Круговое движение а-ля Тунис

27 октября, 2005 - 15:39
197 0

Карусель, карусель - это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!
(Из известного мультфильма)

Всегда не любил круговые перекрестки. Да, безусловно, немалую роль в этом сыграло то, что когда-то, на заре своей водительской карьеры, я попал на одном таком перекрестке в небольшое ДТП. Сам виноват, конечно. Был невнимателен, неаккуратен и совсем запутался в какую сторону надо смотреть.

Нынче, конечно, особых проблем они мне не создают. Опыт - великое дело. Но всё равно - любое круговое движение требует от меня достаточно значительной сосредоточенности. И даже если перекресток знаком до последней выбоины на асфальте - того автоматизма в действиях, с которым проезжаются все остальные перекрестки, почему-то нет.

И как замечательно на площадях с круговым движением возникают пробки! Да, безусловно, наши потрясающе взаимовежливые водители с их привычкой выезжать на перекресток независимо от того, что на нем делается, способны блокировать движение где угодно. Но на круговых перекрестках это у них получается особо удачно. Выезжаешь на перекресток - начинаешь пропускать того, кто справа. Тот, кто справа, тоже выезжает на перекресток и начинает кого-то пропускать... И т.д. С некоторыми вариациями в случае наличия светофоров, знаков приоритета и прочих полезных вещей.

Единственный вопрос, который по этому поводу приходил мне в голову - а зачем вообще в этом мире существуют круговые перекрестки? Ну, да... А как еще организовать движение, если от площади выходит более четырех дорог? С другой стороны, смысл кругового движения, например, на пересечении Энергетиков и шоссе Революции для меня всегда был загадкой и никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывал.

А в сентябре занесло меня в Тунис. И поколесил я по этой гостеприимной африканской стране немало. На местных маршрутках (в том числе междугородных), такси, экскурсионных автобусах и прочем транспорте. Первое что поражает - все водители ну очень вежливые и спокойные. От арабов (99% населения Туниса), если честно, ожидал более... как бы это сказать... сумбурной езды. Ну хотя бы как в Египте.

А еще в Тунисе полно круговых перекрестков. Как в городах, так и (особенно) на загородных дорогах. Подобных перекрестков больше (!), чем обычных. Если тунисцам надо пересечь два шоссе (в том числе и очень неравнозначных по количеству движущегося по ним транспорта) - они делают небольшую площадь. Что на первых порах очень изумляло - несмотря на весьма приличное количество машин, никаких неудобств, никаких проблем, никаких затруднений. Перекрестки проезжаются тихо и спокойно. Сначала не мог понять, в чём дело. Потом сообразил.

У тунисских правил дорожного движения есть два существенных отличия от наших. Во-первых, на предупреждающих знаках они вместо коров и лосей рисуют верблюдов. И, во-вторых, на круговых перекрестках тот, кто движется по кругу, всегда имеет преимущество перед тем, кто пытается на круг выехать.

Необычно? Необычно. Получается, что при выезде на круговые перекрестки у нас действует не правило помехи справа, а правило помехи слева. Но, в качестве компенсации за такую необычность, мы получаем следующие приятные вещи:

1. Если тебе надо повернуть налево, тебе никогда не придется вертеть головой во все стороны, чтобы пропустить и тех, кто едет слева, и тех, кто едет справа, и тех, кто едет тебе навстречу (радостно вспоминаю повороты с Долгоозерной на Авиаконструкторов или Планерную, с Афонской на Аккуратова, с дороги Кузьмолово-Юкки на дорогу на Петербург через Бугры и т.д.) Пропустил тех, кто едет по кругу - и езжай себе спокойно.

2. На круговых перекрестках не может быть затора. Т.е. если ты въехал на круговой перекресток, ты всегда легко с него выедешь, т.к. все остальные тебя пропускают. Заторы могут быть только на въезде на круговой перекресток. Когда стоишь и пытаешься вклиниться в поток едущих по перекрестку машин.

3. Оказывается, вклиниться и выехать на тунисский круговой перекресток всегда можно. Потому что машины по круговому перекрестку движутся медленно. Т.к., во-первых, круговые перекрестки в Тунисе всегда достаточно маленького диаметра (особенно не разгонишься), и, во-вторых, тот, кто выезжает на круговой перекресток, всегда должен притормозить, чтобы посмотреть, а нет ли кого слева? В-третьих, там еще, правда, водители достаточно вежливые... Но не будем о грустном.

В общем, тунисские особенности дорожного движения произвели на меня самое благоприятное впечатление. С моей точки зрения, тем, кто занимается организацией дорожного движения у нас в стране, есть чему у них поучиться. Съездили бы, что ли, туда отдохнуть?

Георгий Герулайтис

Облако тегов