеров, отказаться от оригинальных деталей и взыскивать разницу с ответчиков без страховых компаний. С бандитами и утюгами», - резюмировал Ханжин.