Российскую часть дороги из Европы в Китай оценили в 825 млрд рублей

5 сентября, 2018 - 14:00
169 0

Президент РФ Владимир Путин поручил построить к 2024 году российскую часть магистрали «Европа — Западный Китай» (ЕЗК). Но в правительстве по-прежнему не пришли к соглашению, какой вариант строительства трассы выбрать.

Как пишет газета «Ведомости», ее маршрут составляет около 8000 км. В Белоруссии, Казахстане и Китае свои части уже построили.

Российских вариантов трассы рассматривается четыре, все из них ведут до границы с Казахстаном. Предварительных оценок стоимости проекта тоже несколько — шесть. Приоритетной считается схема строительства через Казань, разработанная госкомпанией «Автодор».

Сейчас полная полная стоимость строительства и реконструкции всех дорог проекта ЕЗК оценивается в 1 трлн руб., из них 825 млрд — из бюджета. Если из проекта убрать некоторые дороги маршрута, которые можно профинансировать отдельно, то итоговая сумма станет меньше.

По информации издания, главная тема дискуссии сводится к двум вопросам: выделить средства на новую скоростную трассу, чтобы в перспективе даже пустить по ней фуры-беспилотники, или реконструировать магистрали М5 и М7, которые идут через города.

На одном из совещаний по проекту большинство участников высказались в пользу добавления в план частной трассы «Меридиан». В 2016 году  решением правительственной комиссии по транспорту эта магистраль признана ответвлением ЕЗК. Дорогу с 2013 г. разрабатывают совладелец Русской холдинговой компании (РХК) Александр Рязанов, зампред правления «Газпрома» в те же годы, когда Медведев был председателем совета директоров, и его партнер Роман Нестеренко. В середине июля Медведев поручил проработать предложение РХК о строительстве дороги, говорят два чиновника.

За включение «Меридиана» в план выступают министр экономического развития Максим Орешкин и вице-премьер Максим Акимов, против — Минтранс, который настаивает, что внести в план частный проект нельзя.

«Меридиан» оценивается в 594 млрд рублей и не требует вливаний из бюджета, но авторы проекта поставили ряд условий: не строить конкурирующие дороги в период окупаемости, в случае национализации проекта выплатить им рыночную стоимость, возместить потери в случае введения административных ограничений проезда (не менее 15 млрд руб. в год для транзитного транспорта из Китая) или изменения налогового законодательства.

Примечательно, что километр «Меридиана» стоит почти в два раза дешевле, чем трасса «Автодора», в том числе за счет согласования специальных (приближенных к европейским) стандартов строительства. Минфин поддерживает «Меридиан» и предлагает отказаться от основной трассы ЕЗК.

Инициаторы «Меридиана» на свой страх и риск готовятся к стройке. Они завершили инженерные изыскания на 433 км трассы, ведут их еще на 1100 км, получили лицензии на разработку пяти песчано-гравийных карьеров, четыре лицензии на воду, согласовали 10 проектов освоения лесов, оформили права на 90% земли по 2000-километровому маршруту (75% выкуп), подготовили предпроектную документацию, начали проектирование, получили технические условия на переустройство коммуникаций. По предварительной оценке экспертов, авторы проекта потратили уже около 10 млрд рублей.

Для транзитных фур расчетная стоимость 1 км проезда по «Меридиану» — 30 руб., для грузового внутри России — 5 руб., для легкового — 2 руб., сказано в материалах. Зарабатывать инвесторы собираются на плате за проезд, сервисах и автозаправках, всего их планируется около 200.

Финальное решение о маршруте будет принято на совещании у Дмитрия Медведева. Дата еще не назначена.
 

Облако тегов