Купи дорогу и катайся

27 июня, 2007 - 10:36
43 0

В Госдуму внесен законопроект, отдающий дороги в частные руки и разрешающий вводить плату на любой магистрали. Если закон будет принят, ответственность за низкое качество дорог будет переложена с государства на население. Однако, по мнению экспертов, это только усугубит проблему.

25 мая группа депутатов во главе с Мартином Шаккумом внесла в Госдуму проект федерального закона «Об автомобильных дорогах». По словам одного из авторов законопроекта депутата Александра Хинштейна, в проекте собраны все предложения Минтранса по созданию основополагающего закона, который должен регулировать вопросы, связанные с российской дорожной сетью. В самом законопроекте говорится, что его целью является «определение основ функционирования автомобильных дорог, их проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания». По идее такой закон должен определять порядок содержания дорог и устанавливать, кто будет отвечать за разбитую дорогу.

На деле же депутаты решили, что нужно включить в список ответственных физических лиц – государство ведь с их содержанием не справляется, вот пусть тогда дорогами занимается население страны.

Согласно проекту, частными дороги могут стать «по праву собственности, праву хозяйственного ведения, праву оперативного управления, праву аренды либо по иному вещному или обязательственному праву». Купить кусок дороги можно будет так же, как приобрести участок земли или другой недвижимости. Однако расценки и списки необходимых документов для приобретения дороги пока не определены. Государство оставляет за собой единоличное право только на федеральные магистрали, к которым относятся «дороги, соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов Российской Федерации», а также «дороги, включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации». «Такая практика распространена во всем мире, почему бы и нам не разрешить частные дороги?», – пояснил Хинштейн.

Причем, по его словам, получить во владение можно будет как дорожку ведущую к дачному участку, так и дорогу общего пользования.

«Во всем мире частная дорога передается в собственность, чтобы владелец содержал ее в соответствии с ГОСТами, взамен имея возможность сдавать в аренду придорожные территории», – пояснил профессор кафедры проектирования дорог МАДИ, вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. Если частник дорогу содержит плохо, государство его наказывает. Однако, по словам Лобанова, в России эта схема работать не будет – у нас нет действенного наказания за плохое содержание дорог, только административный штраф. Поэтому власти не могут заставить ремонтировать дороги местные администрации, так же не смогут заставить класть новый асфальт и частного владельца. Более того, частный собственник дороги может вести себя совершенно непредсказуемо, закрывать дорогу совсем или вводить плату за проезд без выполнения надлежащих условий. А отнять у него дорогу государство уже не сможет.

По словам экспертов, такое разрешение может привести к еще большему ухудшению состояния дорог в России. «Реальных механизмов заставить частника вкладывать деньги в свою собственность сейчас не существует, – считает депутата Виктор Похмелкин. – А если они появятся позже, то такая частная собственность сразу станет никому не нужна».

Вообще идея с передачей эксплуатации дороги из государственных рук в независимые родилась в контексте строительства платных дорог в стране.

В проекте закона «О платных автомобильных дорогах», внесенном в Госдуму правительством еще месяц назад, подробно оговорена схема такой передачи. Речь идет о приглашении инвесторов для строительства или реконструкции новой трассы. Чтобы отбить свои деньги и заработать, инвестор получает возможность в течение оговоренного срока, например, 50 лет, собирать плату с автомобилистов и сдавать в аренду под склады или бензоколонки придорожные территории. Причем все эти годы инвестор обязан поддерживать должное состояние дороги, под угрозой разрыва договора. По истечении обозначенного срока дорога возвращается государству, и деньги идут уже в бюджет. В этой схеме застрахованы все, кроме, разве что, автомобилистов, которым придется выбирать между платой за проезд и бесплатным альтернативным путем, качество которого не оговаривается законом. Положение о платных дорогах есть и в депутатском проекте. По мнению Хинштейна, он должен стать альтернативой проекту, внесенному правительством.

Помимо передела собственности, авторов законопроекта озаботили права и обязанности пользователей отечественных дорог. Так, в проекте впервые на уровне федерального законодательства прописано право автомобилиста на «возмещения вреда и ущерба, нанесенного здоровью и имуществу, вследствие нарушения правил ремонта и содержания автомобильных дорог», если владелец дороги не содержит ее в соответствии с ГОСТом. Правда, по словам Похмелкина, такое право формально существует у автовладельцев и сейчас: «Однако добиться компенсации ущерба практически невозможно благодаря запутанным подзаконным актам, действующим в этой области. А они даже после введения нового закона останутся прежними», – пояснил правозащитник.

Что касается обязанностей, то автомобилистам, наряду с загрязнением и загромождением дорог, запрещается на дорогах ремонтироваться.

А именно – «выполнять в пределах полосы отвода, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работы, связанные с применением горючих веществ, а также веществ, способных снизить сцепление колес транспортных средств с дорожным покрытием». Формально это означает, что, если законопроект будет принят, подлить на дороге масла в двигатель и дозаправиться из канистры станет противозаконным.

Кроме того, в законопроекте прописан пункт, разрешающий местным властям ограничивать или прекращать движение автомобилей по дороге при «неблагоприятных сезонных погодно-климатических условиях». При этом в документе ничего не говорится об обязательном объезде для дорог, движение по которым закрывается. Сейчас сезонные ограничения по пользованию дорогами можно вводить только для грузовиков, так как считается, что осенью и весной в период дождей груженые фуры очень сильно разбивают дороги. Новый законопроект разрешает вводить ограничения на передвижение для всех автомобилистов без исключения.

Артем Бетев, Мария Цыбульская
Газета.ru

Облако тегов