«Неизвестные» пункты ПДД

23 ноября, 2014 - 21:08
145 0

Есть пункты Правил дорожного движения, которые забывают практически мгновенно после окончания автошколы. Память обычно возвращается лишь после ДТП, в процессе разбора которого нужный пункт вызубривается наизусть, но уже поздно…

Ехал на «стрелку»

Не все помнят: если светофор оснащен дополнительной секцией со стрелкой, но при этом на основном зеленом сигнале нет никаких стрелок, «основной» сигнал разрешает движение во всех направлениях – даже при погашенной допсекции (естественно, если это не запрещено знаками или другими средствами). Но чаще всего на основном зеленом нанесены стрелки, например, прямо и направо. В данном примере это означает, что поворот налево разрешен только при включенной дополнительной секции.

Но есть еще одна тонкость. Поворачивая на стрелку дополнительной секции светофора направо, когда сигнал основных секций запрещающий, вы обязаны пропустить все машины, с которыми пересекаются ваши траектории, даже если они поворачивают со встречной полосы налево.

Цитата из ПДД: «13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Помеха справа

Кстати, в ПДД нет понятия «помехи справа» или «правила правой руки», но есть такая формулировка: «13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Ее все помнят и любят.

Но вот беда: на Т-образных перекрестках, двигаясь по прямой вдоль примыкающей справа дороги, многие напрочь забывают про пункт 13.11. Ведь интуитивно кажется, что примыкающая дорога всегда второстепенная.

Это действительно так, если она обозначена знаком «Уступи дорогу» или «Стоп», или если это выезд с прилегающей территории, или грунтовая дорога по отношению к асфальтовой (см. определение «Главная дорога» в ПДД). Но если обе дороги асфальтовые, знаков нет, а примыкающая магистраль не имеет явных признаков заезда на прилегающую территорию, мы имеет дело с перекрестком равнозначных дорог, на котором действует п. 13.11

Кстати, правило «помехи справа» действует и при одновременном перестроении с соседних полос в центральную (п.8.4 ПДД).

Скорость во дворах

Вспоминаем: «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Само собой, этот лимит никто не контролирует (автору ни разу не встречались спидганы во дворах), но смысл в нем есть: вероятность появления внезапного препятствия во дворах выше, а возможностей для маневра меньше.

Кроме того, во дворах запрещена стоянка с включенным мотором, а пешеходы имеют преимущество, то есть могут ходить, где угодно. Фактически, если вы едете по проезду, а с крыльца спустился пешеход, необходимо остановиться и пропустить его. Правда, ПДД обязывают пешеходов не создавать необоснованных помех, но поскольку четкого толкования последнего понятие не существует, на практике пешеход во дворах будет прав всегда.

Цитата из ПДД: «17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. […] Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории».

Про поул-позиции

Есть у некоторых такая привычка – на перекрестке при запрещающем сигнале выкатываться на «поул-позицию» за светофор, огибая стоящие машины. Многие воспринимают подобное как хамство и грубое нарушение ПДД. Самое забавное, что иногда нарушения нет. Читаем ПДД: «При запрещающем сигнале светофора […] водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам».

Заметьте, даже не перед границей перекрестка, которая определяется по краям скруглений, а перед воображаемой линией, которая обозначает край пересекаемой проезжей части.

Еще раз подчеркнем, что если стоп-линия или соответствующий знак (слово «Стоп» на белой табличке) есть, то останавливаться надо перед ними. Но в России они зачастую отсутствуют, и в таких местах можно стоять вплотную к пересекаемой проезжей части.

Правда, имейте в виду: случись на перекрестке «бильярд», в зоне риска окажутся те, кто выехал дальше всех. И не останавливайтесь поперек пешеходного перехода, даже если он обозначен только знаками, а не зеброй. Помимо нарушения ПДД, это просто свинство.

Битва за левую полосу

Есть такие водители-правдорубы: займут левую полосу, включат круиз-контроль на 90 км/час и плевать они хотели на тех, кто моргает сзади. Дескать, еду строго по ПДД, а на остальных чихать хотел.

Само желание соблюдать скоростной режим похвально, но есть нюанс: на любой дороге, где лимит скорости 80 км/час или выше, нужно держаться как можно правее. Этого требуют ПДД, а вовсе не барское право быстрых машин на левую полосу. Естественно, вы можете перестроиться в левую полосу для опережения, разворота или поворота налево, но в описанных случаях продолжительная езда должна осуществлять по наиболее правому из свободных рядов.

В городе занимать левый ряд запрещено на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении, кроме случаев, когда остальные полосы заняты или вам нужно повернуть налево или развернуться. Если же в одном направлении только две полосы и лимит скорости ниже 80 км/час, можно ехать по любой.

А вот еще один интересный пункт, о котором забывают «шахматисты» – любители вышивать по рядам: «9.4 […]В населенных пунктах […] при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия».

Неявный запрет обгона

Вроде бы все примитивно и просто: есть знак 3.20 или сплошная разметка – обгон запрещен. Нет оных – разрешен.

Не тут-то было. Многие забывают, что есть несколько мест, где обгон запрещен по умолчанию безотносительно знаков и разметки: они изложены в п. 1.4 ПДД. Скажем, нельзя обгонять на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях. Важно понимать, что те же мосты не имеют каких-то специальных обозначений: иногда может быть табличка с названием пересекаемой реки, а если мост перекинут через овраг, то не будет даже ее. Иногда мосты настолько незаметны, что издалека их можно спутать с обычными ограждениями трассы рельсами безопасности, но бывает, именно в таких местах устраивают засаду бдительные сотрудники ГИБДД.

Не стоит обгонять на пешеходных переходах, хотя обгон на них запрещен, только если по переходу идут пешеходы. Также не совершайте подобный маневр на регулируемых перекрестках или нерегулируемых, когда вы движетесь по равнозначной или второстепенной дороге. Обгон запрещен на железнодорожных путях и за 100 метров перед ними, причем обгоном будет считаться даже объезд стоящей перед переездом «пробки» по встречной полосе. Наконец, ПДД запрещают обгон в конце подъемов и на опасных поворотах: те и другие обозначаются знаками.

Кстати, многие считают, что наказание положено за «пересечение сплошной линии» (или двойной сплошной). Это не совсем так: в КоАП в принципе нет такого правонарушение, как пересечение сплошной линии. Скажем, вы имеет право пересечь сплошную линию, отделяющую проезжую часть от обочины. КоАП наказывает за выезд на полосу встречного движения там, где это запрещено, и наличие осевой разметки (сплошной или двойной сплошной) – один из способов запрета. А нюанс вот в чем: допустим, вы вышли на обгон через прерывистую линию, потом началась сплошная, которую вы проехали по встречной полосе, после чего вернулись в свой ряд опять через прерывистую. Было ли нарушение? Да. Физически вы не пересекали сплошной линии, но находились на встречной полосе, там, где это запрещено. А значит – штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев

Облако тегов